СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эко-образовательный проект "Зеленый мир"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эко-образовательный проект "Зеленый мир"»

Эко-образовательный проект "Зеленый мир"

Основная идея:

“Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме”

Краткое содержание проекта:

Проект “Зеленый мир” – эко-образовательный развивающий проект, направленный на формирование у школьников экологической культуры. В качестве ведущего технологического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, сознания и экологической ответственности учащихся путем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целесообразной деятельности. Наличие модели компетентностного подхода позволит обеспечить выполнение социального заказа на экологически культурную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.

Продолжительность проекта: 3 года.

Направление проектирования: организационно-педагогическое.

Участники проекта:

Участники

Должность в проекте

Основные обязанности по проекту

1.

зам. директора по ВР

руководитель проекта

общее руководство и координация работы структур, диагностика и анализ развития, взаимодействие с социальными партнерами, организатор работы с Интернет-технологиями

2.

руководитель МО классных руководителей

координатор проекта

методическая работа с педагогами, разработка методических материалов, взаимодействие с социальными партнерами

3.

педагог-организатор

организаторы мероприятий

разработка и реализация мероприятий проекта, организация работы по повышению инициатив учащихся

4.

Классные руководители

организаторы деятельности

организация работы по повышению инициатив учащихся

5.

Родительский комитет

организаторы мероприятий

организаторы акций, мероприятий


Описание проекта:

1) Проблема, на решение которой направлен проект

Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностнаяпарадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.

Таким образом, можно обозначить эффективный механизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическая образование – формирование ключевых компетенций – экологическая культура.

2) Цель и задачи проекта

Цель проекта: воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.

Задачи:

  • формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика;

  • формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия;

  • модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности;

  • формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;

  • формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.

Проект основывается на принципах:

  • единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;

  • принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;

  • междисциплинарный подход;

  • принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;

  • принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;

  • целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;

  • интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;

  • непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.

Организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели экологического образования применительно к различным формам организации учебной деятельности:

  • “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);

  • “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);

  • “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);

  • “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).

3) Деятельность в рамках проекта:

I этап. Разработка проекта

  1. Анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры.

  2. Определение ключевых направлений в реализации проекта.

  3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации экологической работы в школе.

  4. Анализ возможностей по формированию и организации деятельности творческих групп педагогов по актуальным направлениям.

  5. Анализ направлений и возможностей по развитию методической и научно-исследовательской работы в области формирования экологической культуры.

  6. Анализ возможностей в расширении информационного обеспечения: периодические издания, Internet.

II этап. Реализация проекта

  1. Анализ потребностей в необходимой информации по разделам: диагностические методики, технологии, тематические разработки.

  2. Обеспечение подготовки педагогических кадров в области экологического воспитания, выпуск научно-методических рекомендаций по формированию экологической культуры.

  3. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы.

  4. Развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители.

  5. Развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах).

III этап. Анализ эффективности проекта

  1. Анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки.

  2. Совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.

4) План график мероприятий (Приложение 1).

5) Показатели:

“Критерий качества” – первоначальное и последующее анкетирование (Приложение 2).

“Критерий факта” – количественные показатели и степень проявления активности учащихся в экологических мероприятиях и акциях.

6) Ожидаемые результаты:

Долгосрочные результаты:

  • повышение уровня экологической культуры;

  • сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;

  • получение хорошей базы для самоопределения и профориентации учащихся в области экологии.

Краткосрочные результаты:

  • создание высокоэффективной модели экологического образования в школе;

  • повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;

  • увеличение количества проектов экологического направления;

  • создание сайта эко-образовательного проекта “Зеленый мир”;

  • разработка экологических образовательных маршрутов;

  • разработка технологии использования сервисов Веб 2.0 как инструмента экологического образования.

7) Устойчивость проекта:

Проект достаточно устойчив, так как не требует больших материальных затрат и не зависит от вложений финансов, а базируется на материально-техническом фонде школы.

8) Распространение проекта:

  1. Привлечение большого числа участников проекта.

  2. Использование проекта в воспитательной работе школы.

  3. Сотрудничество со специалистами.

  4. Распространение накопленного опыта.



Список использованной литературы:

  1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.

  2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.

  3. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. – М.: Новая школа, 1996.

  4. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!