СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приёмы работы с текстом.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом является средством развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, необходимым условием для обогащения словарного запаса школьников.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы работы с текстом.»

Эффективные приёмы   работы с текстом

Эффективные приёмы работы с текстом

 Работа с текстом является средством развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, необходимым условием для обогащения словарного запаса школьников.         Аудирование     ↔        Чтение          ↕                 Текст         ↕    Говорение           ↔       Письмо

Работа с текстом является средством развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, необходимым условием для обогащения словарного запаса школьников.

       Аудирование     ↔        Чтение

         ↕                 Текст         ↕

   Говорение           ↔       Письмо

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Актуальность данной темы состоит в том, что чтение текста является одним из основных видов речевой деятельности, который предусматривает развитие следующих умений: - выделять основные факты; - отделять главную информацию от второстепенной; - предвосхищать возможные события, факты; - раскрывать причинно-следственные связи между фактами; - понимать аргументацию; - извлекать необходимую информацию; - определять своё отношение к прочитанному.

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления».

Актуальность данной темы состоит в том, что чтение текста является одним из основных видов речевой деятельности, который предусматривает развитие следующих умений:

- выделять основные факты;

- отделять главную информацию от второстепенной;

- предвосхищать возможные события, факты;

- раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

- понимать аргументацию;

- извлекать необходимую информацию;

- определять своё отношение к прочитанному.

Выделяют следующие основных способа осмысления текста: - постановка вопросов к тексту; - построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д.); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия); - конструирование собственных высказываний о прочитанном.

Выделяют следующие основных способа осмысления текста:

- постановка вопросов к тексту;

- построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д.);

  • создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

- конструирование собственных высказываний о прочитанном.

 Приём «Мысли правильно»    Это приём работы над грамотностью письма. В тексте заранее выделяются маркером определённые сочетания букв и слов, терминов, понятий и т.д. Ученики несколько раз читают текст и видят множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется находящимися на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.  Об этом озере не пишут и громко не говорят. Кружи ШЬ по лесу молчаливому, ище ШЬ , как просочиться к озеру – не найдё ШЬ , и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберё ШЬ ся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знае ШЬ : это местечко на земле полюбил ты на весь свой век. (А. Солженицын)

Приём «Мысли правильно»

Это приём работы над грамотностью письма. В тексте заранее выделяются маркером определённые сочетания букв и слов, терминов, понятий и т.д. Ученики несколько раз читают текст и видят множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется находящимися на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

Об этом озере не пишут и громко не говорят. Кружи ШЬ по лесу молчаливому, ище ШЬ , как просочиться к озеру – не найдё ШЬ , и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберё ШЬ ся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знае ШЬ : это местечко на земле полюбил ты на весь свой век. (А. Солженицын)

Приём «Письмо с пробелами». При изучении темы «Морфологический разбор имени существительного» составляем рассказ о существительном по опорным словам. (6 класс) 1. Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3. В предложении имена существительные чаще всего бывают …, … , … . Имя существительное не является членом предложения , если… .

Приём «Письмо с пробелами».

При изучении темы «Морфологический разбор имени существительного» составляем рассказ о существительном по опорным словам. (6 класс)

1. Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

или ….

или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3. В предложении имена существительные чаще всего бывают …, … , … .

Имя существительное не является членом предложения , если… .

Приём «Верите ли вы, что…» Этот приём позволяет связывать разрозненные факты в единую картину и систематизировать уже имеющуюся информацию. Обучающимся предлагаю утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.  Такой приём использую, например, при изучении темы «Причастие» в 7 классе:  Причастие - это самостоятельная часть речи.   Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.   Причастия бывают 1 и 2 спряжения.   Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.   Причастия могут быть действительными и страдающими.   Действительные причастия могут иметь краткую форму.   Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приём «Верите ли вы, что…»

Этот приём позволяет связывать разрозненные факты в единую картину и систематизировать уже имеющуюся информацию. Обучающимся предлагаю утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Такой приём использую, например, при изучении темы «Причастие» в 7 классе:

  • Причастие - это самостоятельная часть речи.
  • Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
  • Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
  • Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  • Причастия могут быть действительными и страдающими.
  • Действительные причастия могут иметь краткую форму.
  • Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Приём «Опорный конспект»  Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков, название таблиц, схем); важно понимать язык схемы, таблицы.  Необходимо составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.  Лучшие работы по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Приём «Опорный конспект»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков, название таблиц, схем); важно понимать язык схемы, таблицы.

Необходимо составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Лучшие работы по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Приём «Письмо по кругу»  Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендую предлагать задания, в которых требуется: размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;  - сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, а также со своим жизненным опытом.

Приём «Письмо по кругу»

Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендую предлагать задания, в которых требуется:

  • размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

- сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, а также со своим жизненным опытом.

Приём «Словарик» Например, при изучении темы «Гласные в приставках пре- и при-» в 6 классе предлагаю ученикам составить словарь по данной теме. Класс делится на группы. Каждая группа вспоминает и записывает в течение отведенного времени слова, которые отвечают определённым требованиям. Например, имена существительные должны быть только одушевлёнными. Затем слова из получившегося списка участники группы поочередно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает группа, которой удалось составить большее количество слов, а также дать толкование слов группы противников.

Приём «Словарик»

Например, при изучении темы «Гласные в приставках пре- и при-» в 6 классе предлагаю ученикам составить словарь по данной теме.

Класс делится на группы. Каждая группа вспоминает и записывает в течение отведенного времени слова, которые отвечают определённым требованиям. Например, имена существительные должны быть только одушевлёнными. Затем слова из получившегося списка участники группы поочередно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает группа, которой удалось составить большее количество слов, а также дать толкование слов группы противников.

Приём «Чтение с остановками» «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: - Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? - Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? - Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Приём «Чтение с остановками»

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы:

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Комплексный анализ текста  по теме «Назывные предложения» (8 класс)  Осень. Сказочный чертог  Весь открытый для обзора.  Просеки лесных дорог  Заглядевшихся в озера.  Как на выставке картин:  Залы, залы, залы, залы  Вязов ясеней осин  В позолоте небывалой.  Липы обруч золотой  Как венец на новобрачной.  Лик березы под фатой,  Подвенечной и прозрачной. 

Комплексный анализ текста по теме «Назывные предложения» (8 класс)

Осень. Сказочный чертог Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов ясеней осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой, Подвенечной и прозрачной. 

  Вывод Представленные приёмы работы с текстом позволяют решать следующие речевые задачи: - учить видеть, слышать и чувствовать текст; - пополнять речевую память учащегося; - богащать словарный запас; - продуктивно усваивать учебный материал; - прививать  эстетический вкус; - формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Вывод

Представленные приёмы работы с текстом позволяют решать следующие речевые задачи:

- учить видеть, слышать и чувствовать текст;

- пополнять речевую память учащегося;

- богащать словарный запас;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- прививать  эстетический вкус;

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!