«Эдьютейнмент– современная технология обучения английскому языку»
Смена моделей обучения влечёт за собой и смену подачи учебного материала. Принятая ранее традиционная модель передачи знания (учитель – ученик или учитель – ученик – учебник) меняется на вовлекающую, где главным становится не сама информация, а способы её подачи и восприятия. Такие психологические особенности современного поколения учащихся, подверженных своего рода интернетизации и постоянному влиянию технических и мобильных устройств, как неспособность к долговременной концентрации внимания на одном материале, гиперактивность, сокращение объёма воспринимаемой информации, быстрая утомляемость и потребность в постоянной смене деятельности, диктуют необходимость поиска новых, ярких форм и оригинальных методик обучения. В связи с этим от современного преподавателя требуется владение специальными образовательными технологиями, благодаря которым сам процесс обучения становится вовлекающим, развивающим, эмоционально насыщенным, порождающим сопричастность к происходящему на занятии.
«Эдьютейнмент» (edutainment: education+entertainment) - в переводе с английского языка данное понятие означает «обучение через развлечение». Впервые данное понятие использовал в докладе Роберт Хейман в 1973 году в докладе для Национального Географического общества. Эдьютейнмент считали наиболее продуктивным для повышения мотивации сотрудников на курсах повышения квалификации. В 1970-е гг. эдьютейнмент представлял собой развлекательные проекты, основной целью которых являлось развитие социальных и культурных ценностей молодежи.
В современной отечественной педагогике эдьютейнмент – это особая технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение. Задания по технологии «эдьютейнмент» должны соответствовать трём педагогическим принципам: связь теории с практикой, последовательность и доступность.
Следует отметить, что эдьютейнмент не является альтернативой академическому образованию, эта технология является интересным способом получения новых знаний через активное участие и интерес, а также доступным методом обучения людей любых возрастов для достижения конкретных и быстрых результатов. Применение эдьютейнмента – это переосмысление традиционных форм обучения в современном формате: обучающийся сосредотачивается на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели.
Средства эдьютейнмента делятся на традиционные и современные: традиционные – это музыка, фильмы, комиксы, книги, телепрограммы, современные – это электронные системы, персональные компьютерные системы, веб-технологии. Подобные форматы представления образовательного материала имеют установку на занимательность, эмоциональную вовлеченность. Практики и теоретики сходятся во мнении, что эдьютейнмент способен формировать позитивные эмоции, положительное отношение к учёбе, как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию.
Современные эдьютейнмент-средства помогают сделать процесс обучения английскому языку увлекательным и эффективным. В рамках уроков английского языка возможно использование следующих средств: воссоздание известных сцен и кадров из популярных фильмов на языке; прослушивание песен с пропущенными некоторыми словами (с учётом возраста обучающихся и уровня владения языком) и заполнение пробелов; создание телепрограммы на языке на интересующие подростков темы (это могут быть новости, ток-шоу, квесты).
Очень популярным эдьютейнмент-средством является – «мозговой штурм». Например, при изучении достопримечательностей Великобритании или США, можно предложить обучающимся в группах или индивидуально создать лучший туристический маршрут по стране, используя все доступные средства: презентации, лозунги, музыку и т.д. Каждой группе (обучающемуся) на выступление и презентацию собственного маршрута даются 5 минут. В конце урока преподаватель вместе с обучающимися определяют победителя. Подобное занятие можно проводить как урок английского языка, в зависимости от загруженности педагога, как внеклассное или общешкольное мероприятие или мероприятие в рамках недели английского языка.
Одним из самых эффективных средств являются творческие тренинги. Отличительные черты этих тренингов состоят в том, что они выполняются как в устной, так и в письменной форме; по содержанию носят речевой и творческий характер; интересны и увлекательны как для учащихся, так и для преподавателей. Могут быть использованы как на уроке, так и во время поездок, экскурсий, как основа при подготовке школьных мероприятий. При изучении довольно сложной темы «Здоровье и правильное питание» учитель может вполне использовать данные в основном учебнике упражнения и тексты, немного изменив требования к выполнению заданий. Установка: «Мы – редакция популярного журнала и занимаемся журналистским расследованием. Поэтому будем рассматривать всю информацию учебника как требующую проверки». Упражнения в рамках творческого тренинга для чтения и аудирования: найдите и выпишите необходимую информацию; сделайте письменный обзор по теме или проблеме, используя при этом различные источники на иностранном языке; по аналогии со статьёй подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале; прослушайте прогноз погоды на английском языке и сделайте его противоположным по смыслу (по ключевым словам). Упражнения в рамках творческого тренинга для письма и говорения: напишите письмо директору, другу, в Гидрометцентр, запросите информацию, поблагодарите и выразите надежду на скорый ответ и т.д.; определите, чем отличаются схемы различных писем, выделите отдельные клише, ключевые слова; дайте характеристику авторов, определите характер письма (личное, деловое, проблемное), спрогнозируйте возможный ответ; возьмите интервью у одноклассника на иностранном языке, учителя биологии, географии на русском языке и переведите его; расскажите о реальном прогнозе погоды на ближайшее время; поделитесь собственным мнением об экологии вашего города, подготовьте презентацию о самых неблагополучных районах. В результате получаются не только обзорные статьи с иллюстративным материалом для школьной газеты или стенгазеты, но и выставки работ обучающихся по проблеме, общешкольные мероприятия по конкретной проблеме. Следует отметить, что применяя подобные средства обучения, особенно эффективными становятся бинарные уроки с преподавателями смежных предметов.
