СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность здоровьесберегающих технологий и их использование на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективность здоровьесберегающих технологий и их использование на уроках физической культуры.»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Кузнецова Н.П.,

Учитель физической культуры, МБОУ «СШ №15»

Проблема организации здоровьесберегающего образования заключается, с одной стороны, в разнонаправленности теоретических подходов к ее решению, с другой, – в разрозненности и односторонности усилий отдельных субъектов образовательного по практическому решению данной проблемы. Сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [3].

Здоровьесберегающие технологии в образовании направлены на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в школе: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в широком смысле слова представляет собой следующее:

процесс воспитания и обучения детей младшего школьного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;

процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка [2].

Здоровье является основным фактором успешного личностного развития, что определяет актуальность разработки системы  здоровьесберегающих технологий, позволяющих организовать процесс деятельности начальной школы, в том числе его неотъемлемой части – организации здорового питания – с учетом сохранения и укрепления здоровья детей. Отклонения в одном из составляющих здоровья непременно сказывается на другой, что приводит к снижению рецистентности организма к воздействию патогенных факторов, нарушает взаимодействие человека с окружающей средой и препятствует осуществлению его биологических и социальных функций [6].

Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии:

– 14% детей практически здоровы;

– 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

– 35–40%детей страдают хроническими заболеваниями.

Отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования позволяют проранжировать школьные факторы по убыванию значимости и силы влияния на здоровья учащихся.

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения

здоровья детей.

5. Интенсификация учебного процесса.

6. Недостаточная компетентность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья [8].

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствует развитию хронических болезней[1].

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, около 70% времени бодрствования, соответственно заниматься их здоровьем должны и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство. Я расскажу вам о том, как я в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [9].

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

– укрепление здоровья; содействие нормальному физическому развитию;

– обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам:

– развитие двигательных способностей;

– воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

– содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей [4].

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольный формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределение[5].

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимо от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей.

(2 часа по планированию + 1 час игровым видам спорта)

Большинство взрослых прекрасно осознают, что им и их детям необходим здоровый образ жизни и то, что больному человеку до- биться успехов в жизни тяжелее, чем здоровому, что успех, счастливая, интересная и наполненная жизнь невозможны без здоровья. Тем не менее, часто от учителей и родителей можно слышать, что физическая культура неважна, можно убрать, сократить, пропустить. Я считаю, что это мнение очень ошибочное.

Огромную роль в работе учителя играет материальная база для реализации программы действия в защиту здоровья детей, его сохранения и укрепление. Начиная работать в 1996 году в школе, я привёла оборудование спортивного зала в соответствии современных требований.

В школе один спортивный зал размер 24х12. Имеются все гимнастические снаряды.

В 2021 году на пришкольной территории школы усилиями области и города был открыт физкультурно - спортивный комплекс открытого типа в него входит ( современная беговая дорожка 200м, сектор для прыжков в длину, сектор для игры в стритбол,2 тренажерных комплекса, стадион для мини футбола в летний период, и хоккейная площадка в зимний период, крытая трибуна ,2 раздевалки. Это сооружение построено не только для школьников нашей школы, но для всего микрорайона.

В зимний период она превращается в школьный каток.

Для себя я составила программу совместных действий для укрепления и сохранения здоровья детей и педагогов. Она включает в себя:

– проведение своевременного медицинского обследования;(есть тонометр, весы, для тестирования силы рук есть силомер);

– программу совместных мероприятий (воспитанники – педагоги – родители – специалисты в областях медицины, психологии, педагогики);

– направление на избавление от вредных привычек (не курил, не курю и не буду курить), вести здоровый образ жизни;

– раздел правильного питания, выполнения правил гигиены;

– мероприятия, позволяющие по возможности каждому ученику найти свой полезный именного для него вид спорта.

Я полностью согласна, что в образовательном процессе нет главных и второстепенных предметов. Урок физической культуры я считаю не менее важным для детей, чем математика или история.

Учебный процесс представляет собой единство содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Имея большой арсенал методов и форм обучения, я испытывал некоторые затруднения в их выборе. Почему? Потому, что физкультура – это предмет, направленный, прежде всего на формирование физических качеств, обработку комплекса движений, в процессе овладения которыми учащийся получает представление об элементах каждого движения, его скорости, ритме, силе и т.п. на первый взгляд кажется, что в этом предмете можно использовать минимум образовательных технологий. Нет, в педагогическом процессе я использую максимальное количество методов и форм для того, чтобы добиться лучших результатов в обучении.

• Словесно-практический метод – объяснение новой темы я совмещаю с показом, что является эффективным усвоением нового материала.

• Метод имитации – направлен на то, чтобы лучше усвоить новую тему и технику выполнения упражнения

• Методы стимулирования интереса к учёбе:

1. Игры, игровые формы организации учебной деятельности –

все известно, что через игру можно активизировать процесс непроизвольного запоминания, повышение интереса к спортивной деятельности, углублению познания через эмоции. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ума, его сердце, его воли... не только в игре высказываются наклонности ребёнка относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».

2. Весной и осенью мы с детьми совершаем туристические походы, которые имеют тесную взаимосвязь с такими предметами как музыка (поём песни), рисование (рисуем плакаты), география (ориентирование на местности, распознаём ландшафт местности), биология (собираем гербарий, составляем икебаны, устраиваем биологические викторины).

3. Методы поощрения и порицания – проходят в необычной форме, то есть я использую «немую» беседу, которая играет большую роль на реализацию этого метода. Эта форма акцентирует внимание учащихся на уроке, ребёнок постоянно смотрит на учителя, внимательно слушает задание, пытается выполнять так же, как и у него и поведение конечно соответствующее на уроке, потому, что ребёнок сосредоточен на уроке.

