СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 15

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 46513 

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Уровень Пример
Видовой Конкуренция африканских слонов

за территорию в саванне

  Симбиоз рака-отшельника и актинии на

мелководном участке моря

2. Тип 2 № 46447 

Экспериментатор добавил в воду с аквариумным растением элодея 1 г гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Схема эксперимента показана на рисунке. Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса усвоенного углекислого газа?

 

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1)  увеличилась

2)  уменьшилась

3)  не изменилась

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Объем кислорода Масса углекислого газа

3. Тип 3 № 49151 

В клетке стенки коробочки кукушкина льна 14 хромосом. Какой набор хромосом содержит клетка листа кукушкина льна? В ответе запишите только число хромосом.

4. Тип 4 № 2334 

Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

5. Тип 5 № 50598 

Какой цифрой на рисунке обозначена вторичная полость тела?

 

 

Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.

 

6. Тип 6 № 50599 

Установите соответствие между производными зародышевых листков и зародышевыми листками, обозначенными цифрами на схеме эмбрионального развития ланцетника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ПРОИЗВОДНЫЕ ЗАРОДЫШЕВЫХ

ЛИСТКОВ

 

А)  печёночный вырост

Б)  кровеносные сосуды

В)  нервы

Г)  эпителий средней кишки

Д)  эпителий кожи

Е)  мышцы

 

 

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

7. Тип 7 № 46180 

Все приведённые ниже методы, кроме трёх, используют для описания методов селекции. Определите три термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  получение полиплоидов

2)  метод культуры клеток и тканей

3)  использование дрожжей для производства белков и витаминов

4)  метод рекомбинантных плазмид

5)  испытание по потомству

6)  гетерозис

8. Тип 8 № 46259 

Установите последовательность этапов биотехнологии получения инсулина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  выделение из бактерии плазмиды

2)  культивирование исходного штамма кишечной палочки на питательной среде

3)  отбор бактериальных клеток с рекомбинантными плазмидами и их культивация

4)  встраивание гена инсулина в плазмиду

5)  экстракция и очистка инсулина

9. Тип 9 № 52075 

Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, покидающая тело промежуточного хозяина?

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

 

10. Тип 10 № 52076 

Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Имеет светочувствительный глазки

Б)  Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию

В)  Размножается

Г)  Активно перемещается

Д)  Формирует внутри особей следующего поколения

Е)  Отыскивает промежуточного хозяина

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА ПАРАЗИТА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

11. Тип 11 № 52133 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  стержневая корневая система

2)  проводящие пучки разбросаны по всему сечению стебля

3)  отсутствие камбия в стебле

4)  перистое жилкование

5)   две семядоли в зародыше семени

6)  мужской гаметофит не покидает спорофит

12. Тип 12 № 21689 

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  лютик

2)  растения

3)  Лютиковые

4)  Покрытосеменные

5)  Лютик жгучий

6)  Двудольные

13. Тип 13 № 52168 

Какой цифрой на рисунке обозначен желчный пузырь?

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.

 

14. Тип 14 № 52178 

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Формирует желчь

Б)  Обеззараживает токсины

В)  Запасает гликоген

Г)  Выделяет трипсин

Д)  Расщепление пептидов до аминокислот

Е)  Три пары

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

15. Тип 15 № 20934 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?

 

1)  органы прикрепления

2)  большая плодовитость

3)  паренхима

4)  развитая нервная система

5)  уплощённая форма тела

6)  покровы, на которые не действует пищеварительный сок

16. Тип 16 № 20538 

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  чувствительный нейрон

2)  рецепторы носовой полости

3)  центр продолговатого мозга

4)  двигательный нейрон

5)  дыхательные мышцы

17. Тип 17 № 25295 

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Лютик ползучий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Лютик ползучий  — растение семейства Лютиковые, вид рода Лютик, произрастающее в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. (2)Растёт на влажных, затенённых, наносных почвах: по берегам рек и озёр, на влажных лугах, по полям и огородам. (3)Лютик ползучий  — многолетнее травянистое растение высотой 15–40 см с коротким ветвистым корневищем. (4)Стебель восходящий или стелющийся, укореняющийся в узлах, толстый, сочный, голый или коротко опушённый. (5)Цветки обоеполые, правильные, с пятью оттопыренными чашелистиками, пятью золотисто-жёлтыми лепестками, многочисленными тычинками и пестиками. (6)Опыляется Лютик ползучий насекомыми.

18. Тип 18 № 14034 

К продуцентам относят

 

1)  плесневый гриб  — мукор

2)  северного оленя

3)  можжевельник обыкновенный

4)  землянику лесную

5)  дрозда-рябинника

6)  ландыш майский

19. Тип 19 № 10603 

Установите соответствие между организмами и их средами жизни.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  Эвглена зеленая

Б)  Амеба обыкновенная

В)  Амеба дизентерийная

Г)  Инфузория–туфелька

Д)  Малярийный паразит

 

 

 

СРЕДЫ ЖИЗНИ

 

1)  Пресные водоемы

2)  Живые организмы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г Д

20. Тип 20 № 17890 

Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры.

