СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися .

Просмотр содержимого документа
««Эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ по истории и обществознанию»»


«Эффективные методы подготовки учащихся

к ОГЭ по истории и обществознанию»



Учитель истории и обществознания

Филиала МБОУ «Горельская СОШ» в с. Малиновка

Кривобокова С.П.


Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися .

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению


Ежегодно увеличивается количество учащихся, выбирающих историю и обществознание на ОГЭ.

Для того, чтобы выпускники 9- го класса соответствовали предъявляемым требованиям, необходимо работать в этом направлении с пятого класса.

Нужно отметить, что практически не выделяются дополнительные часы на подготовку учащихся к итоговой аттестации. В результате чего возрастает роль и значимость самого урока. Учителю необходимо пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации, что способствовало бы формированию «педагогического арсенала».

Безусловно, в копилке каждого учителя существует множество приемов, способствующих формированию необходимых знаний и навыков для сдачи ГИА.

Остановлюсь более подробно на таких аспектах, как формирование теоретических, хронологических, понятийных знаний.

1. Формирование теоретических знаний учащихся

Специфика нашего предмета такова, что приходится изучать вопросы экономической, политической, социальной, культурной сфер . А это огромнейший поток информации, дат, имен, терминов, точек зрения и т.д. и как следствие этого снижение интереса к предмету у одних, страх, паника перед сдачей экзамена у других. Тем более, что при переходе к концентрической системе увеличилась интенсивность изучения предмета.

Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность..

Главным направлением в педагогической деятельности является - повышение качества обучения на основе активизации деятельности учащихся на уроках, благодаря  осуществлению личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов; проведению разнообразных типов уроков с включением межпредметных связей; организации самостоятельной и коллективной работы учащихся с различными источниками информации.

2. Формирование хронологических знаний, так как в экзаменационных материалах встречается достаточно заданий, при выполнении которых требуются знания дат. Запомнить такое множество дат учащимся очень сложно, поэтому на каждом уроке уделяется внимание работе с хронологией. Например:

  • «хронологическая разминка», «хронологическое лото» проводятся в начале урока, учащимся предлагаются даты - они должны назвать события, либо наоборот;

  • «хронологическая последовательность», когда учащимся предлагается перечень событий, и они должны выстроить их в правильном порядке, назвать даты или предлагается перечень событий и дат, где нужно установить соответствие (использую задания из сборников для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с 6 класса);

  • «хронологический ряд», когда предлагается определить принцип образования такого ряда или продолжить ряд в заданной последовательности;

  • «хронологические таблицы» составляются по событиям внутренней и внешней политике;

  • «хронология периода», когда учащимся предлагается назвать события, произошедшие за время правления того или иного императора, расположить их в последовательном порядке, назвать даты;

  • «хронологическое заучивание», когда на уроке организуется работа, способствующая запоминанию дат и подготовке к текущему или итоговому контролю знаний. Например, вместе учащиеся называют даты событий, используя материалы учебника, затем эти даты воспроизводятся по памяти несколькими учениками, всем классом;

  • «хронологический зачет», «хронологический диктант», которые проводятся после изучения темы, периода.


3. Формирование понятийного аппарата способствует изучению и пониманию теоретического материала в целом и дает представление о той или иной эпохе. Знание понятий также необходимо при выполнении ОГЭ. Вот некоторые приемы на формирование понятийных знаний:

  • «исторический» и «обществоведческий» словари, когда при изучении нового материала уделяется внимание новым понятиям (организуется работа с текстом учебника, словарем, тетрадью), учащиеся в течение некоторого времени заучивают термины, проговаривают друг другу (работа в парах), затем отдельные ученики пробуют воспроизвести значение новых понятий перед всем классом;

  • задания на соотношение понятий и их значений (используются задания из сборников для подготовки к ОГЭ с 6 класса);

  • задания на выбор терминов, относящихся к теме урока или пройденной теме;

  • задания на определение понятий, относящихся к изменениям в экономической, социальной, политической, духовной сферах. Понятия могут записываться на доске учащимися в таблицу, где каждая графа соответствует одной из сфер жизни общества, затем дается значение этих понятий. Коль понятия отражают какие-то процессы или события, то можно предложить расставить их в последовательном порядке, вспомнить даты. Такая работа позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся;

  • понятийный диктант - как одна из форм контроля и способ коррекции знаний, так как учащийся видит свои ошибки и стремится их исправить.

