СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель Единого Всекубанского классного часа: воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.

Просмотр содержимого документа
«Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни»»

Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни»

БОУ СОШ № 53 МО Динской район п. Найдорф

Учитель математики, классный руководитель 5 класса: Тихомирова Евгения Александровна,

Тема: "Тепло семейного очага".

Класс: 5-8


Цель Единого Всекубанского классного часа: воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.


Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;

- сохранение семейных ценностей, традиций;

- формирование правовой культуры, правосознания обучающихся, их уважение к Отечеству;

- развитие у школьников чувства гордости за Кубань, как многонационального, поликультурного региона.

Оборудование: листы бумаги, ручки, рисунки - "кирпичики ", ладошки, лучики солнца. Оформление доски: плакат с контурами дома, куда будут прикрепляться "кирпичики"; эпиграф: "Семья вся вместе - душа на месте".


Предварительная подготовка:

1.Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.

2.0формление фотовыставки« Загляни в семейный альбом».

3.Проекты и сочинения учащихся: «История страны в истории моей семьи», «Моя семья», «Династии», «Наши имена», « Семейные традиции»

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. Что для тебя означает понятие семья?

2. Какая семья считается счастливой?

3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

«Из россыпи народной мудрости»:

Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!

Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В.Буш)

Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)

Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. (В.Г.Белинский)

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)

Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)

Родителей слушать – горя не знать!

Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!

При солнце тепло, при родителях хорошо!

Береги отца с матерью: других не найдешь


Звучит тихая музыка


1.Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня на нашем классном часе речь пойдёт о семье. Ребята, мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете об истории своей семьи, семейных традициях, родословной.

- Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)

― Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Перед вами лежат ладошки. Задание: напишите на ладошках слова, которые описывают вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Дети работают под музыку.

- Ребята, что вы написали о своей семье? (учащиеся называют по 1-2 слова – характеристики своей семьи)

― Как вы думаете, почему руки? (Умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…) Мы своими руками «строим» свою жизнь, свой дом, свою семью. Это начало всех начал (Семья – ячейка нашего поселка, наш поселок – частичка поселения и т.д.)

― Посмотрите на доску. На ней наша земля. Сохраняя и защищая свою семью мы сохраняем нашу планету. Теперь вам необходимо выйти прикрепить свою ладошку к земле, тем самым внести свой вклад в ее защиту.


Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы.

2.Вопросы:

 Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

 Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон».

 Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)

 Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

 В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

 В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

 Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

 Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

 Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

 Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

 В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае;


― Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! -

И тащит одеяло.


― О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)


3. В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.


― Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

  • Родители контролируют школьные дела детей.

  • Каждый член семьи имеет свои обязанности.

  • Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

  • Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

  • При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

  • Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

  • Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.


- Учитель. Семейные ценности очень важны и для жителей Кубани. Кубанские казаки и народы, проживающие в нашем регионе, считают традиции уважения к старшим, заботу о детях, любовь к женщине - основными в личной и общественной жизни. Именно семья и Родина для казака были теми ценностями, ради которых он шел на войну, защищал Родину. Издавна казачьи семьи были большими, дружными, трудолюбивыми. Тесное содружество с народами Кавказа сроднило традиции и обычаи всех кубанцев. Широко распространялись традиции гостеприимства, куначества (боевого и трудового побратимства). Опора на эти позитивные традиции, имевшие большое значение для наших предков, важны для развития духовно-нравственных ценностей и в наше время.


-Учитель: У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись со временем, а их назначение – нет.

- Скажите, ребята, зачем же нужна семья?

- Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (ответы учащихся)

- Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция сохранилась и в наше время.

Что означает слово родословная?

( ответы учащихся)

В толковом словаре русского языка, значение слова «родословная», следующее: перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства (словарь Ожегова)

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своих предков? Знаете ли вы откуда они родом?

У Александра Сергеевича Пушкина родословная состояла из 5000 исторических имен.

На уроках истории, кубановедения, обществознания вы тоже составляли свои родословные древа. Отслеживали связь поколений и изменения, которые происходили в ваших семьях в связи с историческими событиями в стране. В этом году в НПК учащихся начальных классов нашу школу представлял Щербаченко Николай с темой «История страны в истории моей семьи». Я предлагаю вам послушать как исторические события, происходившие в России, изменили историю его семьи.

(рассказ ребенка об истории своей семьи)

Ели вы составляли свою родословную, храните ее для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.


5. Учитель: А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции.

Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

- Как вы его представляете?

- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

- Что может быть в гербе?

( возможные ответы учащихся)

- Я выслушала ваши ответы и пришла к выводу, что наши мнения совпадают. Если бы я рисовала герб своей семьи, то фон семейного герба я выбрала бы голубой, т.к. голубой цвет мирного неба.

Я думаю, что должен быть на этом фоне и голубь - символ мира и дружбы.

( появляются голубой цвет и голубь)

У - Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (появляется солнце)

У – Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи, они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.

(появляются руки)

У – А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены.

(появляется цветок)

А мамины руки нежно держат этот цветок.

У меня получился общий образ семейного герба. А вы можете создать свой собственный, неповторимый герб семьи, который будет олицетворять именно вашу семью. В июле месяце в России будет праздноваться день семьи, любви и верности, преподобных Петра и Февронии и к этому дню вы можете сделать свой герб семьи.

Вы, наверное, согласитесь со мной и в том, что семья и школа тесно связаны между собой. Школа - это то место, где собирается много семей для решения воспитательных и образовательных задач.

Наш коллектив – большая дружная семья. Давайте подумаем, какие мы с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся?

Учитель: И так, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Правильно, семья!

У - Это близкие и родные люди.

У – Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

У – Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

У – Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.


6. Тренинг " Строим дом ".

Предлагаю вам поиграть в строителей.

Я раздам вам сейчас кирпичики. Вы напишите на них как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом – это что….(крепость, очаг…) 1 ряд


Задание для второго ряда: понятия, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»). Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

Задание для третьего ряда: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Что будет защищать нас в доме, каковы правила общения? Не ругаться и т.д…

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. Скажите, а в каком доме хорошо живётся? Каким должен быть дом?

Дети перечисляют и прикрепляют к доске кирпичики, выстраивая дом.

- На чём должен стоять любой дом? С чего начинается строительство любого дома? (с фендамента)

- А что является фундаментом дома?

- Что такое дом? (очаг, …)

Конечно, дом нас защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда приласкают и поймут, научат уму-разуму. Здесь тепло родного очага.

Крыша. (не ругаться, жить в мире, заботиться…)











не оскорблять, не обижаться, не ругаться









ругатьсяругаться.




Храм

Крепость

Жилище

Терем

Очаг

Обитель

Святилище







терпение



любовь





уважение


любовь



гостеприимство


дружба



любовь





честность




7.Рефлексия.

Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!»

Мне хочется сегодня подарить вам эти рисунки, чтобы они напоминали вам о том, что Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Сохраняя тепло нашего очага, мы сохраняем тепло нашей планеты.


(Учитель вручает сувениры, звучит песня в исполнении Домисольки «Моя семья».)






Приложения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!