СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные психолого-педагогические условия формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные психолого-педагогические условия формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников»


Эффективные психолого-педагогические условия формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников

Маркович Инна Викторовна, педагог-психолог

государственного учреждения образования «Боровская средняя школа Лепельского района»

Проблему формирования и развития общеучебных умений учащихся можно отнести к разряду сакраментальных и сакральных мотивов педагогики. Так, еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.

Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

        Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

- сосредоточение внимания на учебной ситуации

- осознание смысла предстоящей деятельности

- осознанный выбор мотива

- целеполагание

- стремление к цели (осуществление учебных действий)

- стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)

- самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

      В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется. 
           Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой. 
           Работа  по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Так, например, при решении задачи в 1 классе детям можно предложить такие задания:

Как будет звучать условие этой задачи?

В двух аквариумах 9 рыбок. В первом - 4 рыбки. Сколько рыб во втором аквариуме?

Иногда учитель просит детей самим составить условие задачи, сформулировать вопрос: «Что необходимо найти?» Помимо развития умения задавать вопросы при таком подходе к делу формируется творческое отношение к учебной деятельности. Детские варианты условий данной задачи могут быть самыми разнообразными и оригинальными, при этом можно проследить и явные межпредметные связи с уроками литературного чтения и даже окружающего мира. Вот примеры детских задач по данному слайду с вопросами:

1. «Сова пригласила на день рождения четыре зайца и три белки. Сколько животных придет в гости к сове?».

2. «Однажды заяц обманул белку. Белка пригласила друзей, чтобы они помогли ей проучить зайца. На помощь белке пришло трое друзей. Сколько зверей участвовало в помощи?».

3. «На лесной совет пригласили три зайца и одну белку. Сколько зверей приглашено на совет?».

Перед выполнением задания учитель просит детей придумать его условия. Таким образом, формируется и развивается умение как задавать вопросы, так и умение видеть проблему.

«У зайца было 6 морковок и 4 капусты. Каких предметов больше и на сколько?». «Заяц принес домой 4 капусты и 6 морковок. На сколько капусты у зайца меньше, чем морковок? Почему заяц принес капусты меньше, чем морковок?» Последний спонтанный и, казалось бы, не относящийся к данной теме детский вопрос учитель не стал «гасить» и отвергать и попросил ребят дать свои ответы. Так возникла ситуация, стимулирующая познавательную активность детей. При этом получили свое дальнейшее развитие как творческая, так и логическая составляющие мышления. Дети формулируют вопросы разного уровня сложности, что позволяет мне организовывать дифференцированную деятельность учащихся.

Развитие умения сравнивать

Развитое умение сравнивать позволяет выявлять сходство и различие между объектами. Прием сравнения необходимо развивать, так как он позволяет детям с легкостью выявлять особенности объектов, их уникальность, что значительно облегчает процесс формулировки определений тех или иных понятий.

На уроках математики развитию данного умения отводится достаточно много учебного времени. Так, уже на первом уроке детям предлагается выполнить ряд заданий на сравнение. Данные задания выполняются на уроке «Упорядочивание предметов в порядке возрастания и убывания заданного параметра».

Задание, которое требует выявить общие и особенные черты представленных объектов, определить, чем они между собой отличаются (в данном случае - размером) и выполнить задание, выстроив матрешек в определенной последовательности - от меньшего размера - к большему.

Развитие умений классифицировать объекты

Познание ребенком окружающего мира, мира науки не сводится лишь к чувственному его отражению. Оно обязательно предполагает использование хорошо развитого умения выделять в объектах общие, существенные признаки. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Умение классифицировать - неотъемлемая часть математического и логического мышления. Приведем примеры упражнений, развивающих умение классифицировать на уроках математики.

Дети должны определить классифицировать по двум разным критериям - высоте и толщине ствола. Работа над подобными заданиями не только интересна для детей, но и весьма продуктивно развивает их мыслительные способности.

При наличии времени и желания, можно «усилить» работу за счет межпредметного задания: можно попросить детей не только выделить самое толстое, тонкое, высокое или низкое дерево, но и по особенностям силуэта попробовать предположить, что это за дерево? Дуб, береза, сосна?

Одной из активных форм развития общеучебных умений и навыков являются познавательные игры.

- Логические игры.

Дидактическая задача: определить признак единства, назови лишнее, продолжи цепочку, закончи рассказ.

- Сюжетно-ролевые игры

Цель: осознание умения вести себя в обществе. В основном используются в 1 классе при изучении тем «Мы идём в гости», «В магазине» и т.п.

Игра «Сказка по опорным словам».

Вам даны опорные слова: дворец, девушка, туфелька, чудесный лес, вертолёт, принц. Придумайте волшебную историю.

Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала. 
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету?

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал. Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу» учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи). Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание.

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которому они будут действовать. Это можно добиться, сравнивая выполняемое действие с данным образцом.

Например, при обучении умению составлять план-схему, учитель может показать в виде образца план к определенной, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме-составляют план по этому учебному материалу. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из примера видно, что совместная деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действую по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику достаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.

Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которое ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредотачивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает выпадать. Так как на уроках русского языка и литературы ученик хорошо выполнивший упражнения может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности. Таким образом, вся сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане.

Опытно-практическое исследование психолого-педагогических условий овладения умениями и навыками

С целью выявления психолого-педагогических условий формирования умений и навыков у учащихся начальной школы было проведено исследование в 1-4 классах.

Использовались такие методы педагогического исследования как:

- анкетирование;

- проективная методика «В школе»

Цель: определить школьную мотивацию младших школьников















Анализ полученных данных показывает, что детей с низкой мотиваций очень мало. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Анализ рисунков «В школе» показал, что у 81% учащихся 1 «А» класса и 73% учащихся 1 «Б» класса сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

У 19% учащихся 1 «А» класса и 27% учащихся 1 «Б» классов есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для них ситуации.

У 89% учащихся 2 «А» класса и 76% учащихся 2 «Б» класса сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

У 11% учащихся 2 «А» класса и 24% учащихся 2 «Б» классов есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, что может привести к неприятию учебных задач

1.  Необходимо расширить круг знаний и представлений учащихся о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам

2.  Педагогам обратить внимание на основные задачи развития, такие как: овладение базовыми школьными знаниями и умениями, развитие самоконтроля и познавательной мотивации, развитие коммуникативной компетентности ученика.

  Большинство учащихся 3-4-х классов изучают математику с интересом (73%), равнодушны – 22% учащихся, не любят предмет – 6% учащихся. Наиболее высокий уровень учебной мотивации к предмету – у учащихся 3 «А» класса. Изучают русский язык с интересом – 61% учащихся 3-4-х классов, равнодушны к предмету – 20% учащихся, не любят предмет – 18,5% учащихся. Наиболее высокий уровень учебной мотивации к предмету - у учащихся 4 «Б» класса. Учителям необходимо: поощрять ребенка за успехи; говорить надо так, чтобы ребенок знал свои возможности и способности: «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя сильная воля и желание довести дело до конца!»;использовать на уроке эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы с комментариями, небольшие стихотворения, музыкальные минутки и т.п.; удовлетворять потребность быть значимой личностью, это подходит для неуверенных в себе, но на многое претендующих детей. Для таких детей возможно давать задания, которые они приготовят самостоятельно дома, а потом их спросить именно это задание; опираться на жизненный опыт; прогнозировать будущую деятельность.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников?

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.




Скачать

© 2016, 1183 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!