СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ-2023. Русский язык. Пробный вариант №20 с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ-2023. Русский язык. Пробный вариант №20 с ответами

Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ»  https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2023. Русский язык. Пробный вариант №20 с ответами»

ВАРИАНТ 20

Часть 1

Я не согласен с тем, что писатель – это профессия. Писатель – это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получить только в результате огромного труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – чёрствый и тяжёлый хлеб.

Вот, например, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот в тридцатых годах, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те года был «в чести».

Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит.

Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не совершать никаких поступков, роняли бы его достоинство. (По Д.С. Лихачёву)

1. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять

на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ТРУД. Результат деятельности, работы, произведение. Научный труд.

2) ТЯЖЁЛЫЙ. Трудный, требующий большого труда, больших усилий. Тяжёлая задача.

3) СЛУЧАЙ. Подходящее время, обстоятельство. Упустить случай.

4) ГОДЫ. Период времени охватывающий некоторое количество лет. Героические годы.

5) РОНЯТЬ. Лишаться чего-нибудь (перьев, волос, листьев). Деревья роняют листву.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст, безусловно, принадлежит к публицистическому стилю.

2) Эмоциональность текста достигается за счёт употребления восклицательных и вопросительных предложений, лексических повторов, фразеологизмов (локтями пробивают себе дорогу; не был избалован вниманием).

3) Ведущий тип речи приведённого отрывка – описание.

4) Коммуникативная задача, стоящая перед автором текста, состоит в сообщении

читателю достоверных исторических сведений, связанных с творчеством Андрея Платонова.

5) Вводные слова (как известно, например) помогают автору вести рассуждение.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) отозвАла 2) навЕрх 3) взялА 4) тортЫ 5) аэропортЫ

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Издательство «Гротеск» впервые выпустило календарь ПАМЯТНЫХ дат.

Брат НАДЕЛ костюм Пеннивайза и отправился на праздник.

В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Всё, что говорил прохожий, было заведомой клеветой и не относилось к произошедшему.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

навстречу ЕЙ

ПОЕЗЖАЙТЕ

ВЗГЛЯНИ на картину

более ШЕСТИСТА лет

нет ТУФЕЛЬ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.

Б) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

2) Измученный жарой вахтёр спросил посетителя, в какую квартиру вы идёте.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3) Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся

иронический или юмористический характер

повествования.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) МГУ отпраздновало свой юбилей.


Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

5) Выделив все грамматические основы,

устанавливается структура предложения.


6) Творчество позднего Бетховена мало

соответствовало вкусам современной ему

венской публики, отдававшей свои симпатии

камерному музицированию.


7) Значительно различаясь словарным

составом и грамматическим строем, языки

мира обладают при этом общими

структурными свойствами.


8) Вопреки предсказания синоптиков началась

метель.


9) Успехи, которые достигнуты без особого

труда, не должны успокаивать нас.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






9 . Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться

2) нак..пивший, благосл..вение, надл..мить

3) оз..боченный, обр..зцовый, предст..вление

4) зап..здалый, ст..рожевой, раск..лоть

5) заб..левание, выпл..вка металла, прик..снуться

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) н..вылет, над..рвать, п..дтасовывать

2) пр..одетый, пр..скорбие, пр..клеивать

3) пред..явить, под..ём, об..явление

4) бе..сердечный, и..гиб, бе..толковый

5) без..сходность, под..тожить, дез..нформация

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удоста..вавший, черешн..вый

2) преодол..вая, ноздр..ватый

3)дешёв..нький, масл..це

4) совет..вавший, снеж..к

5) береж..ный, девч..нка

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) завиду..шь, негоду..шь

2) забот..вшийся, выпячива..мый

3) бре..шься, завис..мый

4) смотр..шь, наследу..мый

5) продолж..шь, очист..вший

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Его ответ был (НЕ)ПОЛНЫМ, но оригинальным.

Пение красногрудых снегирей, (НЕ)ЛИШЁННОЕ какой-то приятной мелодии,

раздавалось с оголённых веток сада.

Я ехал (НЕ)СПЕША и вдруг увидел на дороге зайца.

(НЕ)ДОГОРЕВШИЙ с вечера огонь в камине едва тлел.

Бим далеко (НЕ)СРАЗУ понял, что с ним произошло.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В ночи трудно было понять, (ПО)ЧЕМУ стучит створка незакрытых ворот: по металлическому забору или по припаркованному (В)БЛИЗИ автомобилю.

Прямой противоположностью Ольге Ильинской выглядит квартирная хозяйка, а (ЗА)ТЕМ и жена Обломова Агафья Пшеницына, (КАК)БУДТО без остатка растворившаяся в круговороте будничных забот.

