СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка КИМа к конкурсу "ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия" в рамках объявления в РФ 2022 года "Годом культурного наследия народов России". В КИМ включены задания по проверке знаний  УНТ,  ИЗО, прикладного искусства и др. 

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия»

Структура работы 

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своим искусством, традициями и обычаями.

Каждый вариант конкурсной работы «ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия» состоит из 2-х частей и включает 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

На выполнение конкурсной работы отводится 3 часа (180 минут). Ответами к заданиям 1–15 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).

Задание 16 части 2 представляет собой сочинение-эссе по одной из 4 тем.

Желаем успеха!

Часть 1

Задание 1.

На представленных картинах люди объединены занятием одним из видов народного искусства. Соедините живописные произведения парами. Запишите ответы цифрами по два, по порядку, через запятую без пробелов. У вас должно получиться 5 пар.

(К примеру:12,34, 57)

Задание 2.

Нематериальное культурное наследие — часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое. Нематериальным наследием считаются обряды и традиции. Назовите обряды, запечатлённые на фотографиях. Ответ запишите словами через запятую в соответствии с порядком фотографий.



Задание 3.

Важным наследием народов России является строение кремля – исторического центра древних городов. В XVI—XVII веках в Русском государстве было построено около 30 каменных крепостей. До наших дней сохранились: Астраханский кремль, Коломенский кремль, Московский кремль, Ростовский и Тульский кремль и многие другие.

Соотнесите фотографию и название Кремля. Ответ запишите парой (например: 1-б)

1) 2) 3)





А – Астраханский кремль

Б – Ростовский кремль

В – Московский кремль


Задание 4.

Очень популярны на Руси были изделия из металла. Назовите место рождения изображённых предметов. Запишите ответ словами через запятую в соответствии с порядком фотографий.

Задание 5.

Издревле были развиты народные промыслы, связанные с резьбой. Мастера-резчики работали с деревом, костью и даже берестой! Назовите материалы, из которых изготавливались эти предметы. Ответы запишите словами через запятую в соответствии с порядком фотографий.





Задание 6.


В разных областях России издревле были развиты тканевые промыслы. Тонкое кружево и теплые платки уже много лет подчеркивают красоту наших женщин.

Соотнесите определение и название изделия (например: 1-а)


1.Необычайной филигранностью отличается это плетение из льняной тесьмы на коклюшках. Восхитительные узоры могут быть в форме плавных орнаментов или целых картин. Эти изделия являлись и являются украшением многих деревенских интерьеров.

А. Оренбургский пуховый платок

2. Изделие, связанное из самого тонкого пуха в мире (16-18 мкм). Эти изделия вяжутся из пуха коз вручную, поскольку машинная вязка «рубит» пух и изделие становится более грубым.

Б. Павловские платки

3.Вязанное изделие с узором из цветов (как правило, роз и георгинов), собранных в букеты или гирлянды. Впервые появились в XVIII веке, однако и по сей день они пользуются народной любовью.

В. Вологодское кружево


Задание 7.


Почти в каждом уголке нашей большой страны сохранились традиционные промыслы по изготовлению игрушек. С ранних лет мы знакомы с разными народными игрушками. Назовите эти игрушки, записав названия через запятую в соответствии с порядком фотографий.












Задание 8.


Определите вид росписи. Соотнесите фото с названием росписи (например: 1-а)

А) Б) В) Д)




1 – гжель 2 – жостово 3 – хохлома 4 – палех


Задание 9.

По узорам определите правильный ряд народных промыслов. Выберите правильный ответ, записав букву.

А) Гжель, Городец, Мезенская роспись

Б) Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан

В) Полхов-Майдан, Хохлома, Городец


Задание 10.

Как называется подобный вид декоративно – прикладного искусства. Выберите правильный ответ, записав букву.


А) Финифть Б) Филигрань В) Инкрустация

Задание 11.


Как называют этот элемент русской избы? Выберите правильный ответ, записав букву.



А) Иконостас

Б) Красный угол

В) Рушниковый угол



Задание 12.


Рассмотрите элементы интерьера русской избы и установите соответствие между элементами и их названиями.

Ответ записываем по порядку, сначала цифру, затем букву без пробелов и запятых.

(например: 1а2м3л….)


Задание 13.


Устное народное творчество… С него началась литература. Один из самых популярных малых жанров, используемый для высказывания народной мудрости – это пословица. Соотнесите начало и конец пословиц, записав номер и букву ответа без пробелов (например: 1г2ж...)

1.Куй железо,

А. а дома лучше.

2. Один в поле

Б. век учись.

3. Что посеешь,

В. Пока горячо!

4. Век живи

Г. Год кормит.

5. Вешний день

Д. то и пожнешь.

6. В гостях хорошо

Е. не воин.

7. Какие труды

Ж. торопись делом.

8. Не спеши языком

З. такие и плоды.


Задание 14.


Назовите имена богов Древней Руси. Запишите имена через запятую в соответствии с порядком изображений.










Задание 15.


Нечи́стая си́ла (также не́чисть, не́жить, нечистики) — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, бесов, оборотней и нежити — домового, полевого, водяного, лешего, русалки, кикиморы и пр.

Соотнесите описательную характеристику и название нечисти из славянской мифологии. Запишите ответ без пробелов (например: 1а2в…)

1.Эта нечисть в разных сказаниях выглядели по-разному. Одни крестьяне считали, что это полуразложившиеся жуткие трупы. Другие описывали их как самых обычных людей — только у них лица необычайно красны от всей выпитой крови. Отличала их громадная сила. Они бегали со скоростью скачущей лошади. Их не получалось ни зарезать, ни заколоть. Они оборачивались свиньями, конями, кошками, собаками, волками, снежными шарами, копнами сена и прочим.

