СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ задание № 7.1.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык .Готовимся к выполнению задания номер семь.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ задание № 7.1.»

Морфологические нормы

(образование форм слова)

Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы:

  1. сравнительной и превосходной степени прилагательных;

  2. собирательных числительных;

  3. целых и дробных числительных;

  4. родительного падежа числительных;

  5. именительного и родительного падежа множественного числа существительных;

  6. косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.


Образование форм степеней сравнения прилагательных

Начальная форма

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная

Светлый

светлЕЕ

Более (менее) светлЫЙ

светлЕЙШий

Самый светлый; светлее всех; наиболее светлый


Если прилагательное в составной сравнительной или превосходной степени, то оно остается в начальной форме(искл. Составляют случаи со словом «всех» (умнее, красивее, талантливее)

  • нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

Неправильно говорить: наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейший.

Правильно сказать: менее красиво, наиболее умный, самый талантливый.

Образование форм числительных

Числительное

Пример ошибок

Правило и правильные варианты

1)сложные

Нет шестьсот рублей, о четырехсот книгах и т.п.

При склонении у сложных числительных изменяются обе части(четырехсот (р.п.), четыремстам (д.п.), четырьмястами (ТВ.п.), о четырехстах (п.п.).

Правильный вариант: нет шестисот рублей, о четырехстах книгах.

2) составные

Тремя тысячами пятистами восьмидесятью семью

При склонении составных числительных изменяется каждое слов (трем тысячам семистам пятидесяти двум (д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (ТВ.п).

Правильный вариант:

Тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью

3) дробные


При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трех (каких?) седьмых; пяти (каким?) девятым)

4) полтора и

Полтораста

Полторами стаканами, полуторастам друзьям

Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полторастами в им. и вин.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы чашки, полутора чашек, полтораста центнеров, полутораста центнерами.

Правильный вариант:

Полутора стаканами

Полтораста друзьям.

5) сорок, девяносто, сто

Девяностам тетрадям, о сороках событиях, к стам книгам

Эти числительные при склонении имеют лишь две формы: им. и вин.п. – сорок, девяносто, сто; все остальные падежи – сорока, девяноста, ста.

Правильный вариант:

Девяноста тетрадям, о сорока событиях, к ста книгам.

6)собирательные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро.

Двое девчонок, трое кошек, семеро женщин

Эти числительные употребляются только:

А) с сущ. , обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот.

Б) с существительными, имеющими форму толко множественного числа: трое суток, двое ножниц.

В) с существительными ребята, люди, дети: пятеро подозрительных лиц, двое ребят.

Г) с личными местоимениями: мы, вы, они (их трое, вас пятеро).

Д) с названиями парных предметов (двое носков, варежек, лыж.

Е) с названиями детенышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

!!! собирательные числительные не могут сочетаться с существительными обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

Правильный вариант

Две девочки, семь женщин, три кошки.

7) собирательные оба – обе

К обоим старушкам, у обеих мальчиков

Оба, обоих, обоим, обоими употребляется только с существительными мужского рода, а обе, обеих, обеими, обеим – только с существ. женского рода

Правильный вариант:

К обеим старушкам, у обоих мальчиков


Образование форм глагола

Пример ошибок

Правило и правильный вариант

Поклади в сумку, ехай быстрее, я победю его

Запомнить:

1) формы повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(-те); лечь – ляг (-те).

2) глагол КЛАСТЬ употребляется только без приставки;

3) глаголы с корнем –лож- - только с приставкой (положить, выложить).

4) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ. В необходимых случаях используется выражения: могу очутиться, сумею победить.

Правильный вариант:

Положи в сумку, поезжай быстрее, я смогу победить его


Образование форм местоимений

Пример ошибок

Правило и правильный вариант

Посреди его, внутри них, ближе нее, ихняя судьба

1) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади, управляющих родительных падежом: вокруг Них, сзади Него.

2) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей.

3) после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше её.

!!! Притяжательное местоимение ИХ имеет только эту форму! ИХНИЙ – ошибка.

Правильный вариант:

Посреди него, внутри их, ближе ее, их судьба.


Варианты падежных окончаний имен существительных

Пример ошибок

Правило и правильный вариант

Двое сапогов, несколько румынов, взвод солдатов, пять амперов, красивых полотенцев.

Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твердый согласный в род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:

1)парные предметы: варежки – варежек (но: носки – носков);

2) национальность (если основа оканчивается на Н или Р): армяне – армян, болгары – болгар (но: якутов, таджиков).

3) воинские подразделения: отряд (партизан, гусар, солдат.

4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов).

5) а также существительные ж.р. на _ня и на –це: башня – башен, басня – басен, блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев).

Правильный вариант:

Двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец.

Молодые инженерА

Окончание на И(Ы) употребляется:

1) у заимствованных существительных на –ер: шоферы.

2) у заимствованных одуш. и неодуш. существительных, оканчивающихся на –тор, -сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора).

Правильный вариант:

Молодые инженеры.

Кусок сырА

Окончание –У(Ю) употребляется:

А) у вещественных существительных при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но:плантации чаЯ, запасы сахарА).

Правильный вариант:

Кусок сырУ

Пять апельсин, вкусных яблоков

Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме род.п., мн.ч. имеют окончание –ов: лимонов, баклажанов (но: яблок).

Правильный вариант:

Пять апельсинов, вкусных яблок.


Существительные ср.р. на –ье в форме р.п., мн.ч. имеют окончание –ий: снадобье – снадобий, захолустье – захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!