 

1)  образование предростка (протонемы)

2)  оплодотворение при наличии воды

3)  прорастание споры

4)  развитие на предростке женских или мужских растений

5)  созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских  — яйцеклеток

6)  развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

21. Тип 21 № 21567 

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

 

 

Фазы сердечного цикла Продолжительность Движение крови
________(А) _________(Б) ________(С)

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПРОЦЕССОВ:

1)  поступление крови из предсердия в желудочек

2)  поступление крови из желудочка в артерию

3)  поступление крови из вен в предсердие

4)  систола предсердия

5)  0,8 с

6)  систола желудочка

7)  0,3 с

8)  0,1 с

22. Тип 22 № 29224 

Проанализируйте диаграмму «Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке».

 

 

Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1)  На пятой площадке больше всего насекомых.

2)  Для равнокрылых на третьей площадке самые неподходящие условия.

3)  На пятой площадке кормовая база для насекомых наибольшая.

4)  Чешуекрылые распределяются по площадкам наиболее равномерно.

5)  Число насекомоядных птиц на пятой площадке будет наибольшим.

23. Тип 23 № 52270 

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте используется термостат. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если выдерживать пробирку в термостате менее 15 минут?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

 

Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.

24. Тип 24 № 52286 

Действию какого отдела вегетативной нервной системы аналогично действие адреналина? Как действует адреналин на организм? Укажите три функции.

 

Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты эксперимента представлены на графике.

25. Тип 25 № 13891 

Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

26. Тип 26 № 22021 

Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки? Объясните, рассматривая особенности кровеносной, дыхательной и покровной систем этого животного.

27. Тип 27 № 11120 

В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

28. Тип 28 № 26675 

Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

 

5’ − АЦАТГГГАТЦЦТАТАТЦГЦГ − 3’

3’ − ТГТАЦЦЦТАГГАТАТАГЦГЦ − 5’

 

 

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

 

 

Генетический код (иРНК)

 

 

 

 

Первое

основание

Второе основание Третье

основание

У Ц А Г
У Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

29. Тип 29 № 18397 

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 15»

Тип 1 № 46513 

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень

Пример

Видовой

Конкуренция африканских слонов

за территорию в саванне


Симбиоз рака-отшельника и актинии на

мелководном участке моря

2. Тип 2 № 46447 

Экспериментатор добавил в воду с аквариумным растением элодея 1 г гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Схема эксперимента показана на рисунке. Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса усвоенного углекислого газа?

 

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1)  увеличилась

2)  уменьшилась

3)  не изменилась

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Объем кислорода

Масса углекислого газа

3. Тип 3 № 49151 

В клетке стенки коробочки кукушкина льна 14 хромосом. Какой набор хромосом содержит клетка листа кукушкина льна? В ответе запишите только число хромосом.

4. Тип 4 № 2334 

Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

5. Тип 5 № 50598 

Какой цифрой на рисунке обозначена вторичная полость тела?



Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.

6. Тип 6 № 50599 

Установите соответствие между производными зародышевых листков и зародышевыми листками, обозначенными цифрами на схеме эмбрионального развития ланцетника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОИЗВОДНЫЕ ЗАРОДЫШЕВЫХ

ЛИСТКОВ

А)  печёночный вырост

Б)  кровеносные сосуды

В)  нервы

Г)  эпителий средней кишки

Д)  эпителий кожи

Е)  мышцы

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

1)  1

2)  2

3)  3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е



7. Тип 7 № 46180 

Все приведённые ниже методы, кроме трёх, используют для описания методов селекции. Определите три термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  получение полиплоидов

2)  метод культуры клеток и тканей

3)  использование дрожжей для производства белков и витаминов

4)  метод рекомбинантных плазмид

5)  испытание по потомству

6)  гетерозис

8. Тип 8 № 46259 

Установите последовательность этапов биотехнологии получения инсулина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  выделение из бактерии плазмиды

2)  культивирование исходного штамма кишечной палочки на питательной среде

3)  отбор бактериальных клеток с рекомбинантными плазмидами и их культивация

4)  встраивание гена инсулина в плазмиду

5)  экстракция и очистка инсулина

9. Тип 9 № 52075 

Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, покидающая тело промежуточного хозяина?



Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

10. Тип 10 № 52076 

Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Имеет светочувствительный глазки

Б)  Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию

В)  Размножается

Г)  Активно перемещается

Д)  Формирует внутри особей следующего поколения

Е)  Отыскивает промежуточного хозяина

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА ПАРАЗИТА

1)  1

2)  2

3)  3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е



11. Тип 11 № 52133 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  стержневая корневая система

2)  проводящие пучки разбросаны по всему сечению стебля

3)  отсутствие камбия в стебле

4)  перистое жилкование

5)   две семядоли в зародыше семени

6)  мужской гаметофит не покидает спорофит

12. Тип 12 № 21689 

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  лютик

2)  растения

3)  Лютиковые

4)  Покрытосеменные

5)  Лютик жгучий

6)  Двудольные

13. Тип 13 № 52168 

Какой цифрой на рисунке обозначен желчный пузырь?



Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.

14. Тип 14 № 52178 

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Формирует желчь

Б)  Обеззараживает токсины

В)  Запасает гликоген

Г)  Выделяет трипсин

Д)  Расщепление пептидов до аминокислот

Е)  Три пары

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е



15. Тип 15 № 20934 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?

 

1)  органы прикрепления

2)  большая плодовитость

3)  паренхима

4)  развитая нервная система

5)  уплощённая форма тела

6)  покровы, на которые не действует пищеварительный сок

16. Тип 16 № 20538 

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  чувствительный нейрон

2)  рецепторы носовой полости

3)  центр продолговатого мозга

4)  двигательный нейрон

5)  дыхательные мышцы

17. Тип 17 № 25295 

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Лютик ползучий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Лютик ползучий  — растение семейства Лютиковые, вид рода Лютик, произрастающее в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. (2)Растёт на влажных, затенённых, наносных почвах: по берегам рек и озёр, на влажных лугах, по полям и огородам. (3)Лютик ползучий  — многолетнее травянистое растение высотой 15–40 см с коротким ветвистым корневищем. (4)Стебель восходящий или стелющийся, укореняющийся в узлах, толстый, сочный, голый или коротко опушённый. (5)Цветки обоеполые, правильные, с пятью оттопыренными чашелистиками, пятью золотисто-жёлтыми лепестками, многочисленными тычинками и пестиками. (6)Опыляется Лютик ползучий насекомыми.

18. Тип 18 № 14034 

К продуцентам относят

 

1)  плесневый гриб  — мукор

2)  северного оленя

3)  можжевельник обыкновенный

4)  землянику лесную

5)  дрозда-рябинника

6)  ландыш майский

19. Тип 19 № 10603 

Установите соответствие между организмами и их средами жизни.

ОРГАНИЗМЫ

А)  Эвглена зеленая

Б)  Амеба обыкновенная

В)  Амеба дизентерийная

Г)  Инфузория–туфелька

Д)  Малярийный паразит

СРЕДЫ ЖИЗНИ

1)  Пресные водоемы

2)  Живые организмы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

20. Тип 20 № 17890 

Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры.

 

1)  образование предростка (протонемы)

2)  оплодотворение при наличии воды

3)  прорастание споры

4)  развитие на предростке женских или мужских растений

5)  созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских  — яйцеклеток

6)  развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

21. Тип 21 № 21567 

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

 

Фазы сердечного цикла

Продолжительность

Движение крови

________(А)

_________(Б)

________(С)

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПРОЦЕССОВ:

1)  поступление крови из предсердия в желудочек

2)  поступление крови из желудочка в артерию

3)  поступление крови из вен в предсердие

4)  систола предсердия

5)  0,8 с

6)  систола желудочка

7)  0,3 с

8)  0,1 с

22. Тип 22 № 29224 

Проанализируйте диаграмму «Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке».

 

Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1)  На пятой площадке больше всего насекомых.

2)  Для равнокрылых на третьей площадке самые неподходящие условия.

3)  На пятой площадке кормовая база для насекомых наибольшая.

4)  Чешуекрылые распределяются по площадкам наиболее равномерно.

5)  Число насекомоядных птиц на пятой площадке будет наибольшим.

23. Тип 23 № 52270 

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте используется термостат. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если выдерживать пробирку в термостате менее 15 минут?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.



Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.

24. Тип 24 № 52286 

Действию какого отдела вегетативной нервной системы аналогично действие адреналина? Как действует адреналин на организм? Укажите три функции.



Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты эксперимента представлены на графике.

25. Тип 25 № 13891 

Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

26. Тип 26 № 22021 

Какие физиологические особенности обуславливают непостоянную температуру тела лягушки? Объясните, рассматривая особенности кровеносной, дыхательной и покровной систем этого животного.

27. Тип 27 № 11120 

В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

28. Тип 28 № 26675 

Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

5’ − АЦАТГГГАТЦЦТАТАТЦГЦГ − 3’

3’ − ТГТАЦЦЦТАГГАТАТАГЦГЦ − 5’

 

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

29. Тип 29 № 18397 

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!