СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Его пример служения народу пройдет через века и возвеличит Русь". (История лицах: Александр Невский)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Его пример служения народу пройдет через века и возвеличит Русь.

Просмотр содержимого документа
«"Его пример служения народу пройдет через века и возвеличит Русь". (История лицах: Александр Невский)»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»











Разработка внеурочного мероприятия

Его пример служения народу

Пройдёт через века и возвеличит Русь.

(История в лицах: Александр Невский)













Подготовила:

Лебединская Елена Геннадьевна















Ульяновск, 2022

Конспект внеурочного мероприятия

Его пример служения народу
Пройдёт через века и возвеличит Русь.

(История в лицах: Александр Невский)


Цели:


Метапредметная: познакомить с высоким духовно – нравственным подвигом Александра Невского; сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, правителе, князе Александре Невском; формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, способствовать развитию у детей интереса к изучению истории своей страны; обогащать духовный мир обучающихся путем приобщения их к православным традициям русского народа; побуждать детей к чтению художественной и научной литературы; научить применению полученных знаний в курсе изучения общеобразовательных предметов.

Личностная: через обсуждение образа Александра Невского заложить в сознание детей добродетель как основу морально-нравственного поведения, способствовать формированию любви и внимательного отношения к окружающим людям и пространству.

Коммуникативная: способствовать развитию мыслительных процессов через речевую деятельность.

Регулятивная: в процессе совместной деятельности учителя и учащихся способствовать приобщению к морально-нравственным ценностям, стремиться к саморегуляции поведения и самоанализу своих действий и поступков с точки зрения духовного развития личности ребенка младшего школьного возраста.

Форма мероприятия: портрет с элементами исследования.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Форма организации: индивидуально-фронтальная.

Оборудование: иллюстрации икон с изображением Александра Невского, выставка книг об Александре Невском, компьютер, презентация, словарь С.И.Ожегова.



Структура мероприятия

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы.

  3. Работа с репродукцией.

  4. Изложение материала.

  5. Работа над эпиграфом.

  6. Итог мероприятия. Рефлексия.


Ход мероприятия

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя. Сообщение темы.


Неуважение к предкам есть первый признак

дикости и безнравственности. Гордиться славою

своих предков не только можно, но и должно,

не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

(Слайд 1).


Учитель: Со времен принятия христианства на Руси и до наших дней в сокровищнице православной веры есть немало святых заступников. Среди них – Александр Невский, Великий Князь земли Русской.

Его отличает служение Отечеству, патриотизм, национальное достоинство. Тема мероприятия «Его пример служения народу

Пройдёт через века и возвеличит Русь.». Разговор у нас пойдет об Александре Невском.

Учитель: Как Вы думаете, чему или кому была подчинена душа и весь внутренний мир Святого? (Внутренний мир Святого, душа были подчинены закону любви к Богу, ближним, Отечеству.)

- Постарайтесь сформулировать вопросы, на которые мы должны будем дать ответы во время работы на классном часе? (Почему, за какие дела считают Александра Невского святым? Каков вклад Святого в духовно-нравственное развитие человека, поколений? и т.п.)

3.Работа с репродукцией:

(Слайд 2).

(Слайд 3).

Учитель: Опишите иконописное изображение Александра Невского (слайд 2,3).

Ученики: Перед нами князь - воин и князь – правитель. Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

Учитель: На репродукции иконы изображен А.Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина.

Ученики: Это бесстрашный и опытный воин – переносицу рассекают волевые складки, волосы побелила седина.
Учитель: Какими чертами Вы бы наделили этого человека? (Храбрый, смелый, волевой, решительный, отважный, добрый, мудрый, справедливый). Обратите внимание на глаза князя Александра. Они отражают покой, смирение, доброту, это глаза праведного человека.

4. Изложение материала.

Учитель: Что же совершил Александр Невский, и почему народ хранит о нем память? Ученики рассказывают о жизни Александра Невского.

Ученик 1. Александр родился в Переславле (ныне Переславль - Залесский Ярославской области) 30 мая 1220 года. Второй сын переславского князя Ярослава Всеволодовича. О первых годах детства его известно мало. Глубоко верующий, благочестивый, суровый и замкнутый, с порывами гнева и милосердия – таким встаёт образ отца Александра. О его матери – княгине Феодосии – известно очень мало. В летописи о ней говорится, что она была тихой и смиренной, отдавшей себя своему женскому служению. В 1223 году (по другим сведениям, в 1225 году) Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» - обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. Вероятно, тогда же переходил он из рук женской прислуги к воспитателям - мужчинам. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду. С малолетства Александр учился грамоте с наставлениями, оставленными его предком Владимиром Мономахом; обучался иностранным языкам (латинскому и греческому), знаниям всемирной истории, истории родной старины по русским летописям. В то время были известны сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, а также жития святых. Кроме книжного обучения, большое внимание уделялось физическому воспитанию. С ранних лет Александр отличался глубокими религиозными познаниями. Любимым занятием, кроме чтения книг Священного Писания, было церковное песнопение. Под родительским кровом Александр рос недолго. В середине 30-х гг. отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.
В 1236 году Ярослав уехал из Переславля-Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238г. – во Владимир). В 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у храма Святой Софии, как раз накануне Батыева нашествия. Отец наставлял Александра: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”

