СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ-2020. Задание № 15 "Средства связи предложений в тексте" (вариант № 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом.

Тесты составлены в формате задания № 25 ЕГЭ-2020 на материале рассказов классика русской литературы Евгения Носова.

В данной методической разработке восемь заданий на лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

Тесты (вариант № 2) направлены на отработку знаний об организации текста и могут быть использованы учителем при изучении данной темы в качестве раздаточного материала на уроках, в качестве упражнений для домашнего задания и в качестве самостоятельной работы (для проверки уровня усвоения темы учащимися).

Тесты отформатированы под лист формата А-4 и удобны для распечатки, что очень важно в работе учителя-практика.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2020. Задание № 15 "Средства связи предложений в тексте" (вариант № 2)»

Задание № 25 (по рассказам Е. Носова) В-2


1. Среди предложений 1-9 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью определительного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)– Тут я тебе одну штуку привёз…(2)– Дядя Сергей порылся в машине. (3)– На-ка, держи!(4)Это был трёхмачтовый кораблик с килем, форштевнем, каютами, бортовыми шлюпками. (5)Но корпус кораблика, выкрашенный когда-то белой краской, покрылся рыжей плёнкой. (6)Мачты были сломаны. (7)Уцелела только бизань-мачта с мокрыми парусами. (8)По всему было видно, что кораблик находился в долгом и трудном плавании. (9)Однако Санька держал в руках кораблик так осторожно, будто это было живое существо, живая, трепещущая птица.  ОТВЕТ: _____ (тесты учителя русского языка и литературы Голдаевской В.А.)


2. Среди предложений 1-8 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Я сидел у шалаша. (2)Утренний клёв окончился. (3)Поплавки недвижно белели среди тёмно-зелёных лопухов кувшинок. (4)Наступал знойный полдень – время отдыха и для рыбы, и для рыболовов. (5)Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. (6)В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее моё удилище, сложила крылья и оказалась... птичкой. (7)Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя её то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик. (8)И точно такая же птичка, отражённая в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба. ОТВЕТ: _____


3. Среди предложений 1-8 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Уточка оказалась слабее селезня. (2)То ли она ещё как следует не оперилась, то ли заболела в плену, только она даже и не попыталась лететь. (3)Уточка сбежала к воде, вошла в неё и тихонько, едва слышно свистнула, потом ещё и ещё. (4)Но её тихий тревожный зов был услышан на другом берегу. (5)Тотчас раздался ответный голос селезня, плыви, мол, сюда! (6)Я здесь. (7)Уточка благополучно перебралась через реку, и мы потеряли её из виду. (8)Но долго ещё не уходили домой, слушали, как на той стороне плескались и радостно посвистывали два диких утёнка.  ОТВЕТ: _____ (тесты учителя русского языка и литературы Голдаевской В.А.)


4. Среди предложений 1-9 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Сова летит бесшумно и плавно. (2)Она будто забывает махать крыльями, будто спит во время полёта. (3)Лишь изредка делает два-три сильных взмаха. (4)Кажется, птица совершенно безразлична к тому, что делается внизу. (5)На самом же деле сова зорко, метр за метром ощупывает заснеженное поле. (6)Вот из-за сугроба выскользнул маленький пушистый шарик. (7)С высоты он кажется не больше макового зернышка. (8)Сова будто проснулась от спячки, чуть дёрнула широким хвостом и, сложив крылья, упала в заросли. (9)И в тот же миг она взлетела с мышью в цепких когтях.  ОТВЕТ: _____ (тесты учителя русского языка и литературы Голдаевской В.А.)

5. Среди предложений 1-7 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью указательного наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. (2)Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив. (3)Вдруг с крыши сорвалась подтаявшая сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. (4)Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. (5)Там воробьи расселись рядком на гребне и только было успокоились, как по скату крыши скользнула тень большой птицы. (6) Воробьи враз свалились за гребень. (7)Но тревога была напрасной. ОТВЕТ: _____


6. Среди предложений 1-8 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. (2)Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный. (3)Кстати, сегодня ей повезло. (4)В клюве она держала большой ломоть хлеба. (5)Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек. (6)И что за привычка у этих сорванцов бросать камнями? (7)Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. (8)Но неприятностей, кажется, не предвиделось. ОТВЕТ: ___ (тесты учителя русского языка и литературы Голдаевской В.А.)


7. Среди предложений 1-8 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за окунями. (2)Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. (3)Светло оттого, что листья осыпались и больше не затеняют землю, а тихо потому, что и ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. (4)Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. (5)Между ними постлан мягкий ковёр из сухих листьев. (6)Изредка попадаются молодые дубки с ещё не опавшей листвой. (7)Освещённые солнцем, они вспыхивают в просветах между стволами, словно зажжённые факелы. (8)И эхо, гулкое, раскатистое, блуждает по лесу тоже как в большом пустом здании.  ОТВЕТ: _____


8. Среди предложений 1-9 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Алексей размотал самую большую удочку. (2)Мне тоже не терпелось поскорей забросить удочку, но Алексей прогнал меня собирать хворост для костра. (3)Вскоре на песчаной косе вспыхнул и весело заплясал огонь, от которого ещё больше загустели сумерки. (4)Лес шагнул к самому огню и остановился, задумавшись и вытянув над костром чёрные лохматые лапы своих ветвей, будто грея их. (5)Мир разделился на две части: одна – маленький освещённый пятачок с костром посередине, всё остальное – чёрное небо, чёрная вода, чёрный лес. (6)Наступила ночь. (7)Первая моя ночь на рыбалке. (8)Она была полна таинственной, невидимой жизни. (9)Я крутил головой, боязливо ловя непонятные мне ночные звуки. ОТВЕТ: _____


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!