«Открытое пространство» - очень популярное средство в современных европейских школах. Этот вариант применения технологии эдьютейнмента требует высокого уровня интеллектуальной и личностной активности, что предусмотрено ФГОС. Обучающимся даётся определенная тема и возможность свободно перемещаться по классу и принимать активное участие в любых диалогах (то же самое делает и педагог), в конце урока все собираются вместе и делятся впечатлениями. Особенно эффективно «открытое пространство» в младших классах для закрепления лексики и грамматики при подведении итогов изучения очередной темы. Такое средство повышает мотивацию обучающихся и способствует развитию креативности.
Восприятию визуальной информации нового уровня и вовлеченности в процесс её создания, развитию познавательной активности и ассоциативного мышления способствуют интерактивные формы обучения, разрабатываемые с помощью информационно-коммуникационных и интернет-технологий. К числу таких технологий относится «Облако тегов» (или «Облако слов»), которые представлены в онлайн-режиме и позволяют генерировать слова или тексты по типу мозаики из набора заданных слов. Изначально не задуманная как образовательная, эта технология развивалась в коммерческих, маркетинговых и дизайнерских целях, однако интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий и их интеграция во все сферы жизнедеятельности общества способствует её адаптивности и расширению потенциальных возможностей, в том числе в лингводидактическом плане. Познавательные возможности в изучении английского языка, психологические особенности восприятия информации современными обучающимися, визуальные и содержательные характеристики самой технологии «Облако слов» обусловили её дидактическую ценность.
Социальные сети, в которых современные подростки проводят большое количество времени, также могут использоваться как средства эдьютейнмента. На средней и старшей ступени изучения языка можно предложить общаться на языке в сети не менее 10-15 минут в день с англо-говорящим другом, так как способность излагать свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно.
С целью подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ, эффективно использовать «креативное письмо». Учитель отправляет обучающимся электронное письмо на два-три абзаца по определённой теме (например, описание какой-то ситуации – юмористической или интеллектуальной) и оставляет незаконченным. Обучающийся дописывает заранее установленное количество слов и отправляет следующему, и так до конца цепочки, то есть пока письмо не вернётся к учителю. Затем получившийся рассказ зачитывается целиком и оценивается. Критерии оценки могут быть разными: орфография, грамматика, логика построения высказывания, выбор лексики, юмор.
Использование системы эдьютейнмент ни в коем случае не подразумевает превращение всей системы обучения в игровую модель и не отменяет кропотливой работы учителя по обучению базовым навыкам, знаниям и умениям. Традиционная система обучения иностранным языкам обладает массой достоинств, однако в то же самое время ей присущи некоторая излишняя академичность и громоздкость. Именно поэтому перед любым учителем иностранных языков стоит задача преподать «живой язык», создать условия, максимально приближенные к условиям реального общения. Как утверждают специалисты, эдьютейнмент оптимально соответствует решению данной задачи. Обучение должно быть неразрывно связано с развлечением, а вот объём использования и вид эдьютейнмент-средств учитель может определять самостоятельно, исходя из конкретной ситуации.
Список литературы
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. // Н.Д. Гальскова. 3-е издание, переработанное и доп. М.: АРКТИ, 2014.
Дьяконова О. О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182-185.
Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Емалиева. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Кондрашова И. В. Edutainment как современная технология обучения иностранному языку будущих сотрудников правоохранительных органов // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2 (5). С. 82-85.
Рублёва Е. В. Новая парадигма обучения или просто развлечение? Цели образования в XXI веке // Вестник совета молодых ученых: сб. науч. тр. Орск: Изд-во Ор. гум.-технолог. ин-та, 2013. Вып. 4. С. 223-227.
Хангельдиева И. Г. Эдьютейнмент как философия и интегрированно-креативная технология современного образования // Aktuální Pedagogika. 2016. № 1. С. 13-17.