СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Пробный вариант № 27 с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ»  https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Пробный вариант № 27 с ответами»



ВАРИАНТ 27

Часть 1

Если и есть на карте России города с терапевтическим эффектом, то к ним

смело можно отнести Коломну. Этот город – маленький и уютный (несмотря на

то, что там есть кремль!), а потому приехать сюда на выходные, чтобы отдохнуть

от шумного мегаполиса, – самая верная мысль.

Самое прекрасное время для прогулок по Коломне – однозначно весна-лето:

посидеть с мороженым в парке у фонтана, прогуляться до набережной Оки,

облюбовать летнюю веранду с бокальчиком холодного лимонада, а ещё попасть

на ярмарку выходного дня или, например, на фестиваль, посвящённый

караванингу. Высокие стены, башенки, ров – это не совсем о Коломенском

кремле: дело в том, что в XVII – начале XIX века местные жители разобрали

большую часть крепости на нужды города, чтобы отстроить или построить

заново собственные дома. И только указ Николая I помог не стереть с лица

Коломны одну из самых больших и мощных крепостей России. Сейчас же

кремль отреставрировали – сохранились два фрагмента крепостной стены, шесть

симпатичных башенок, Пятницкие и Михайловские ворота, а также несколько

церквей и соборов. Прогуляйся по «Кремлёвскому дворику» и посмотри на

кованые изделия коломенских кузнецов. Кстати, дизайн локации принадлежит

местным художникам – Виталию Хитрову и Павлу Зеленецкому: на территории

дворика, прямо в самом центре, растут берёзы и цветы в высоких кадках, а по

стенам в тёплое время развешаны картины. Тут же проходят ярмарки, концерты

и даже свадьбы. А (…) душа жаждет прекрасного, то загляни в бесплатную арт-

галерею современного искусства «Лига», она примыкает к «Кремлёвскому

дворику». (По материалам Интернета)

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на

месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: __________________________.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое

значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

Запишите номера ответов.


1) КАРТА. Каждый из составляющих игральную колоду картонных листков,

различающихся по изображенным на них фигурам и очкам, а также по

масти. Червонная карта. Колода карт.

2) МЫСЛЬ. Результат процесса мышления (в форме суждения или

понятия). Глубокая мысль.

3) СТЕНА. То, что отделяет, разделяет кого-, что-л., является препятствием к

общению, единению кого-л. Меду нами стена непонимания.

4) ЧАСТЬ. Предмет, являющийся составным элементом какого-л. единого

целого, системы (организма, механизма и т. п.). Запасная часть. Части часов.

5) ТЁПЛЫЙ. Хорошо защищающий тело от холода. Теплые носки.

Ответ: __________________________.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента

текста. Запишите номера ответов.


1) Глаголы второго лица единственного числа (прогуляйся, посмотри)

указывают на расположение к читателю, приглашение к диалогу, что

свойственно публицистическому стилю.

2) Основная мысль текста – рассказать как можно подробнее о маршруте

путешествия по Коломне.

3) Синтаксис текста представлен во всём многообразии: сложные предложения

с различными видами связи, вводные слова (кстати, например) и ряды

однородных членов предложения.

4) Текст представляет отрывок научной статьи о городе Коломне.

5) Текст рассчитан на широкую аудиторию, позиция автора текста выражена в

том числе через эпитеты (симпатичные башенки, маленький и уютный город).

Ответ: __________________________

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) аэропОрты 2) шофЁр 3) нАчав 4) нарвАла 5) тортЫ


Ответ: __________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Перед установкой нового МАСЛЯНОГО фильтра следует смазать маслом его

резиновую уплотнительную прокладку и налить немного масла в его полость.

Архитектор разработал ЭФФЕКТИВНЫЕ, красочные иллюстративные

материалы, благодаря чему презентация нового проекта прошла успешно.

Принятый закон призван ОГРАДИТЬ россиян от сомнительных лекарственных

средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке.

Покупая АБОНЕМЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести

концертов по цене одного входного билета.

Для ВЕЛИКОГО композитора зрители – высший суд.

Ответ: __________________________.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

лишнее слово. Выпишите это слово.


Бабушка сказала, что больше ни минуты времени не останется в этом доме.

