СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эйдетика - как метод развития памяти в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как помочь ученику  развить память? Какие виды упражнений можно применять на уроках, стобы запоминать не механически, а оознанно, при этом фантазировать, мыслить.

Просмотр содержимого документа
«Эйдетика - как метод развития памяти в современной школе»

Эйдетика как метод развития памяти в современной школе

Добрый день, позвольте представиться. Я, Иванова Т.А., учитель МБОУ СОШ №14.

Слайд

- Давайте с вами проведём сейчас игру на запоминание слов. Я назову, а вы должны постараться запомнить все слова.

Снежинка, яблоко, саквояж, курица, зарплата, дача, компьютер, идея, глобус, сабля, карьера, банкет, клюква, юбка.

- Постарайтесь воспроизвести в памяти и посчитать сколько слов вы запомнили… Оказалась задача не из простых. Вот и я столкнулась с тем, что детям даётся много информации на каждом уроке и её надо запоминать, им это не удаётся и пропадает интерес, если что-то не получается. Потому что уровень развития детей разный. А как сделать так, чтобы ребёнок развился самодостаточной, заинтересованной, с адекватной самооценкой личностью?

- Вот сегодня я хочу поделиться с вами опытом . И тема моего выступления

«Эйдетика - как метод развития памяти в современной школе»

Существует несколько факторов, влияющих на процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста. Все они зависят от человека, тренирующего свою память.

- Как вы считаете какой первый фактор?

слайд

Прежде всего, это фактор желания, который побуждает узнавать новое.

Вторым, не менее важным является фактор осознания. Для того чтобы запомнить тот или иной материал, детям должна быть понятна цель, для чего он это делает.

Третьим фактором являются яркие впечатления. Также как и ассоциации, впечатления служат детям школьного возраста для запоминания новых данных. В виду этого, важной задачей учителя является трансформирование сложной и тяжелой информации в более комфортную для детского восприятия.

Четвертый факторвнимание. Без данного атрибута запоминание превращает в трудный процесс. Важно своевременно начать учить ребенка сосредотачиваться на конкретной задаче.

Практически в каждом ребёнке есть творческий потенциал. У каждого есть свои способности, свойственные только ему, и потому - уникальные. В связи с этим, задача современной школы, системы образования в целом - помочь отыскать, распознать и развить в себе эти способности. Тоесть это умение думать неординарно, креативно, быть увлечённым, проявлять смелость в своих способностях, быть богатым своим внутренним миром.

Уметь учиться, двигаться к совершенствованию через усвоение нового социального опыта, об этом говорится в понятии универсально-учебные действия.

Стоит отметить, что человеческая память заключается в трех этапах:

  1. запоминание;

  2. хранение данных;

  3. воспроизведение.

Моя цель как учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества, используя приёмы, соответствующие его психофизиологическим особенностям, формированию позитивного мышления. В этом случае может быть реализована идея здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Для реализации этой цели в своей педагогической деятельности я апробирую новую педагогическую технологию, которая способствует развитию памяти – «приёмы эйдо и мнемотехники».

слайд

В этой технологии используются приёмы нестандартных ситуаций, которые вызывают у детей позитивные эмоции, учат фантазировать, видеть образами, творчески мыслить. Эйдетика (от греческого "эйдос" - яркий образ) - методика развития памяти, воображения и образного мышления человека. В ней собраны разные способы запоминания и обработки информации, известные с древнейших времён. Систематизировал и обобщил, дополнил их оригинальными методиками Игорь Юрьевич Матюгин. Мнемотехника является дополнителнением к эйдетике. Большой Энциклопедический Словарь дает такую трактовку понятию «Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования искусственных ассоциаций». Поэтому в системе эти техники направлены как на приёмы развития вербально-логической памяти, обработку речевой информации, логики (т.е мнемотехнические элементы системы – за функционирование которых отвечает левое полушарие), так и на работу с образами, развивают пространственную ориентацию,интуицию (т.е. эйдотехнические – за которые отвечает соответственно правое полушарие). Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал более доступным для запоминания. Эта технология позволяет детям в игровой форме без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, составляющей интерес на уроках детей видеть, мыслить образами. Цифры и буквы для них уже не безмолвные значки: они движутся, разговаривают, имеют запах, вкус, цвет. Умение фантазировать и воображать делает детей естественными, раскованными, раскрепощёнными. Такими же становятся и их мысли, а это раскрывает творческий потенциал.

