Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Читательская грамотность –
это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач .
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Технология критического мышления
1 этап - «Вызов» , на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Технология критического мышления
- Приём – «Чтение с остановками»
- Приём «Работа с вопросником»
- Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»
- Приём «Уголки»
- Приём «Синквейн»
.
Приём «Чтение с остановками» по рассказу В. Астафьева «Капалуха» (3 класс)
1. По названию предположите, о чем будет рассказ?
2. Какие события могут произойти в описанной обстановке?
- Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
3. Что будет с героем после событий рассказа?
Приём «Работа с вопросником» Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (3 класс)
1. Назовите главных героев произведения.
2. Где происходят события?
3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте
соответствующие глаголы.
6. Что однажды произошло?
7. Что случилось с собачкой через год?
8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9. Чем заканчивается быль?
10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11. Каково ваше впечатление от рассказа?
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал » Творчество А.С.Пушкина (4 класс)
«Знаю»
«Хочу узнать»
1. Великий русский писатель-сказочник
1. О жизни и творчестве А.С. Пушкина
2. Няня Арина Родионовна
«Узнал»
2. Познакомиться с новыми произведениями А.С. Пушкина
3. Сказка о рыбаке и рыбке
1. Познакомились со стихотворениями «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование»
4. Сказка о царе Салтане
2. Прочитали сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
5. Сказка о золотом петушке
6. Отрывок поэме «Руслан и Людмила»
Приём «Уголки» М. Зощенко «Золотые слова» (3 класс)
Положительные качества
Леньки и Миньки
Отрицательные качества
Послушание
Леньки и Миньки
Исполнительность
Неумение вести себя за столом,
неуважение к взрослым в разговоре и поступках,
Дисциплинированность
Ответственность
необдуманное выполне-ние требований родителей
Приём «Синквейн» Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Ребята.
Утка
Утята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Маленькие, беспомощные.
Пришвин
Заботливая, смелая.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Идут, боятся, путешествуют.
Добрый, неравнодушный.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Глупыши.
Утка заботится о своих утятах.
Утята – маленькие живые существа.
Наблюдает, записывает, любит.
Дети.
Михаил Пришвин учит любить природу.
Мама.
Игровая технология
Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву С.
СОРОКАСОМАНАНАСДЕТИ
СОСНАСОКРЯБИНАСТОЛ
Прочитай слова без лишнего слога:
кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод
информационно-коммуникационная технология
Спасибо за внимание