СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Пробный вариант № 30. С ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Пробный вариант № 29. С ответами Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov Составитель: Анастасия Пёсик

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Пробный вариант № 30. С ответами»

ЕГЭ -2022

Тренировочный вариант №30

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Сегодня многие, приступая к ремонту, не прочь почувствовать себя дизайнерами и смело взяться за создание интерьера, благо, информации и фотопримеров на эту тему в интернете предостаточно. У кого-то получается сделать интерьер самостоятельно, а у кого-то нет, и не потому, что человек не обладает знаниями, творческими способностями и вкусом, а потому, что не может учесть все, вплоть до мелочей, и просчитать варианты, что под силу только профессионалам. Возьмём, например, вид из окна. Я думаю, не все принимают его во внимание, самостоятельно создавая интерьер, так как разделяют внутреннее пространство квартиры/дома и то, что находится за её/его стенами, на две абсолютно разных и не пересекающихся между собой плоскости. Профессиональные дизайнеры, (...) вид из окна заслуживает внимания, всегда «впускают» экстерьер в интерьер и создают последний с учётом открывающейся панорамы. По сути, вид из окна – это некая картина, причём «живая» и меняющаяся, которая должна органично вписаться в интерьер. Особенно этот момент актуален для жилищ с панорамным остеклением, которое дает возможность как бы «перетечь» интерьеру в экстерьер, раздвинуть границы и придать пространству глубины. В этом случае цветовая гамма интерьера подбирается так, чтобы перекликаться с цветами и оттенками, присутствующими в окружающем пейзаже, кроме того, стилистика интерьера часто может быть выбрана под вид из окна. (По материалам Интернета)

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Приведённый текст относится к публицистическому стилю, потому что это статья на определённую тему.

2) В тексте встречаются вводные слова и вводные конструкции (по сути, кроме того, например).

3) Текст содержит много специальных терминов и профессионализмов, рассчитан строго на специалистов в области дизайна интерьера.

4) В синтаксисе текста следует отметить обилие сложных синтаксических конструкций: сложные предложения с подчинительной и сочинительной связью, простые предложения.

5) Текст призван обратить внимание на важный аспект при оформлении интерьера – вид из окна.

Ответ: __________________________.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в тексте. Запишите этот союз.

Ответ: __________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВИД, -а, м. рода.

1) Внешность, видимый облик, состояние. Внешний в. человека. Здоровый в.

2) Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море.

3) Нахождение в поле зрения, возможность быть видимым. Плыть в виду берегов. Скрыться из вида.

4) Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела. Кресло – в. мебели.

Ответ: __________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвонИт

клАла

шарфЫ

цепОчка

начАть

Ответ: __________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для каждого ВЕЛИКОГО художника слова поэзия – высший суд.

Любые БУДНИЧНЫЕ платья или костюм можно легко превратить в оригинальную модель, если правильно подобрать отделку и аксессуары.

Отец любознательного и непоседливого мальчика был страстным РЫБОЛОВОМ, и эта страсть к рыбалке не могла не передаться сыну.

Заинтересовавшийся проблемой человек уточняет что-то не из ПРАЗДНИЧНОГО интереса, а для того, чтобы сформировать свою точку зрения.

Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.

Ответ: __________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Итоговое сочинение выпускники школ пишут в первую среду декабря месяца.

Ответ: __________________________.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

обвинительные ПРИГОВОРА

ОБЕИХ сестёр

падал с ПЛЕЧ

КРАШЕ дочери

с ПЯТЬЮСТАМИ карандашами

Ответ: __________________________.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г. неправильное употребление несогласованного приложения

Д. ошибка в построении предложения с однородными членам

1. Все, кто любит степной край, не раз любовался живописным разнообразием его природы.

2. В жаркое лето трава на выгонах высохла, подёрнулась неприятной желтизной.

3. Многие из художников, музыкантов, певцов, любящих природу, вдохновлялись пением соловья – небольшой птички со скромным оперением.

4. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится более 80 тысяч ранее не записанных слов.

5. А. Блок создаёт сотканный мир из бликов, который пронизан синим и пурпурным цветами.

6. Главный герой романа Ф. Достоевского «Идиота» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

7. Лингвистика не только не теряет своеобразия своих методов, а также щедро делится ими со смежными науками.

8. В справочном издании «Словарь русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.

9. Принимая подачу соперников, мяч не должен упасть на землю на вашей площадке.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д








9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) благоденствие, приноровиться, полагаться

2) накопивший, благословение, надломить

3) озабоченный, расколоть, росточек

4) запоздалый, представление, сторожевой

5) заболевание, образцовый, удостоен

Ответ: __________________________.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

2) о..далённый, по..толкнуть, о..торгать

3) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

4) по..править, на..треснутый, на..пиленный

5) из..мать, дез..нформация, от..граться

Ответ: __________________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) марл..вый, удва..вать

2) разговорч..вый, разговар..вать

3) тюл..вый, кресл..це

4) дом..к, ноч..вать

5) хитр..нько, овлад..вать

Ответ: ____________________

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) леч..шься, управля..мый

2) пар..шься, изуча..мый

3) пряч..шь, чита..мый

4) пиш..шь, вид..мый

5) провер..шь, слыш..мая

Ответ: __________________________.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пети был (НЕ)ПОЛНЫМ, но оригинальным.

