СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2023. Русский язык. Тренировочная работа №3. Статград. Вариант 2210402

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2023. Русский язык. Тренировочная работа №3. Статград. Вариант 2210402   

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2023. Русский язык. Тренировочная работа №3. Статград. Вариант 2210402»

Тренировочная работа №3. Статград

Вариант 2210402

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Реакция читателя на новую книгу, как известно, не одинакова. Она может быть и положительной, и отрицательной. Причём положительной и отрицательной со множеством вариаций и оттенков, за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще. Но в этом многообразии присутствует одна легкоуловимая мысль: нужна ли читателю сама книга, ждал ли её, торопил ли писателя с его сокровенным словом? Ждал ли? Главное в этом. Подобный вопрос задают себе и сами писатели. Задаю себе и я. Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя? Чем продиктовано это ожидание? Простым любопытством: что нового скажет автор, как откликнется на злобу дня, чем удивит? Или ожидания другого порядка – душу бередят сомнения, томится она в поисках ответа на вопросы, а вопросы сложные, как сама жизнь.

Значит, книга должна быть ответом на вопрос, может быть, ещё не произнесённый. Ещё не сформулированный, только смутно тронувший сознание или чувства. И ещё: ожидание-то связано с временем. Вчера книга была ещё не нужна, тем более – позавчера. Нужна сегодня. Я исключаю эту конъюнктуру, у неё своя сфера проявления и свои оценочные критерии. Разговор идёт о социальной потребности в книге, в определённой книге.

(По В.Д. Дудинцеву)

1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) ВОПРОС. чего. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь. В. времени. В. чести.

2) ПРОСТОЙ. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный).

3) НОВЫЙ. Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. Новая техника.

4) СФЕРА. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

5) ИДТИ. Находить сбыт, спрос, распродаваться (разг.). Товар хорошо идёт. Платья устарелых фасонов идут по сниженным ценам.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Выразительность текста обеспечивается использованием таких тропов, как метафора (лёг замысел произведения на сердце читателя), эпитет («сокровенным словом»), олицетворение (томится она [душа] в поисках ответа на вопросы), сравнение (вопросы сложные, как сама жизнь), а также таких приёмов, как риторический вопрос (Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя?), парцелляция (…за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще), антитеза (Вчера книга была ещё не нужна… Нужна сегодня).

2) Жанр этого публицистического текста – репортаж, поэтому основная задача автора текста – поделиться своими мыслями по поводу реакции читателей на новую книгу, рассказать о собственных впечатлениях от новых книг, поразмышлять о том, каковы задачи писателя.

3) Текст содержит как элементы, характерные для книжной речи, например отглагольные существительные (ожидание, сомнения, проявления), так и элементы разговорной речи (например, фразеологизмы на злобу дня, душу бередят).

4) В последнем абзаце, начинающемся с вводного слова, содержится вывод, к которому автор приходит в процессе рассуждений.

5) Поскольку текст рассчитан на массовых читателей, его синтаксис не отличается сложностью: автор использует только простые предложения. Некоторые из них осложнены обособленными определениями.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) лгалА

2) одОлжить

3) нефтепрОвод

4) облегчЁнный

5) дОверху

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Старец ПОЧТЕННОГО вида, в мундире, восседал за огромным письменным столом. Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ. ВЕКОВЫЕ берёзы выстроились белой колоннадой. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ читатель давно об этом догадался, а я понял только сейчас. Лицо у него было утомлённое, невыразительное, ЗЕМЛИСТОГО цвета.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Наверняка на результаты повлияло то, что родители стали уделять значение образованию детей, активнее заниматься с ними, покупать научнопопулярную литературу.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее ПОЛТОРАСТА комментариев

рота СОЛДАТ

большие КОНТЕЙНЕРЫ

им ДВИЖЕТ зависть

ПРИОБРЕТШИЙ акции


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с косвенной речью


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Больше всего в жизни я люблю подолгу стоять у открытого окна в коридоре, поставив ногу на треугольную крышку мусорного бака, высунув наружу локти и глядя на несущуюся мимо стену джунглей.

2) Мастихи́н – специальный инструмент, который используется в масляной живописи для различных целей: смешивание или удаление незасохших остатков красок, очистка палитры или нанесение густой краски на холст.

3) «Урок анатомии доктора Тульпа» – картина Рембрандта, написанная в 1632 году; центральная фигура картины – доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.

4) Группа школьников, среди которых были даже первоклассники, тщательно готовились к предстоящему Дню матери: продумывали сценарий концерта, делали открытки и сами сочиняли стихи для поздравлений.

5) Светлячок так обрадовался гостям, что выставил на стол всё, что у него было: прозрачную, как стеклянные шарики, ежевику, большие красные яблоки, у которых от спелости внутри семечки, как в погремушке, гремели, и, самое главное, голубое васильковое варенье.

6) Вокруг картины Карела Фабрициуса «Щегла» разворачивается сюжет нашумевшего одноимённого романа Донны Тартт, удостоенного Пулитцеровской премии 2014 года.

7) Меня всегда удивляло, что никто из тех, кто жил рядом с морем, совсем к этому морю не стремился.