Ответ: __________________________.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


ЛЯГТЕ на пол ПРОМОК до нитки горячие СУПЫ

ШЕСТИСТАМИ учебниками новые БРЕЛОКИ

Ответ: __________________________.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками

и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Б) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением


В) ошибка в построении предложения с однородными членами


Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом


Д) ошибка в построении сложного предложения

1) Часть слушателей подготовительных курсов, заинтересованные в получении знаний, посещает кинолекторий.


2) Лингвистика не только не теряет своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками.


3) В справочном издании «Словарь русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.


4) Все, кто изучал творчество М.Ю. Лермонтова, знают стихотворение «Жалобы турка».


5) В романе Ф. Достоевского «Идиоте» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.


6) Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, которые ограничивают растекаемость краски по полотну.


7) А. Блок создаёт сотканный из бликов мир, который пронизан как синим, а также и пурпурным цветами.


8) Девятая симфония Л. ван Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства.


9) Я догнал человека, идущего по тропе, и спросил, что не местный ли он житель.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д








9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) прив..зённый, скр..пучий, зап..чатлевать


2) ок..лдовать, заг..релый, ог..рчение

3) обж..гаться, зад..рать нос, м..нимальный

4) посл..лить покрывало, заб..рёшь, он зам..р от испуга

5) пок..сившийся забор, к..нсервы, выпл..вка металла

Ответ: __________________________.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) в..скликнул, п..дножие (горы), об..льстить

2) из..скать, пред..стория, сверх..скусный

3) пр..стройка, непр..рывный, пр..станище

4) не..добровать, ра..колоть, бе..принципный

5) с..ёжился, в..едливый, б..ющийся

Ответ: __________________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) приветл..вый, заносч..вый


2) надоедл..во, фасол..вый

3) изворотл..вый, раскра..вать

4) усидч..вый, ноч..вать

5) перекле..вать, горош..нка

Ответ: __________________________.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) ввяж..шься, познава..мый


2) вытерп..шь, предлож..нный

3) прикле..нный, постел..шь

4) пересил..шь, представл..нный

5) прокат..шь, повер..вший

Ответ: __________________________.

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Ёлочке, посаженной отцом, под окном (НЕ)МЕНЬШЕ сорока лет.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Тимуру сходство с

отцом.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Ответ: __________________________.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы

огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть

первым.

Озеро лесное (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая

разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход

опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли

догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

Ответ: __________________________.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Столик был умело сервирован: на полирова(1)ой поверхности высилась

нареза(2)ая тонкими ломтиками копчё(3)ая колбаса, в стекля(4)ом графине

сверкал лимо(5)ый напиток, свежепожаре(6)ый картофель отливал

масля(7)ым боком.

Ответ: __________________________.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


1) Девушка была одета в модную кожаную юбку а также пиджак с узкими и

блестящими лацканами.

2) В детстве А.С. Грин любил книги о морях и путешествиях и мечтал стать

матросом.

3) У молодого человека не было ни квартиры ни товарищей.

4) Из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в

твидовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

Ответ: __________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.


Солнце (1) медленно показавшись из-за леса (2) тотчас озарило ласковым и

нежным светом всё вокруг, и маленькая мышка (3) юркнув между корней

деревьев (4) поспешила в норку (5) еле видную в густой хвое.

Ответ: __________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.


Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В

скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё

особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со

всех сторон.

Ответ: __________________________.

19 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.


Знаете ли вы (1) что каждая книга (2) изучать (3) которую (4) вам предстоит

в течение учебного года (5) представляет собой целый мир?

Ответ: __________________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.


Пора было отправляться (1) и (2) пока кучер спешил напоить лошадей (3)

Маша выбежала на крыльцо (4) чтобы помириться с матерью.

Ответ: ___________________________.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем

же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Нужно долго наблюдать, чтобы понять муравьиное дело. (2)Много раз я

наблюдал в лесах, что муравьи постоянно бегают по дереву, к которому

прислонен муравейник. (3)Только я не обращал на это внимания: велика ли

штука муравей, чтобы разбираться настойчиво, куда и зачем он бежит или лезет

по дереву.