Пение красногрудых снегирей, (НЕ)ЛИШЁННОЕ какой-то приятной мелодии, раздавалось с оголённых веток сада.

Я ехал (НЕ)СПЕША и вдруг увидел на дороге коров. (НЕ)ДОГОРЕВШАЯ с вечера свеча сильно чадила.

Полкан (НЕ)СРАЗУ понял, что с ним произошло.

Ответ: __________________________.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.

И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа.

ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить мало знакомых мне людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме.

Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю фотографии на стене.

Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.

Ответ: __________________________

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Его холё(1)ое, блед(2)ое лицо было так гладко, словно его только что коснулся бритве(3)ый прибор. Бородка была аккуратно и щёгольски подстриже(4)а, а глаза глядели напряжё(5)о.

Ответ: __________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На полке были разложены как журналы и газеты так и книги.

2) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!

3) Друзья выехали на дорогу и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.

4) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.

5) Литература не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает

законы языковой гармонии.

Ответ: __________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Генерал (1) спустившись под гору (2) круто повернул влево, и скачущий за ним Пьер (3) потеряв его из вида (4) присоединился к пехотным солдатам (5) шедшим впереди него.

Ответ: __________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Какая тишь!

Уже (1) наверно (2) поздно.

Давно (3) должно (4) быть (5) спели петухи...

А даль чиста. А небо звёздно-звёздно.

И вкруг луны – зелёные круги.

(П. Шубин)

Ответ: __________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рядом с домом (1) вокруг (2) которого (3) густо росли одуванчики (4) никого не было видно (5) если не считать пасшейся коровы.

Ответ: __________________________

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли и пролетел под самым месяцем (2) так что (3) если б он не наклонился (4) то задел бы его шапкой.

Ответ: __________________________

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (2)Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. (3)Он очень скромен – так же, как картины Левитана. (4)Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. (5)Что можно увидеть в Мещёрском крае? (6)Можно увидеть цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поёмные и лесные озера, заросшие чёрной кугой, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. (7)Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (8)Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. (9)В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко.

(К.Г. Паустовский)

Ответ: __________________________



Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Обыватель – явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (3)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет. (6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7)Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого; читает он мало и всегда с определённой целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)В то же время реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден – каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это – теневой, иллюзорный мир, и в его реальное существование втайне не верят ни продавцы, ни покупатели.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного обывателя – пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Всё подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду, в любой стране – и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы. (По В.В. Набокову*)

*Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) – русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Обыватель – человек умный, начитанный, имеющий хороший художественный вкус.

2) Пошлость – это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность.

3) Обыватель не может стать жертвой рекламного бизнеса.

4) Обыватель – пошлый человек, потому что живёт в мире поддельных ценностей, уродующих его эстетический вкус и нравственный облик.

5) Обыватель использует все достижения цивилизации для самосовершенствования.

Ответ: __________________________

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 11 и 12 противопоставлены по содержанию.

2) В предложениях 1-4 представлено повествование.

3) Предложения 12-14 поясняют содержание предложения 11.

4) В предложениях 15-17 содержится рассуждение.

5) Предложения 19-22 содержат рассуждение.

Ответ: __________________________

24. Из предложений 15-17 выпишите антонимическую пару.

Ответ: __________________________

25. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

26. «В своих рассуждениях В.В. Набоков затрагивает несколько тем. В частности, он рассматривает такое явление, как «обыватель», и раскрывает его суть, используя приём – (А)_______ («поддельная» в предложении 19), синтаксическое средство – (Б)_______ (предложения 3- 4) и троп – (В)_______ («винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, „Доктора Живаго” и мастеров эпохи Возрождения» в предложении 9). (Г)_______ (предложения 5, 6) – приём, который позволяет автору сконцентрировать внимание читателя на предмете обсуждения».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) метафора

3) гипербола

4) разговорная лексика

5) парцелляция

6) вводные конструкции

7) анафора

8) лексический повтор

9) сравнительный оборот

Ответ:

А

Б

В

Г







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.



Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.



27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы

№ задания

Ответ

1

1245

2

КОГДА/ЕСЛИ

3

2

4

ШАРФЫ

5

праздного

6

месяцы

7

приговоры

8

15967

9

24 или 42

10

14 или 41

11

25 или 52

12

35 или 53

13

НЕПОЛНЫМ

14

тожепоэтому или поэтомутоже

15

35 или 53

16

15 или 51

17

12345 или любая последовательность этих цифр

18

1235 или любая последовательность этих цифр

19

145 или любая последовательность этих цифр

20

124 или любая последовательность этих цифр

21

168 или любая последовательность этих цифр

или

3478 или любая последовательность этих цифр

или

79 или 97

22

245 или любая последовательность этих цифр

23

21 или 12

24

РЕАЛЬНОЕ ИЛЛЮЗОРНЫЙ

25

12

26

8927


Часть 2

Информация о тексте

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проявление обывательства.

1. Обыватель – явление всемирное. Его главная цель – казаться, а не быть.

2. Проблема проявления пошлости в жизни человека.

2. У пошлого человека иллюзорная, поддельная, ложная жизнь.

3.Проблема негативного влияния рекламы. (Чем вредна реклама?)

3.Рекламный бизнес создаёт иллюзорное счастье и превращает своего потребителя в жертву рекламы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!