8) Когда Татьяну Сергеевну спросили о том, как скоро откроется кабинет физиотерапии, она ответила, что мне ничего об этом пока не известно.

9) Поэт, для которого вся сообщаемая информация редактором являлась новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зелёные глаза, и лишь изредка икал, шёпотом ругая абрикосовую воду.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) хр..зантема, с..зон, прим..рять (куртку)

2) ун..верситет, заж..гать, соед..нение

3) распор..диться, снар..жение, недос..гаемый

4) укр..щать, з..рницы, спр..ведливый

5) изж..га, капюш..н, (крепкая) беч..вка

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) на..треснутый, о..дача, по..питывать

2) непр..годный, предпр..имчивый, пр..стыдить

3) ар..ергард, раз..единить, супер..яркий

4) сни..хождение, ра..ценивать, не..горевший

5) под..тожить, дез..нфицировать, сверх..зысканный

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) заступнич..ство, дрожж..вой (грибок)

2) заплесн..веть, кож..ца (картофеля)

3) опрометч..вый, шпакл..вать

4) замач..вать, претерп..вавший

5) протанц..вав, заво..вать

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усво..нный (материал), понаде..вшись

2) намыл..вший (руки), вороч..вшийся (с боку на бок)

3) трепещ..щий, (они тяжело) дыш..т

4) независ..мый, (он) гон..тся (за мечтой)

5) (туман) зыбл..тся, (мы) хлопоч..м

13.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Деталь, на которую указал Денис, оказалась никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННОЙ. Константин вышел из офиса, (НЕ)ПРОСТИВШИСЬ с коллегами.

На улицу в такую (НЕ)ПОГОДУ лучше не ходить.

Мы шли, (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги.

Цветы, (НЕ)ПОСТАВЛЕННЫЕ в воду вовремя, завяли.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И во снах, и (НА)ЯВУ было всё ТО(ЖЕ): бесконечные полосы автотрасс, заправки, плохо освещённые стоянки, мельтешение встречных машин.

Сборная СССР не дошла даже до (ПОЛУ)ФИНАЛА, проиграв (В)СУХУЮ сборной хозяев чемпионата.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа альпинисты пытались продвигаться по леднику, то продвигаясь (В)ВЕРХ, то сползая обратно.

Он (НА)СТОЛЬКО привык заставлять лгать других, что и сам тоже врал (НА)ХОДУ, даже не задумываясь.

Левин ни о чём не думал, ничего не желал, кроме одного: ЧТО(БЫ) не отстать от мужиков и работать ТАК(ЖЕ) хорошо, как они.

15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Труже(1)ик, собра(2)ый человек, знающий своё назначение, незаметно выбрался из-за пиршестве(3)ого стола, за которым продолжали бушевать его преда(4)ые и непутёвые сподвижники.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старые вросшие в землю здания снова вздымают свои фасады и резные главы.

2) В результате многолетнего речевого контакта с человеком и тренинга животное научилось адекватно реагировать на слова и правильно отвечать на вопросы.

3) Операция по улучшению зрения была сделана и старичок вскоре вернулся в свою квартирку и свежими глазами начал осматривать жилище.

4) Поздним вечером во дворе было совсем темно и царил аромат сирени.

5) Меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот там ещё чай пьют, за столом (1) накрытым клеёнкой (2) и глава семьи – кустарь (3) смотря на собственное лицо (4) удлинённое самоваром (5) щиплет гитару, а дети (6) встав коленками на стул (7) и (8) подпёрши кулачками голову (9) часами глядят то на лампу, то на печку, то на уголок пола.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Промчался миг, а (1) может (2) век, а (3) может (4) дни, а (5) может (6) годы – так медленно рождался снег из этой ветреной погоды. Всё моросило, и текло, и капало, и (7) то и дело (8) тряслось оконное стекло, свистело что-то и гудело. Когда метель пошла кружить, никто из нас не мог решиться хотя бы (9) и предположить, чем это действо завершится. (Ю.Д. Левитанский)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И хотя он знал (1) что в двух или трёх километрах от того места (2) где сейчас проезжала их телега (3) был городок с вокзалом (4) через (5) который проходили парижские поезда (6) он не мог отделаться от впечатления (7) что попал в лесную глушь (8) где годами стоит неподвижная тишина (9) в которой десятилетия следуют за десятилетиями.