Разнообразие используемых форм, приемов работы с учащимися на уроке неслучайно. Это позволяет привлечь учеников к поиску и обработке информации, а не сообщать ее в готовом виде. Все это способствует формированию ключевых компетенций у учащихся в процессе обучения, которые ежегодно демонстрируются достойными результатами.

Есть необходимость рассказать об эффективных методах подготовки выпускников непосредственно в год сдачи экзамена.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Можно выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

• развитие мотивации и целеполагания;

• формирование умения решать задания разного уровня;

• развитие самоконтроля;

• формирование уверенности и положительной самооценки;

Задачи педагога:

• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

• организовать системную продуманную работу по предмету

• работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Система работы по подготовке к ОГЭ

- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ;

- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ

-систематизация теории, практические навыки  базового курса обществознания;

-дополнение школьного предметного курса ;

-компьютерные тесты;

-он-лайн тесты

-реализация индивидуальных траекторий подготовки;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях;

-анализ тренировочных работ;

-занятия-тренировки в группах

-контроль знаний  теоретической базы;

2. Создание методической базы. Приобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2017 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

3. Создание банка тестовых заданий. Использовать тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применять различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

4. Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика). Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

5. Активно использовать информационно- коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем можно перейти к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

6. Работа с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли в слове. Такая работа направлена на формирование умений и навыков работы с готовым текстом. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Большую помощь могут оказать учителя русского языка и литературы. Предложенные ими специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов.

7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.

В чем я вижу важность психологической подготовки? Государственная итоговая аттестация является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ.

В ходе подготовки к ОГЭ с девятиклассниками и их родителями необходимо проводить изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

8. Диагностика уровня подготовки учащихся является очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ.  В течении года целесообразно проводит диагностические проверочные работы. Они дают возможность выявить пробелы с усвоении тех или иных тем по предмету, скорректировать работу по подготовке учеников к экзамену, отследить неуспевающих и составить индивидуальные планы работы и ними. С этой целью можно завести «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам. Большую вспомогательную роль сыграет проведение пробного экзамена по демо-версиям КИМ и соблюдением регламента проведения ОГЭ. Это позволит выпускнику окунуться в атмосферу процедуры экзамена, понять, на какие моменты и задания нужно обратить особое внимание.

 Заключение

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Для современного учителя эти слова должны стать очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед…











  1. Использованные источники: 

    ГИА-2016. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Национальное образование, 2015.

  2. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2015.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2016/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2015.

  4. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.,2000.

  5. Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе.- 1988 -№1, с.67-70

Ресурсы сети Интернет:

  1. Научно-образовательная социальная сеть -http://socionet.ru

  2. Научно-образовательный портал «Наука и образование» - http://originweb.info

  3. ОГЭ (ГИА) по обществознанию: основная информация - http://www.examen.ru/add/gia/ gia-po-obshhestvoznanij#podgotovka

  4. Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М. 2006 

  5. Артасов И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Преподавание истории в школе, 2006, №9 

  6. ЕГЭ по истории и обществознанию: влияние на изучение предметов. Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №3 

  7. Королев И.Ю. ЕГЭ по обществознании.: размышления социолога. Преподавание истории и обществознания в школе, 2009, №10 

  8. Котова О.А. ЕГЭ по обществознанию: задания на конкретизацию. Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №5 

  9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознании.: типичные ошибки выпускников. Преподавание истории и обществознания в школе, 2008, №10 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей