СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Егэ задание №24.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. Готовимся к выполнению задания № 24.

Просмотр содержимого документа
«Егэ задание №24.»

Задание 24

Речь. Анализ средств выразительности.

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются языковый особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.


В этом задании проверяется умение соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в небольшой рецензии на исходный текст, и термин, указанный в списке (4 термина из 9 предложенных).

Определение терминов, которые чаще всего требуется найти.

языковое средство

определение

примеры

анафора (единоначатие)

повторение слов или словосочетаний в начале предложения

Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все "до лампочки". Вот от чего опускаются руки.

антитеза (противопоставление)

резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.

Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова!

вопросно-ответная форма изложения

форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.

Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех.

гипербола

художественное преувеличение

Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия.

градация

синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?!

Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком.

гротеск

художественное преувеличение до невероятного, фантастического

Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы на Земле люди.

инверсия

обратный порядок слов в предложении (при прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение – после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами.)

Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя.

Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских.

ирония

вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Забил заряд я пушку туго и думал: "Угощу я друга, постой-ка, брат-мусью".

Отколе умная бредешь ты, голова?

Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет предельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался "сон разбойника". В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.

композиционный стык

повторения в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.

контекстные антонимы

слова, которые в языке противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.

Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

контекстные синонимы


Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая.

лексический повтор

повторение в тексте одного и того же слова.

- Эти люди – ваши родственники?

- Да, - сказал он.

-Все эти людиродственники?

- Безусловно, - сказал он.

- Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?

литота

художественное преуменьшение

Мы со своими амбициями меньше муравьев лесных.

метафора (в том числе развернутая)

перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).

Добрых людей на свете был, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, …опрокинулся и затонул.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

метонимия

перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.

Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. Траурный Моцарт зазвучал под стенами собора.

Однородные ЧП

синтаксическое средство выразительности, позволяющее

а) подчеркнуть различные качества чего-либо;

б) увидеть динамику действия;

в) в деталях услышать, понять, увидеть что-либо.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

оксюморон

соединение в образе или явлении несовместимых понятий

Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

окказионализмы

индивидуально-авторские неологизмы

Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?

олицетворение (персонификация)

присвоение предметам неживой природы свойств живых существ

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…

парцелляция

намеренное дробление предложения на значимые смысловые части

Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.

перифраза

описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова

Особое место занимало у него в словаре слово "золото".

Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть – черное золото. Хлопок – белое золото. Газ – голубое золото.

риторический вопрос

выражение утверждения в вопросительной форме

Кто из нас не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

риторическое восклицание

выражение утверждения в восклицательной форме

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас!

риторическое обращение

фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.

Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?

сарказм

едкая ирония

И каждый раз, откровенно халтуря на работе ("сойдет!..."), что-то слепляя на авось ("перемелется!..."), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя ("да ладно, обойдется…"), закрывая глаза на собственную небрежность ("плевать…"), мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!

сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)

сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:

1. С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.д.

ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…

2. с помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…

И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.

3. родительным падежом существительного

Лак на скрипке был цвета крови

4. творительным падежом существительного

Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была бешеным взлетом к невозможному, быть может запретному…

5. сравнительным оборотом

Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

6. отрицанием ( не сопоставлением, а противопоставлением)

Не скрипка – душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии.

7. придаточным сравнительным

Рядом с ним, может быть, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких меннезингеров.

синтаксический параллелизм

одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев.

Что такое канцелярит?

Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность.

Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

Это – вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.

эпитет

художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга… Пуст рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

эпифора

одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.

Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!