20.Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В работе у него было два состояния: или восторженное (1) когда что-то получается (2) или кисло-истерическое (3) когда не клеится (4) и (5) если для Иваныча главным было сделать так (6) чтоб не пришлось переделывать (7) то для Серёжки главным было побыстрей освободиться.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Национальный парк, образованный в 1994 году, находится на территории Саратовской области. (2)Целью создания этого, без сомнения, весьма масштабного парка – его площадь составляет около 25,5 тыс. га – стало сохранение уникальных природных комплексов края. (3)Парк расположен в северо-восточной части Саратовского Правобережья в Хвалынском районе, примерно в 200 км от областного центра. (4)Рельеф здесь достаточно холмист: есть много оврагов, балок и долов. (5)В парке насчитывается около 300 родников с отличной пресной водой – прозрачной, чистой, с незначительной минерализацией. (6)На территории в общей сложности растёт более 900 видов растений, и стоит отметить, что из них более 100 – это редкие и охраняемые виды. (7)Богата и фауна парка: достоверно обнаружено 53 вида млекопитающих, зарегистрировано 168 видов птиц, 15 видов амфибий и рептилий, насекомые представлены 339 видами. (8)В Красную книгу Российской Федерации входит множество живых обитателей парка – от дыбок степных (разновидность кузнечика) до русской выхухоли.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

У меня есть теория, называется она «теория поцелуя и удара». (2)Бог целует и напутствует гения словами: «Иди на землю, у тебя большая миссия, я поставил перед тобой очень сложную задачу». (3)Но когда решение этой задачи по каким-то причинам не получается, тогда Бог «ударяет» гения – страхами и болезнями.

(4)Возьмём Бетховена. (5)Бог его целует, но по прошествии времени видит, что у Бетховена ничего не получается так, как он, Бог, хотел. (6)Тогда Господь его оглушает: будешь глухим композитором. (7)И после этого Бетховен начинает писать величайшую музыку. (8)Точно так же Бог целует Моцарта. (9)Тебе вся гармония принадлежит, твоя миссия – спасать людей, появится даже понятие «эффект Моцарта» – такой красоты будет твоя музыка. (10)А Моцарт пишет музыку, подражая всяким модным в его время дяденькам, даже Иоганну Христиану Баху, одному из детей Иоганна Себастьяна Баха. (11)И тогда Бог не даёт Моцарту в полной мере наслаждаться жизнью: у композитора слабое, подверженное всяческим болезням тело, в любой момент он рискует умереть от самой ерундовой хвори – отсюда его фобия смерти… (12)Невозможность дышать у Шопена, одиночество и безденежье у Шуберта – та же история. (13)Получается, гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил.

(14)Иногда у меня спрашивают: а какой у Рахманинова был удар? (15)Потому что кажется, что был один поцелуй – такая ясность во всех его звуках. (16) Но удар был, и ещё какой удар! (17)Дичайшая мнительность, ведущая к депрессиям. (18)А мнительность была вот с чем связана: он боялся умереть от рака и, как только у него кололо в правом боку, бежал к врачам весь трясущийся. (19)Жизнь кончена, всё пропало! (20)Врачи его исследовали и говорили: «Серёжа, ты абсолютно здоров». (21)Рахманинов вылетал от врачей на крыльях и писал свою великую музыку, пока… не кололо в левом боку. (22)Опять врачи, исследования и диагноз: «Сергей Васильевич, вы здоровы». (23)И он снова убегал – в полёт. (24)Своей музыкой сражался за право жить. (25)В этом – лечебный эффект великой музыки. (26)Самый лучший антидепрессант. (27)Мы получаем от гения энергию преодоления трудностей, понимаете? (28)Я уже не говорю о том, что музыка – проводник в другой мир, другое измерение. (29)Туда, где нет постылой жизни, постылых, однообразных вещей, надуманных проблем и неразрешимых конфликтов. (30)Где мы подлинные, настоящие. (31)Потому что, когда мы слушаем музыку – Бетховена, Моцарта, Рахманинова, – мы, наконец, слушаем самих себя.

По М.С. Казинику

Михаил Семёнович Казиник (род. в 1951 году) — советский и шведский лектор-музыковед, популяризатор классической музыки.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Трудности, с которыми сталкивается человек, закаляют характер и становятся для каждого истоком гениальности.

2) Творчество Моцарта сначала основывалось на подражании модным в то время современникам.

3) Шуберт страдал лёгочным заболеванием и рисковал умереть от самой ерундовой хвори.

4) Рахманинов был очень мнительным человеком, но для этого были основания: серьёзная наследственная болезнь.

5) Нередко гений в своём творчестве передаёт мощную энергию преодоления трудностей, поскольку сам сталкивается с серьёзными испытаниями в жизни.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 12 противопоставлено по содержанию предложениям 4–11.

2) Предложение 17 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 14.

3) В предложениях 14, 15 представлено рассуждение.

4) Предложение 18 поясняет, раскрывает содержание предложения 17.

5) В предложении 31 представлено описание.

24. Из предложений 9–12 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Текст М.С. Казиника отличается эмоциональностью, искренним неравнодушием автора к судьбам великих композиторов и их творчеству. Говоря о Рахманинове, М.С. Казиник использует такой троп, как (А) ----(в предложении 24). Такие синтаксические средства, как (Б) ---- в предложениях 13, 28) и (В)  ------ (предложения 16, 19), а также лексическое средство – (Г) ------- (в предложении 30) – позволяют автору расставить смысловые акценты, добавляют тексту экспрессии».

Список терминов

1) ряды однородных членов предложения

2) разговорная и просторечная лексика

3) синтаксический параллелизм

4) метафора

5) парцелляция

6) восклицательные предложения

7) эпитеты

8) синонимы

9) сравнение


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!