А. БАННИК

2. Духи-хранители дома, по мнению ряда исследователей, пошли от общеевразийской традиции «строительной жертвы». Самое название этой нечисти более или менее попало во всеобщий обиход только в XVII веке. Раньше к нему предпочитали обращаться уважительно, называли «дедом», «дедушкой», «дидькой», «дзадом», «братком» — а то и «кормильцем», «хозяином», «хозяйнушкой», «избенным большаком». Нередко его имя вообще запрещалось произносить вслух.

Б. КИКИМОРА

3. Эта нечисть представлялся то маленьким старичком с громадной бородой, то здоровенным босым мужиком с железными руками, горящими глазами и длинными волосами. И опять же он был оборотнем, что оборачивался кошкой, собакой и даже конской головой. А ещё он очень злобен. Его одаривали хлебом с солью, давали воду с мылом.

В. УПЫРЬ

4. Это очень расплывчатый образ: то эту нечисть селили в болото или реку, то выдавали замуж за лешего, банника или домового — но всё-таки куда чаще она изображалась домашним духом. Причём ряд черт указывает на то, что это персонаж, отличный от домовика, с другими корнями.

Г. ДОМОВОЙ

5. Один из главных персонажей восточнославянского фольклора. И в то же время его образ один из самых изменчивых. Имя его закрепилось за этим персонажем только в XVII-XVIII веке. И это довольно неуважительное обращение к лесному духу, поэтому оно пошло от горожан. Крестьяне боялись лишний раз обращаться к нему напрямую, а если и говорили про него, то чаще делали это со всем возможным уважением, именуя его большаком, квартальным, господином Шишкиным, лесным дедушкой, лесным хозяином, лесным чиновником, лесным царём и даже лесным херувимом.

Д. ЛИХО

6. Главным физическим воплощением плохой доли человека можно назвать эту нечисть. Худая старая великанша-людоедка с одним глазом всем своим видом показывала возможную незавидную судьбу. Она привязывалась к людям и насылала беды, болезни, нищету. Её можно было кому-нибудь передарить, хотя всё же стоило попытаться прогнать нечисть силой воли или же обмануть.

Е. ЛЕШИЙ



Часть 2

Напишите сочинение-эссе, выбрав одну из приведённых ниже тем. Напишите номер выбранной темы в бланке ответов. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа оценивается 0 баллов, если оьъём сочинения менее 150 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


  1. «Культура создаёт не только здания, она создаёт людей» (по высказыванию известного российского лингвиста и литературоведа Юрия Михайловича Лотмана).

  2. Размышление современного человека о культурном наследии.

  3. Проблема сохранения народно-культурного наследия.
  4. Народное искусство – культурное наследие России.















Ключ для проверки КИМа «ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия» Часть 1
№ задания ответ № задания ответ № задания ответ
1 15, 27,310,49,68 6 1-в 2-а 3-б 11 б
2 Свадебный, Святочный, Ивана Купала 7 матрёшка, свистулька, развив.игрушка 12 1г2и3к4м5в6д7е8а9ж10л11з12б
3 1-в 2-а 3-б 8 1-б 2-в 3-а 4-д 13 1в2е3д4б5г6а7з8ж
4 Тула, Жостово, Великий Устюг 9 б 14 Перун, Хорс, Ярило, Стрибог
5 дерево, кость, береста, малахит 10 б 15 1в2г3а4б5е6д
Оценочная система части 1
№ задания баллы примечание
1. 5 баллов 1б за ответ (0-5)
2. 3 балла 1б за ответ (0-3)
3. 1 балл 1ошибка 0б.
4. 3 балла 1б за ответ (0-3)
5. 1 балл 1ошибка 0б.
6. 1 балл 1ошибка 0б.
7. 1 балл 1ошибка 0б.
8. 1 балл 1ошибка 0б.
9. 1 балл 1ошибка 0б.
10. 1 балл 1ошибка 0б.
11. 1 балл 1ошибка 0б.
12. 12 баллов 1б за ответ (0-12)
13. 8 баллов 1б за ответ (0-8)
14. 4 баллов 1б за ответ (0-4)
15. 6 баллов 1б за ответ (0-6)
итого 49баллов




Критерии оценки части 2
Баллы Критерии
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне
1 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно
0 Тема не раскрыта
Баллы Критерии
2. Опора на понятия культурного наследия и народного искусства
3 Понятия культурного наследия и народного искусства включены в сочинение, два и более из них использованы в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
2 Понятия культурного наследия и народного искусства включены в сочинение, одно из них использовано в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
1 Понятия культурного наследия и народного искусства включены в сочинение, но не использованы для раскрытия темы И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 Понятия культурного наследия и народного искусства не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
Баллы Критерии
3. Композиционная цельность и логичность
3 Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы
1 В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0 В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

Баллы Критерии
4. Соблюдение речевых норм
3 Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка
2 Допущены две-три речевые ошибки
1 Допущены четыре речевые ошибки
0 Допущено пять или более речевых ошибок
Баллы Критерии
5. Соблюдение орфографических норм
1 Допущены четыре речевые ошибки
0 Допущено пять или более речевых ошибок
Баллы Критерии
6. Соблюдение пунктуационных норм
1 Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 Допущено три или более ошибки

Баллы Критерии
7. Соблюдение грамматических норм
1 Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 Допущено три или более ошибки

Максимальный балл 15 баллов
Итого 64 – 52 – «5» 51 – 41 – «4» 40 – 29 – «3» 28 – 0 – «2»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!