СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы, методы и средства организации образовательного процесса, новые образовательные технологии, включая информационные.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные формы, методы и средства организации образовательного процесса, новые образовательные технологии, включая информационные.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы, методы и средства организации образовательного процесса, новые образовательные технологии, включая информационные.»

Эффективные формы, методы и средства организации образовательного процесса, новые образовательные технологии, включая информационные.


Всем известно, что к выпускнику школы XXI века общество предъявляет весьма высокие требования. Он должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;

  • применять их на практике для решения различных проблем и задач;

  • работать с информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

  • критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

  • быть общительным, контактным в различных социальных группах, гибким и сильным в меняющихся жизненных ситуациях.

Многое зависит от нас, педагогов насколько хорошо наш ученик будет адаптирован к жизни, и с каким багажом знаний он покинет школу.

Особенность работы в школе заставила меня переоценить позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как сделать так, чтоб дети шли на  уроки как на праздник? Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным как для сильного, так и для слабого ученика? Как дать стимул к творчеству?»

Главная цель любого урока — это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании — человек, не боящийся мыслить. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Каждый учитель, переживающий за своего ребенка, каждый родитель задумываемся над тем, почему дети XXI века не хотят читать, не смело отвечают, не пишут сочинения самостоятельно, а все чаще переписывают чужие мысли ни на минуту не задумываются над глубиной мысли писателя. Заучивание дат и правил не сделает ребёнка грамотным, и уж тем более не поможет понять главные мысли автора. Необходимо что-то новое, интересное, нестандартное, что координально изменит весь урок и повысит конечные результаты. Современному учителю просто необходимо использовать на своих уроках новые технологии, активизирующие познавательную и творческую деятельность школьников.

В образовании происходят значительные перемены, которые затрагивают все аспекты педагогического процесса. Учителю необходимо знать,  какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. Личный интерес обучающегося — это решающий фактор процесса образования.

Повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания - первая главная задача педагога. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:
Проблемное обучение — создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение — у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Проектные методы обучения — работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Созданию ситуации успеха, повышению стимула к учению и мотивации к предмету способствуют также творческие задания — написание сочинений и прочтение лучших из них, проектные задания. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей — расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Эти творческие работы выставляются для обозрения, что является отличным стимулом для дальнейшего творчества учащихся. Работа по обучению проектной деятельности и написанию сочинений проходит не только на уроках. Также я использую мини-проекты, которые могут быть использованы в рамках любой темы.

Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система используется в основном в старшей школе (9класс), т. к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в 10-11классах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивает общеучебные умения и навыки. Ребёнок младшего возраста очень любит играть, поэтому одним из эффективных приёмов обучения является использование различных сюжетов, историй (тайны, секреты букв, игровых ситуаций.

В рамках сюжетно-ролевой ситуации на уроках я использую игры и как самостоятельный методический прием. Это так называемые учебные игры, которые имеют узко методическую цель. Для учителя любая учебная игра — это, прежде всего, упражнение. Учитель всегда точно и четко представляет себе какую учебную цель преследует та или иная игра, однако, ему не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план (методическая цель), иначе игра превратится в обычное упражнение.

На своих уроках я использую разные виды игр: грамматические, орфографические, лексические и фонетические, способствующие формированию речевых навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии. Как показывает анализ образовательной практики, интерес к учебной деятельности заметно снижается к 6–7 классу, поэтому у учащихся данного возраста совершенно необходимо сформировать учебно-познавательные мотивы: интерес к новым знаниям и к способам их добывания. Уроки с использованием ИКТ в полной мере способствуют формированию познавательного интереса школьников.

Для проведения урока требуется только один компьютер и соединенный с ним проектор. Большой экран позволит демонстрировать все подготовленные учителем компьютерные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает и зрение, что обычно бывает, когда учащийся сидит перед экраном монитора. Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения. Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии. Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы дают учащимся прекрасную возможность самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать полученные данные, планировать свою деятельность и представлять свои собственные проекты. Здоровьесберегающие технологии, необходимы в современном образовании, так как нашей главной целью является сохранение физического и психического здоровья ребенка. На своих уроках для снятия напряженности, усталости, а также для создания оптимальных условий комфорта, раскрепощения детей, я использую паузы релаксации, на которых практикую динамические паузы. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 1–2 минуты. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Необходимо сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более насыщенным и интересным. Использование новых информационных технологий является важной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!