(4)Но теперь оказалось, что не отдельным муравьям зачем-то, а всем

муравьям необходима была эта свободная дорога вверх по стволу из нижнего

этажа дерева, быть может, в самые высокие. (5)Смолистое кольцо было

препятствием, и это поставило на ноги весь муравейник.

(6)Весь муравейник вылез наверх, и все государство тяжёлым шевелящимся

пластом собралось вокруг смолистого кольца.

(7)Впереди шли муравьи-разведчики, они пытались пробиться наверх и по

одному застревали и погибали в смоле. (8)Следующий разведчик пользовался

трупом своего товарища, чтобы продвинуться вперед. (9)В свою очередь, он

делался мостом для следующего разведчика.

(10)Так в какие-нибудь полчаса муравьи зачернили смолистое кольцо и по

этому бетону побежали свободно наверх по своим делам. (По М.М. Пришвину)

Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо

погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и

в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю

и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как

журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область...

(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла

женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный.

–(10)Сейчас позову Николая...

(11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай.

(12) Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и

тягостен.

(13)Но гость сидит на скамейке – надо поддерживать разговор.

(14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса.

(15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к

Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла

группа ребят.

(16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились

в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от

страха руки только крепче сжимали винтовку.

(18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.

(19) В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у

Битюга.

–(20)Мама, открой...

(21)Мать сжала его в объятиях.

–(22) Сынок... (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам... (25)Один раз

живём...

(26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной

трубы.

(27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные

звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это

скребётся мышь, это червяк точит стропила... (29)При каждом незнакомом звуке

человек у трубы вздрагивал, сжимался в комок.

(30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле.

(31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал

ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики

шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто

думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся. (36)Уже не кары за трусость

боялся – боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись.

(38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А я...

(40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому

я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»

(45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не

знакомый человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба

дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он

живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе,

избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну

к избе...» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе,

провожает закат.

(52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого

поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от

страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего

себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз».

(55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых

лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку.

(59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:

–(60)Дезертир...

(61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём

один раз... (по В. М. Пескову*)

*Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) − русский советский

писатель, журналист, путешественник и телеведущий.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.


1) Николай Тонких хотел сохранить себе жизнь, поэтому не пошёл на фронт.

2) Мать осудила сына за дезертирство, поэтому он жил на чердаке.

3) Двадцать лет жизни зачеркнуло проявленное малодушие.

4) Николай не смог покончить с собой, потому что хотел жить: «живём один раз».

5) Николай сбежал с войны в сорок четвёртом году.

Ответ: __________________________.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) В предложениях 54-57 представлено рассуждение.

2) В предложениях 31-32 представлено повествование.

3) Предложения 17 и 18 противопоставлены.

4) Предложение 45 содержит ответ, заданный в предложении 43.

5) В предложениях 27-28 содержится основная мысль текста.

Ответ: __________________________.

24. Из предложений 33-42 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: __________________________.

25. Среди предложений 15-21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)

с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоимения.

Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: __________________________.


26. «Рассказывая историю труса и дезертира, В.М. Песков описывает мрачное

и незавидное, жалкое существование человека, предавшего Родину. Автор

использует троп (А)_____(«глухими дорогами» в предложении 18,

«трагическая и жалкая судьба» в предложении 46, «тяжкое наказание» в

предложении 61) и лексическое средство речевой выразительности (Б)_____

(«боялся» в предложениях 35-36). Подчёркивая бедность будней и жалкость мыслей

забитого человека, писатель использует синтаксические средства (В)____(предложения

35, 39, 40, 60) и (Г)______(предложения 29, 31, 51, 53)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) риторический вопрос

3) контекстные синонимы

4) односоставные предложения


5) эпитет

6) метафора

7) диалог

8) лексический повтор

9) восклицательные предложения


А

Б

В

Г







Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите

в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые

важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по

проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не

оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая

работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



№ задания

Ответ

1

если

2

24

3

1235

4

12

5

эффектные

6

времени

7

шестьюстами

8

65719

9

23

10

14

11

135

12

135

13

неправильные

14

оттоговокруг

15

12456

16

135

17

12345

18

34

19

125

20

1234

21

12348 или 49 или 56

22

134

23

123

24

хорошоспокойно

25

18

26

5841






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!