Единый урок
Тема: 15 марта – день Конституции Республики Беларусь
Цель: сформировать у учащихся правовую культуру, активную гражданскую позицию, понимание сущности и значения Конституции Республики Беларусь, готовности сознательно и активно выполнять гражданские обязанности, соблюдать и уважать законы своей страны;
Задачи:
- создать условия для знакомства с понятиями «право», «обязанность»;
- познакомить с основными правами и обязанностями ребёнка;
- содействовать развитию внимания, мышления, связной речи;
- воспитывать чувство ответственности перед своей страной и окружающими людьми, правовую культуру личности.
Ход информационного часа
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня на едином уроке мы с вами поговорим на очень важную тему. А что это за тема, вы узнаете после прослушивания сказки.
Введение в тему
Давным-давно, миллионы лет назад, на Земле появились люди. Они строили жилища, разводили скот, обрабатывали землю. На древнем острове жило племя. Два жителя этого племени были большими друзьями. Одного звали Там-Там, а другого Мне-Мне. Однажды встретились они под древним деревом.
— Послушай, Там-Там, — сказал Мне-Мне, — меня мучает один вопрос. Почему люди на нашем острове так часто ссорятся друг с другом, воюют, вступают в драки? И каждый из них думает, что он прав.
— Наверное, мой друг, — ответил Там-Там, — это оттого, что нет на нашем острове единых правил, которые знали бы все жители острова, соблюдали и могли бы ими пользоваться. Похоже, вечером нужно собраться нашему Совету племени и придумать эти правила.
Поздним вечером вокруг костра собрался Совет острова. Все участники Совета согласились с Там-Тамом и Мне-Мне. Не один час прошел в беседах, переговорах, прежде чем на древнем острове появились свои правила. Эти правила люди начертали на большой горе и назвали ее «Правильная гора». (открывается доска с «Правильной горой»)
Первое правило гласило о том, что каждый житель острова должен их соблюдать. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 1. Каждый должен соблюдать правила
На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принято второе правило о том, что все люди равны в своих правах. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Недавно жена моего соседа, - говорит Там –Там, - не разрешила сыну учиться делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться не обязательно, отец сделает ему лук сам. И мы начертали следующее, третье, правило об образовании. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.
Мне-Мне сказал:
- А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту и говорил, что от нее больше пользы, чем от какого-либо другого труда. А сосед настаивал на рыбалке — рыба полезнее и вкуснее, а охота — это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвертое правило о праве на труд. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.
Там – Там продолжил:
- Три дня тому назад меня хотели побить за то, что я забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моем месте!? Все согласились и приняли пятое правило — против бесчеловечного обращения. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
А как-то раз вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал бедняге руки, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое — о произвольном аресте. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
А к нам в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешения войти, - сказал Там - Там. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А все из-за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел попасть никто из жителей острова, и мы приняли седьмое правило — о неприкосновенности жилища. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию.
И еще одно, восьмое, правило было принято на Совете в тот вечер — о владении имуществом. Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь то же самое. (прикрепляется карточка с правилом)
Правило № 8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что жизнь их станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила — законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне-Мне и Там-Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми. Но и сейчас иногда эти правила нарушаются.
3. Постановка темы и целей
- Скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
- А чтобы узнать правильно ли мы с вами догадались предлагаю поиграть и из предложенных букв составить слова (игра «Анаграммы»).
т у ц и с о к я н и т – конституция
к о н з а - закон
Ребята в группах составляют из букв слово Закон и Конституция. Учитель озвучивет, что Конституция является основным законом страны.
- А кто знает, когда отмечается День Конституции Республики Беларусь? (15 марта) (на доску прикрепляется тема)
- Сегодня на едином уроке мы с вами поговорим на тему: «15 марта – День Конституции РБ».
- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?
Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=1-16DFM1-v4 (5 минут)
4. Конституция
- Конституция Республики Беларусь – Основной Закон нашего государства. (прикрепляется карточка). Это главные правила, которые установили для себя граждане Республики Беларусь.
Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.
Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года (прикрепляется карточка), с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, 27 февраля 2022 (прикрепляется карточка).
Наша Конституция состоит из 9 разделов, 8 глав и 146 статей (прикрепляется карточка).
Что записано в Конституции?
Во-первых, в Конституции определено устройство нашего государства (Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство).
Во-вторых, провозглашено, что высшая ценность государства – человек. Это относится и к тебе, и к твоим друзьям, и к твоим родителям, и ко всем остальным гражданам нашей страны. Государство обязано делать все возможное для блага граждан.
В-третьих, перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, определено, что можно делать, а чего нельзя.
5.Права и обязанности
Теперь предлагаю вам порассуждать и ответить на вопросы:
- Что значит быть гражданином Республики Беларусь?
- Что же обозначает слово право? Слово обязанность? Какие права есть у вас? А обязанности?
Почему права и обязанности взаимосвязаны? Могут ли быть права без обязанностей?
Игра «Разрешается – запрещается»
- Сейчас я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать: «Разрешается или запрещается».
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это … (разрешается).
Этот знак обозначает:
Мать с ребёнком разлучают.
Это… (запрещается).
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это … (разрешается).
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это … (разрешается).
Посмотри на этот знак:
Человек здесь поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
…(Разрешается).
Вот ребёнок груз несёт,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
… (запрещается).
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго …(запрещается).
Игра «Ассоциации»
Давайте поиграем еще в одну игру, я показываю картинку какого-либо предмета, а ваша задача подобрать конституционное право, которое ассоциируется с этим предметом:
Ключи (право на жилье)
Бинт (право на медицинское обслуживание)
Краски (право на свободу творчества)
Учебник (право на образование)
Семейное фото (право на семью)
Деньги (право на достойный уровень жизни)
- Сегодня мы много говорили о правах ребёнка и гражданина. А какие обязанности вы должны выполнять? (Ребята высказывают своё мнение).
- Сейчас я прочитаю обязанности, которые записаны в Законе о правах ребёнка.
Обязанности детей:
- соблюдать законы государства
- заботиться о родителях
- уважать права других людей
- уважать традиции и культурные ценности белорусского народа и других народов
- овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности
- бережно относиться к окружающей среде
Игра «Право или обязанность»
Группам даются карточки, которые нужно разделить на 2 группы («право», «обязанность») и прикрепить к доске.
Жить в семье.
Помогать родителям.
Получать образование.
Старательно учиться.
Получать медицинскую помощь.
Иметь достаточное количество воды и пищи.
Беречь природу.
Играть с другими детьми.
Соблюдать законы государства.
Иметь своё имя.
Уважать права других людей.
Заботиться о родителях.
Беречь школьное имущество.
Защита личной собственности.
Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 3. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 4. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Игра «Венгерский кроссворд» (если есть время)
Вам нужно найти слова, обозначающие права ребенка (образование, имя, семья, медицина, свобода, защита, отдых, труд).
о | б | р | а | з | о | в | а |
и | м | о | л | а | н | и | н |
м | с | е | м | ь | я | ц | и |
я | о | с | м | е | д | и | е |
д | о | в | о | т | з | а | щ |
а | б | о | д | д | ы | х | и |
д | т | р | у | ц | ы | а | т |
В завершении хочу отметить, что любой закон силен, прежде всего, своим реальным воплощением в жизнь, он реализуется в каждодневных делах страны. Соблюдать Конституцию Республики Беларусь – долг каждого.
7. Подведение итогов.
- Как называется основной закон страны?
- Когда отмечается День Конституции?
- Назовите права ребёнка.
- Назовите обязанности ребёнка.
8. Рефлексия «Незаконченное предложение»
- Я узнал(а)…
- Мне понравилось…
- Было интересно…
- Я выполнял(а) задания…
- Я понял(а), что…
- Было трудно…
- Я приобрел(а)…
ЗАДАНИЕ
Учащимся предлагается разработать «Свод законов нашего класса» и разместить его в классе на стенде.