Эффективные методы и приёмы развития творческих способностей детей на уроках музыки.
Современная система образования ориентирована на активизацию творческих способностей обучающихся, которые активно формируются на уроках музыки, в ходе которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в произведениях искусства, в окружающей действительности, в природе, в отношениях между людьми.
Вокально-хоровая деятельность способствует развитию не только голосового аппарата, но и напрямую воздействует на мыслительные процессы, формирует речь, развивает самого человека, его отношение к себе и окружающим.
Основные задачи педагога во время художественно-практической деятельности на уроках музыки:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к музыкальным видам деятельности;
оказание помощи в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в различных видах музыкальной деятельности;
научить анализировать и описывать воспринятое звучание;
обеспечить и сформировать у школьников оптимальные качества звучания голоса при исполнении вокальных произведений;
воспитывать музыкально-эстетический вкус;
формировать сценическую культуру (культуру речи, движения);
развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
В процессе урока используются некоторые методы вокальной педагогики:
Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения вокальная работа начинается с натуральных регистров, сила голоса соизмеряется с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фоном на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику добиваться легкости, полётности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
В процессе занятий применяется так же ряд методических приёмов:
- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать песню в целом (“яркая”, “сказочная”, “ласковая”);
- прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;
- прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку.
- декламация текстов песен. Выразительное чтение текстов является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления).
Таким образом, методические приемы способствуют формированию слухового восприятия, творческого проявления детей, развитию воображения.
В.А.Сухомлинский писал - «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума».
Используя различные формы, методы, приемы организации уроков музыки создаются благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры школьников, тем самым обогащая процесс эстетического воспитания в целом.