слайд

Я работаю над этой технологией с 2016 года. И за это время диагностики показали, что это способствует развитию у детей коммуникабельности и познаванию чего-то нового.


У детей наблюдается улучшение в учебной деятельности по следующим показателям:

▪ возрастает память;

▪ повышается качество устных ответов;

▪ уменьшается количество орфографических ошибок.

Учащиеся моих классов активно принимают активное участие в заочных и очных олимпиадах. Результатом этого есть награды за призовые места.

Предлагаю некоторые приёмы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Чтобы у детей успешно проходил процесс внедрения в эту технологию, предложите детям провести небольшие упражнения для того, чтобы заработали у него правое и левое полушарие головного мозга.

Попробуем вместе с вами

Для этого, например, возьмите два карандаша, в правую и в левую руку, а затем нарисуйте одновременно две фигуры.

И ещё один приём - в течение минуты левой рукой гладьте себя по голове, а правой отбивайте дробь по столу. Через минуту поменяйте действия для каждой из рук – левой отбивайте дробь, а правой – гладьте голову.

Русский язык. слайд

  • Метод связанных ассоциаций

Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. Теперь словарная работа на уроках русского языка проводится при помощи рисунков. Такой способ запоминания правописания словарных слов развивает фантазию, воображение, устную речь учащихся, умение находить аналогию. Вот как это происходит.

Фонетические ассоциации

Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

  • Береза – белая береза

  • Герой – Гена – герой

  • Деревня – дед в деревне

  • Железо – железо режу еле-еле

  • Запад – на западе солнце падает

  • Инженер – Женя – инженер

  • Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап

  • Комната – комната у Наты

Смысловые ассоциации

Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова откуда к нам оно пришло.

Погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рожает урожай


Занимательные четверостишия слайд

  • Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.

В слове спряталось другое слово. Слайд

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверкает Верка

Вдруг – друг-друга

Гореть – горе гореть!

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Пловец – пловец плывет в плове

Соловей - соловей поет соло

Ужин – ужи на ужин?

Комната – живёт Ната


Графические ассоциации /по схожести изображения/ слайд

  • Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

  • А так же это может быть составление ребусов, изографов.


На уроках дети не только сочиняют. Они успешно обрабатывают готовый материал: стихотворные и прозаические тексты. В этом помогает метод пиктограмм - один из самых любимых видов работы у наших учеников на уроках чтения, русского языка, окружающего мира.

Пиктограмма - изображение, содержащее сообщение, переданное рисунком . Для уроков чтения они очень эффективны, как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного и творческого мышления. Сначала, для общего восприятия текст читается целиком; затем, либо построчно, либо по смысловым частям. После этого - пауза, и дети рисуют пиктограмму к каждому отрывку. Затем учитель продолжает читать, а дети слушают и опять рисуют. Рисунок не должен всё отражать, он должен только напоминать слова и строки.

После таких упражнений дети вдумываются в смысл каждого слова, просят объяснить незнакомое. Ведь чтобы изобразить, нужно хорошо представлять. Важно показать детям, как не надо рисовать, т.е. указать на различие иллюстрации и пиктограммы: последняя более схематична, более подробна, быстрее выполняется, не требует умения хорошо рисовать.

Пиктограммы, как правило, получаются такие, что они читаемы и узнаваемы только автором. Поэтому лучше, когда ученик сам их составляет, не срисовывая у других. Это не исключает коллективного обсуждения рисунка: при чтении все вместе обсуждают, как лучше изобразить то или иное слово, строку, а затем каждый сам выполняет свой рисунок.