Ученик 2. С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра - он становится правителем Новгородской земли, выполняя поручения своего отца. На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси. С Востока надвигалось страшное нашествие монголо-татар. Подобно своему отцу он, как мудрый, дальновидный политик, большое внимания обращал на Запад, где в 1204 году пал Царьград - священный город, из которого пришла Православная вера на Русь. Византийское царство пало, на его месте была основана Латинская, т.е. Католическая империя. Вслед за Византией пришёл черёд и Руси. В борьбе на два фронта Русь выстоять не смогла бы. Нужно было выбирать между Востоком и Западом. Суровая жизнь выковала в Александре самый нужный в ту пору талант полководца.

Ученик 3. Невская битва.

В 1240 году, в летнее время - в самую страду полевых работ - в Новгород пришла весть о нападении с севера. Зять шведского короля Фолькунга Биргер вошел на ладьях в Неву и высадился с большой ратью в устье Ижоры, угрожая Ладоге.

Враг был уже в новгородских пределах. Князь Александр не имел времени ни послать к отцу за подкреплением, ни собрать людей из далеко разбросанных новгородских земель. По словам летописи, он "разгорелся сердцем" и выступил против шведского войска только со своей дружиной, владычным полком и небольшим новгородским ополчением. Перед выступлением он пришел в храм Святой Софии, пал на колени перед алтарем и со слезами начал молиться, говоря: "Боже хвальный, Боже праведный, Боже великый и крепкый, Боже превечный, сътворивый небо и землю, и постави пределы языком и жити повелевый не приступав в чюжаа части", - и, услышав воспеваемый в это время псалом, сказал: "Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне". Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".

(Слайд 4).

Сеча произошла 15 июля в день памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира. Князь Александр скрыто подошёл к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромили противника. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём копья печать на челе». Бой кончился к вечеру. Остатки шведской рати сели на ладьи и ночью ушли в море. По словам летописца, тела убитых шведов наполнили три ладьи и несколько больших ям, а новгородцы потеряли убитыми всего двадцать человек. Можно думать, что летописец неправильно передает соотношение убитых в сече, но, во всяком случае, его рассказ выражает сознание великого значения этой победы для Новгорода и всей Руси. Натиск шведов был отражен.

Слух о победе прошел по всей стране. Новгород, объятый перед тем страхом и тревогой за исход неравной борьбы, возликовал. При звоне колоколов князь Александр вернулся в Новгород. Архиепископ новгородский Спиридон с духовенством и толпы новгородцев вышли ему навстречу. Въехав в город, князь проехал прямо к храму Святой Софии, хваля и славя Святую Троицу за одержанную победу. Эта победа принесла Александру Ярославичу громкую славу и почетное прозвище «Невский».

Следующая битва, которая принесла Невскому вековую славу произошла на Чудском озере.

Ученик 4. Ледовое побоище.

В том же году князь Александр Невский рассорившись с новгородцами покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили все население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков. Продвигаясь к Новгороду, немцы взяли городок Тёсов и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Новгородцы, чувствую смертельную опасность, сочли за благо просить князя Александра вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско по главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно, под их ударами пало Копорье, был возвращен Псков. Главное же столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.


(Слайд 5).

Узнав, что на него идет большая рать, Александр отступил из орденских владений, перешел через Чудское озеро и поставил свои полки на русском его берегу у урочища Узмень у Вороньего камня. Наступил уже апрель, но все еще лежали снега, и озеро было покрыто крепким льдом. Готовился решительный бой. На новгородцев шел весь орден. Немцы шли "похваляясь", уверенные в своей победе. Из рассказа летописи видно, что вся новгородская рать сознавала глубокую серьезность боя. В этом рассказе в напряженном ожидании битвы есть ощущение лежащей за спиной русской земли, участь которой зависела от исхода сечи. Исполнившись ратного духа, новгородцы сказали Александру: "О княже наш честный и драгий; ныне приспе время положити главы своя за тя". Но вершина этого сознания решительности боя заключается в молитвах Святого Александра, которые приводит летопись: князь Александр вошел в церковь Святой Троицы и, воздев руки и помолившись, сказал: "Суди Боже, и разсуди прю мою от языка велеречива: помоги Господи, яко же древле Моисеови на Амалика и прадеду моему, князю Ярославу, на окаяннаго Святополка".

На восходе солнца рать меченосцев в накинутых поверх доспехов белых плащах, с нашитым на них красным крестом и мечом, двинулась по льду озера на новгородцев. Рыцари построились «свиньёй» - глубокой колонной, начинающейся тупым клином. Подобное построение позволяло тяжеловооруженной рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец, когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. «И бысть сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».

Ученик 5. (Звучит отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище» в исполнении ученика):

Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
Его дружинники скучали,
Топтались кони, тлел костер.
Бояре старые ворчали:
«Иль меч у князя не остер?
Не так дрались отцы и деды
За свой удел, за город свой.
Бросались в бой, ища победы,
Рискуя княжьей головой!»
Князь молча слушал разговоры,
Насупясь на коне сидел,
Сегодня он спасал не город,
Не вотчину, не свой удел.
Сегодня силой всенародной
Он путь ливонцам закрывал,
И тот, кто рисковал сегодня,—
Тот всею Русью рисковал.
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.

Учитель: Эта битва решила исход войны, и орден был вынужден заключить мир, отказавшись от всех завоеванных новгородских и псковских территорий. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В тяжёлое для страны время он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного разорения и уничтожения монголо-татарами. В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани и сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Хан Берке удерживал князя возле себя всю зиму и лето, а только осенью князь получил возможность отправиться домой, во Владимир. На несколько дней он остановился в Нижнем Новгороде и потом продолжил путь до Городца Волжского, но тут его настиг предсмертный недуг.

«Предчувствуя близкое своё отшествие к Богу, удалил он от себя всё земное и пожелал великое ангельского образа: совершилось печальное пострижение, по его пламенной молитве, и прославленный витязь Невский Александр, Великий князь обширной Державы Российской, отложив всякое земное величие, восприял в схиме смиренное имя Алексия».

14 ноября 1263 года Александр скончался. Скоро дошла до города Владимира скорбная весть о кончине князя. Митрополит Кирилл, служивший в это время обедню, обратился к прихожанам со слезами на глазах: «Дети мои милые, закатилось солнце земли Русской!» и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем».

Ученик 6. А. Майков «Кончина Александра Невского».
Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых
венца вокруг него
По небу словно идет торжество.
В келье ж игуменской – зрелище 
скорби и слез…
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Князь Александр черной схимой покрыт…
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность 
глядит…
Вот перед гробом земные поклоны 
творят,
Следом все люди идут приложиться 
к мощам.
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
Князь неподвижно лежит…
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошел и 
дрожащей рукой 
Сердце ощупал его и чело – 
И, зарыдав, возгласил:
«Наше солнце зашло!»

Учитель. Тело Александра было доставлено в стольный город Владимир. 23 ноября 1263 года состоялось погребение полководца в монастыре Рождества Богородицы. Летопись свидетельствует, что во время заупокойной службы произошло чудо. Когда, по обычаю, служитель митрополита Севастьян подошёл к гробу и вложил в руку мёртвого Александра грамоту с разрешительными молитвами, рука неожиданно разжалась, взяла свиток и сжалась вновь.  Так в 43 года закончился земной путь великого человека, князя Александра Невского. Совсем другой срок был уготован его посмертной славе. Имя князя стало символом, сам его образ вдохновлял на защиту русской земли. Когда спустя 117 лет правнук Александра, Дмитрий Донской, собирался на решающую битву с монгольскими ордами Мамая, он молился именно своему прадеду – слова его молитвы сохранила летопись. А в ночь накануне сражения пономарю церкви Рождества Богородицы явилось видение: два неведомых старца подошли к гробнице Александра и призвали его явиться на подмогу Дмитрию. И дух князя поднялся, «стал невидим» и двинулся, «поспешая на помощь» русскому войску. Мамаево побоище было выиграно русскими и нанесло сокрушительный удар монгольскому игу на Руси.   
Александр был при жизни и остался после смерти защитником земли русской, теперь уже не только физически, но и духовно.
С1380 года во Владимире начинается почитание Невского как святого. В 1547 году молодой русский царь Иван IV на церковном соборе предложил причислить Александра Ярославовича к лику святых, и это предложение было принято. Вскоре православная русская церковь объявила его Святым и стала почитать как защитника земли русской от врагов. 
В его честь в 1710 году была основана Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, куда были перевезены останки князя 30 августа 1724 года по велению Петра I. Князь Александр был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошёл на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время.

Учитель: Ребята, подберите определения, характеризующие личность князя Александра Невского.
Ученики : Личность князя: бесстрашный, храбрый, милостивый, справедливый правитель, полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, смиренный, мудрый, праведник, человек высокой духовности.
Учитель : Личность князя удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина.

Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму – с именем Алексий, что с греческого означает «защитник». А это 
значит, что в сонме святых благоверный князь А.Невский является ходатаем и защитником Земли Русской. 
Ученик 6. Образ Александра Невского как символ бесстрашия, мужества и воинской доблести православной России. Проходят годы и века. Но имя доблестного полководца и мудрого правителя великого князя Александра Невский помнят все русские люди, ибо сражался он за родное Отечество, сражался и побеждал.
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т.д. Императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского, выдаваемый за особые военные заслуги. В царской России награждались военачальники за одержанные в войнах победы. Орден просуществовал до 1917 года, после революции был упразднён. Когда грянула Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, орден Александра Невского вновь стал боевой наградой (учрежден 29 июля 1942 года). В Российской империи с 1725 года по 1917 год существовал орден Святого Александра Невского, а в СССР с 1942 года по 1991 год существовал орден Александра Невского. Орден Святого Александра Невского был учреждён Екатериной I в 1725 году и предназначался для награждения как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами.



(Слайд 6).

29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии.

(Слайд 7).За подвиги и заслуги, совершённые в период Великой Отечественной войны, было произведено более 42 тысяч награждений орденом Александра Невского. В числе награждённых этим орденом более 1470 воинских частей и соединений Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от  2010 года установлено, что орден Александра Невского вновь входит в государственную наградную систему Российской Федерации, а также утверждены его статут и описание. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.


Ученик 7. Храмы, возведённые в честь Александра Невского. Огромная популярность благоверного князя выходит за пределы нынешнего Российского государства. Александр Невский почитается не только у нас в стране, но и во многих странах мира: ему молятся о сохранении своих границ и возводят храмы в его честь народы Сербии, Греции, Грузии, Китая, его имя носили (и носят) тысячи церквей - и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.



Свя́то-Тро́ицкая Алекса́ндро-Не́вская ла́вра (Слайд 8).



Храм Александра Невского в Белграде, Сербия (Слайд 9).

Храм Александра Невского в Софии (Слайд 10).

Храм Александра Невского г. Ухань (Китай) (Слайд 11). Церковь Александра Невского в Тбилиси (Слайд 12). Кафедральный cобор Александра Невского в г. Прешов, Словакия (Слайд 13). Кафедральный Собор Александра Невского в г. Краснодар (Слайд 14). Храм Александра Невского в Челябинске (Слайд 15).


5.Работа над эпиграфом к классному часу.

Учитель: Эпиграфом к уроку не случайно стали слова Александра Сергеевича Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». 9(Слайд 1). Выделите ключевые слова в этом высказывании (Неуважение к предкам, признак безнравственности, гордиться славою, малодушие). Ребята, я прошу каждого прочитать про себя записанный эпиграф. Подходит ли, по вашему мнению, он к нашему уроку? (Эпиграф полностью подходит к нашему классному часу. Знать историю своей страны, гордиться своими предками должен каждый человек, патриотизм православного христианина проявляется в защите Отечества, в любви к Родине, к ближнему).

Учитель. Нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Все вы хорошо знаете и представляете, в какой великой стране мы живѐм, богатой не только просторами и недрами, но и своим уникальным духовным наследием, которое запечатлено в книгах. Сегодня мы попытаемся понять и оценить уникальную созидательную силу, заложенную в русском народе и в православии. Православный христианин призван любить свое Родину. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему. Патриотизм православного христианина проявляется в защите Отечества, труде на благо Отчизны, заботе о родном крае.

6. Итог мероприятия. Рефлексия. Учитель:

– О каком святом мы говорили сегодня?

- Чем Александр Невский заслужил любовь и почитание людей?

- Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого?

Завершить мероприятие хочется стихотворением В.Мухина




Св. Александру Невскому - солнцу земли русской


Ученик:


В высокий час высоким песнопеньем
Любой народ и каждая страна
Произнесут с мольбой, с благоговеньем
Заветные святые имена.

У нашего российского народа
Один герой воистину велик.
И ярче, и светлее год от года
Его великорусский строгий лик...

Как будто бы душа твоя живая
Над всей страной, как яркая звезда,
С народом всю судьбу переживая,
Из века в век в пути его всегда.

Мы помним всё о времени суровом:
Как землю защищал ты от врагов,
Как рыцарей топтал ты подо Псковом,
С триумфом возвратившись в гордый Псков...

Идя по неизведанным дорогам,
Мы нынче растеряли пол-Руси.
За свой народ, предстатель перед Богом,
В жестокую годину нас спаси.

Ты в каждый дом и в каждую обитель
Войди сегодня, в наши сон и явь.
Святой заступник, ангел и хранитель,
От наших бед немыслимых избавь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!