• Методы контроля и самоконтроля:

1. Индивидуальный контроль – применяю к тем учащимся, которые освобождены или относятся к специальной медицинской группе. На уроке они выполняют отдельные упражнения или работают с учебником.

2. Тестирование – использую систематически в течение всего учебного года в 3 периода:1) сентябрь–октябрь; 2)декабрь,3) март– апрель. Это помогает выявить рост учащихся за год.

3. Домашнее задание – даю после каждого урока на совершенствование раннее изученного и для общей подготовки.

4.Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

В учебном процессе немаловажную роль играют и средства обучения. На уроках я использую такие средства: своё мастерство в широком смысле слова, голос, организаторские способности, ТСО – всё это является предметной поддержкой учебного процесса.

На занятиях физической культурой я строго соблюдаю и учу детей правилам техники безопасности на уроке. Решаю комплексы взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Акцентирую на занятиях решение образовательных задач. Особое внимание уделяю личностно-ориентированному подходу к процессу обучения, с учётом состояния здоровья учащихся, пола, физического развития, двигательной подготовленности. На уроках использую здоровьесберегающие технологии, стараясь проводить уроки в основном на свежем воздухе, разнообразить виды деятельности, повышать эмоциональный настрой детей на уроке (программа лёгкой атлетики и лыжной подготовки). При обучении двигательным действиям предпочтение отдаю целостному методу обучения, но также эффективно работает метод от простого к сложному.

На занятиях подвижных игр, гимнастикой для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока широко использую нестандартные много пропускные снаряды, доступные тренажёры.

Глубоко убеждена, что главное не форма проведения занятия, а содержание. На уроке, обращаю особое внимание на развитие общефизической подготовки, (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП). В процентном соотношении это составляет около 50% времени урока. Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, занятия в основной части урока провожу по принципу «круговой тренировки». Это позволяет повысить моторную плотность урока, а так же даёт учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, своевременно оказывать индивидуальную помощь и оценивать.

Групповые технологии обучения в основном заключается в распределении учащихся по группам, с учётом уровня их физической подготовленности (сильный-сильны, слабый-слабый, но возможен и перекрёст). Одним из методических приёмов, которым я пользуюсь, является перевод учащихся из одной группы в другую по мере их успехов, чтобы сформировать у них интерес.

В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно составлять смешанные (по силе). Где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

При оценке достижения учеников я в большей мере ориентируюсь на индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей, а не на выполнение усреднённых учебных количественных нормативов (оценка 4 и 5). Показателем моей работы является 100% посещаемость уроков, обученность и качество знаний составляет 95%. На базе нашей школы организован спортивный клуб «Старт»который участвует в городской спартакиаде среди общеобразовательных учреждений города. В него входят ребята в возрасте от 9 до 17 лет

На занятиях во внеурочное время серьёзное внимание уделяю СФП, а также технической, тактической и психологической подготовки. Перед занятиями учащиеся ежедневно измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС). Раз в неделю замеряю кровяное давление, вес. Учащиеся участвуют в различных соревнованиях показывают не только свои спортивные качества, но и человеческие. Человеческую одарённость я, учитель физкультуры, ценю выше, чем одарённость спортивную.

Выпускники нашей школы, покидая её стены, не бросают занятия любимым видом спорта. В последнее время у нас сократилось количество детей со специальной группой здоровья. Но индивидуальный подбор физических упражнений к этим детям помогает им строить своё здоровье (астма, врождённый вывих нижних конечностей, ДЦП). Вспоминаю случай из практики, когда мальчик с радостными глазами сказал мне, что врачи сняли с него освобождение от занятий физкультурой. У меня таких детей большинство, которые не желают пользоваться освобождениями и с радостью бегут на уроки. Учащиеся имеющие освобождение от физической культуры совершенствуют свои навыки в теории ,участвуют в научно-практической конференции в секции «Здоровья». Активно участвуют в онлайн -олимпиадах по предмету «физическая культура», где они показывают хорошие результаты.

И в заключение своего выступления хочу сказать, что мне очень отрадно смотреть из окна школы на моих учеников настоящих и сво- их выпускников, которые гоняют в футбол, по утрам бегают на до- рожках школьного стадиона, играют в баскетбол и стритбол, катаются на лыжах, – значит мой труд не прошёл зря.



Литература:

  1. Алексеев С.В., Петленко В.П. Мудрость здоровья. Культура и образование: Сб. Медицина, Культура, Философия.; Ред.: Юрьев В.К. СПб., 1994. -345с.

  2. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.

  3. Баранов А.А., Матвеева Н.А.Здоровье школьников: Пути его укрепления. Красноярск, Изд-во Красноярского ун-та, 1989.-184

  4. Безруких М.М. , Ефимова С.П. Как получить «пятерку за здоровье»?-Тула: Арктоус, 1997. 52с.

  5. Безопасность и здоровье детей и подростков в современных условиях//Материалы научно-практической конференции 22-23 апреля 1999г. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. -С.34

  6. Здоровьесберегающее образование / научно-практический журнал. – М., 2009. - № 2. – 128 с.

  7. Иванова Н. К. Организационно-педагогические условия формирования ЗОЖ школьника: дис.канд.пед.наук: 13.00.01/ СГПУ. -Самара, 2000.-221с.

  8. Кулакова Т.П. Динамика состояния здоровья детей и подростков в школьный период жизни /Сб. Здоровье, развитие, личность. М., 1990. -С.27-43

  9. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. -М: Изд-во НЦЗД РАМН. - 2001. - 376 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!