Таким образом, пиктограммы способствуют запоминанию информации без напряжения. Главное - это не механическое заучивание, а осмысленное, сознательное запоминание материала. Составляя пиктограммы, ребёнок размышляет над лексическим значением каждого отдельного слова, целой фразы, строки (если речь идёт о стихотворении), рассуждает о прямом и переносном значении слов, анализирует их, подбирает слова, созвучные данным. Это называется свободное ассоциирование. Дети очень любят выполнять графические импровизации, где, подключая воображение, в нескольких произвольно проведённых линиях можно увидеть различные предметы, фантастические образы. Когда мы можем любую мысль мгновенно превратить в живой, яркий образ, тогда и появляется творческая, исследовательская работа мозга.

Использование методов оживления, вхождения, трансформации, фонетических ассоциаций и т.д. даёт возможность с помощью памяти, воображения и неординарного мышления изучать разные учебные предметы. Я вводила приёмы пиктограмм и на уроке окружающего мира. В целом эти методы оптимизируют процессы осознанной обработки и усвоения информации, вырабатывая навыки активной творческой мыслительной деятельности.

Слайд - Сможете ли вы прочитать, что здесь зашифровано?

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром. С. Есенин


Математика. Спрятанные цифры. Находим цифры в рисунках (Матюгин И). С помощью таких ассоциаций можно запоминать большие номера, например мобильный номер телефона или какие-либо даты. Для этого нужно сложить картинку воедино, представив цифры на лице или найти между цифрами какую-либо закономерность.

Итак, вернёмся к нашей игре. Сейчас у вас есть ручка и листочек. Я диктую слова, а вы с помощью пиктограмм постарайтесь их запомнить.

Снежинка, яблоко, саквояж, курица, зарплата, дача, компьютер, идея, глобус, сабля, карьера, банкет, клюква, юбка.

- Кто попробует повторить слова?

- А теперь попробуем их связать в единый рассказ. Для этого используется метод последовательно связанных ассоциаций: как и дети придумаем фантастический рассказ, используя опорные слова в данной последовательности. У каждого может получится совершенно разный рассказ. В этом и состоит творческая деятельность.

Таким образом, здоровьесберегающая направленность в школе как одна из актуальных проблем современности и требований ФГОС требует к себе более глубокого исследования, разработки технологий, диагностик. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что технология «Школа Эйдетики» является здоровьесберегающей, так как направлена на обеспечение психического здоровья учащихся, опирается на природосообразность, индивидуальность ребёнка. Использование технологии «Школа Эйдетики» способствует повышению мотивации и интереса к учебно-познавательной деятельности.

Слышу я древний Архимедов наказ

И как молитву твержу каждый раз.

Если дать ученику надёжную точку опоры,

В предмете любом свернул бы он горы!

Ищите! Творите! Удивляйте!

Литература

1.АбрамоваГ.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики htt://www.tiuu.ru/content/pages/53htm

2.Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

3. Матюгин И Как развить хорошую память. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

4. Матюгин И Как развить хорошую память. Новейшие методики - М: РИПОЛ КЛАССИК, 2007.

5.Никитина Т Самоучитель по развитию памяти. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

6.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М «Новая школа», 1995.





(9 слайд)  1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Ребята – ребята решают ребус

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Женщина - варит щи

Тарелка – тарелка-это тара

Улица – на улице встречаю знакомые лица

(10 слайд)  2. В слове спряталось другое слово.

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверкает Верка

Вдруг – друг-друга

Гореть – горе гореть!

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Пловец – пловец плывет в плове

Соловей - соловей поет соло

Ужин – ужи на ужин?

Комната – живёт Ната

(11 слайд)  3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/

           


 Урок математики. (13 слайд)  

Как ты думаешь, на что похож ноль?

На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.

Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.

А два на что?

Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е.  2 х 0 = 0.



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!