Слуги ТО(ЖЕ) привязались к Базарову: чувствовали, что он ВСЁ(ТАКИ) не барин.

(В)СЛЕД за тем главные ворота усадьбы распахнулись, и (ОТ)ТУДА выехала нарядная тройка.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Песча(1)ый берег с этой стороны был соверше(2)о пусты(3)ым и безлюдным, лишь чайки медле(4)о кружились над пронзительно-спокойным морем.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Справа от нас то таял в дымке то вновь выплывал из тумана одинокий белый парусник.

2) Разноцветные полевые цветы усеяли луга поляны и лесные прогалины.

3) Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.

4) Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.

5) В центре города можно встретить как старинные так и соверменные здания.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака тревожно нюхала воздух (1) напряжённо вытянув морду (2) и (3) неожиданно чихнув (4) залилась громким лаем (5) всполошившим всю округу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сочинение (1) должно быть (2) сдано вовремя. Друг твой (3) должно быть (4) уже приехал.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Начальник производства (1) кабинет (2) которого (3) находился в самом конце коридора (4) отличался суровостью (5) и постоянно был недоволен.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пора было собираться домой (1) и (2) когда часы пробили полночь (3) она поняла (4) что на метро уже не успеет (5) и смысла торопиться нет.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Изучение Мещорского края началось с того, что в эту измятую и засаленную карту ХП-17 был завернут голландский сыр. (2)Я развернул его, хотел нарезать, но тут же забыл о еде: море лесов зеленело на карте, разлив сухих сосновых боров с островами болот и березовых зарослей расстилался передо мной на столе.

(3)Я рассматривал карту, пытаясь найти на ней знакомый город или железную дорогу, чтобы определить, где находится этот край. (4)Но ни городов, ни дорог не было, если не считать едва заметной узкоколейки, робко тянувшейся по краю лесов.

(5)Леса шумели передо мной на карте, как океаны. (6)В них прятались глухие озера, журавлиные стаи тянули над болотами к югу, где за обширными гарями и песчаными берегами извилистых лесных рек я наткнулся наконец на знакомое имя – «Ока». (7)Значит, край этот лежал где-то здесь, почти рядом, невдалеке от Москвы.

(8)Так, по карте, я открыл для себя Мещорский край. (9)Он тянулся к Северу от Рязани почти до Владимира. (К.Г. Паустовский)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами написанными названием и фамилией автора.


(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.


(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда

у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

(6)Кем я только не был!


(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб

большой шапкой, нарисованной на картинке.


(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку злую сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой

и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.


(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских

сражений.


(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой. (По А.А. Лиханову*)

*Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Татьяна Львовна считала образцовой книгу Льва Толстого.

2) Благоговейная тишина и запахи книг оказывали на рассказчика магическое действие.

3) Дома мальчику постоянно кто-то мешал воображать.

4) По дороге домой или из дома у человека есть множество способов подумать о разном.

5) Мальчик представлял себя Пушкиным, чтобы лучше вжиться в образы его героев.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 5 содержится повествование с элементами описания.

2) Предложения 1 и 2 противопоставлены.

3) В предложении 1 перечислены действия человека.

4) В предложениях 3, 4 представлено рассуждение.

5) В предложении 4 заключена основная мысль текста.

24. Из предложения 9 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «А.А. Лиханов вводит читателя в мир фантазий рассказчика. Очарованность мальчика литературой и книгами мастерски передана при помощи тропа («благоговейная тишина» в предолжении 3, «расцвеченные, ожившие сцены» в предложении 5) и синтаксических средств

(Б)_____(предложения 1, 5), (В)_____(предложения 4, 6). Лексическое средство (Г)______(«шпарил», «тяпнув») вводит и читателя в воображаемый мир рассказчика».

Список терминов:

1) вводные слова и конструкции

2) риторический вопрос

3) ряды однородных членов предложения

4) просторечные и разговорные слова

5) эпитет

6) просторечная и разговорная лексика

7) диалог

8) парцелляция

9) восклицательные предложения

А

Б

В

Г






Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1.

которые

2.

24

3.

125

4.

23

5.

гарантийном

6.

заведомой

7.

шестисот

8.

84521

9.

234

10.

23

11.

24

12.

15

13.

неполным

14.

вследоттуда

15.

234

16.

25

17.

12345

18.

34

19.

14

20.

1234

21.

1346 или 24 или 26 или 78

22.

24

23.

34

24.

злуюдоброму

25.

8

26.

5394


Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!