Единый урок безопасности
Интернет предоставляет бесконечные возможности для образования, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, и в этом существенное преимущество сетевых технологий по сравнению с офлайновой эпохой. Благодаря Интернету знание оказывается сегодня доступным как никогда: например, для того чтобы прочитать редкую, больше не переиздающуюся книгу или совершить прогулку по музею в другой стране, достаточно иметь доступ в Сеть. Конечно, в Интернете, как и в реальном мире, можно встретить любой контент. Мы, взрослые, хорошо понимаем, с чем дети могут столкнуться в киберпространстве. И мы убеждены, что освоение детьми Интернета должно сопровождаться только поддержкой взрослых.
Все мероприятия, проводимые в рамках Единого урока безопасности, преследовали единую цель — информирование детей и родителей о потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз и полезных возможностях Глобальной сети для образования, развития, общения и досуга. Они были спроектированы таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет — как положительных, так и отрицательных. Учащихся не только познакомили с существующими опасностями, но и научили действовать правильно в случае возникновения неприятных ситуаций. В игровой, интерактивной форме детям рассказывали о полезных возможностях в сети, вирусах и вредоносных программах, поднималась проблема агрессивного общения, обмана, мошенничества и предоставления личной информации для открытого доступа.
1-5-е классы посмотрев предложенные муль-сюжеты, узнали что такое мир Интернета, как он устроен и как в нем нужно себя вести, чтобы получить максимум пользы, удовольствия и избежать опасностей, познакомились в видами опасности, поджидающими их в Интеренете, выучили правила поведения в Интернете, сыграли в игру, в ходе которой научились пользоваться безопасным и полезным Интернетом.
Родителям учащихся 5-6-х классов были разосланы буклеты с советами по безопасности детей в интернете.
Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерных вирусов и спама, получения информации личного характера для краж, шантажа, преследования, распространения и вовлечения в порнографию, информирования о сайтах, опасных для детей, например, о сектах, наркотиках и их изготовлении, суицидах, разных видах насилия. Поэтому важно знать о проблемах компьютерной безопасности. Ученики 6-х классов учились предвидеть опасности в сети и избегать их, для себя детский безопасный браузер Гогуль и детский поисковик AGAKIDS.
Учащиеся 7-х классов на Едином уроке повышали свою медиаграмотность. Медиаграмотность - это грамотное использование детьми и их родителями, инструментов, обеспечивающих доступ к информации. Они познакомились с Федеральным законом от 01.01.01 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пришли к выводу, что информационная безопасность - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Определяли свой уровень интеренет-зависимости, составляли листовки и агитационные плакаты для своих младших братьев и сестёр.
Когда ребенок начинает пользоваться Интернетом, он сталкивается с тем, что ему нужно регистрироваться на сайтах и в социальных сетях: придумать себе оригинальное ник-имя и выбрать аватарку. Смешные, лирические, саркастические и героические — аватарки могут быть очень разными. С одной стороны, они не должны вводить в заблуждение других пользователей (например, девочка не может выдавать себя за мальчика), с другой стороны, они должны защищать личную информацию о ребенке. На занятии «Безопасность, дети, нужна и в Интернете» ученики 8 классов повторили правила безопасности в Интернете, научились грамотно регистрироваться на сайтах и в социальных сетях – создавая пространство индивидуального интернета. Был серьезный разговор об авторском праве. Дети учились защищать свою информацию и грамотно пользоваться чужой.
Обсуждая предложенный видеоролик, ученики 9-х классов учились эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. Дебаты прошли на высоком уровне, заставили задуматься каждого участника о собственной безопасности в Интернете.
Безопасная и позитивная атмосфера в Интернете достигается в первую очередь через две вещи. Во-первых, это интернет-грамотность и этика самих пользователей Сети, их осведомленность о том, что именно может угрожать им и как защититься от опасностей в Интернете. Особенно это касается детей и подростков – самых активных пользователей Сети, тех, кто представляет сейчас будущее российского Интернета и общества. Во-вторых, «чувство плеча» - ощущение защищенности на «виртуальной улице», наличие работающих механизмов, при помощи которых каждый может обратиться за помощью. Поэтому старшеклассники были приглашены в проблемный видеозал, где познакомились с правилами использования YouTube - сервиса, предоставляющего услуги видеохостинга. Ученики 10-11 классов прошли онлайн-тестирование на интернет зависимость, и каждый для себя сделал определенный вывод.
Интернет уже давно перестал быть неким изолированным виртуальным пространством только для «посвященных». В Сеть в России ежедневно выходят десятки миллионов людей, при этом несовершеннолетние пользователи составляют значительную часть онлайнового сообщества. Поэтому безопасность детей в Интернете - одна из важнейших социальных задач, стоящих перед учителями и родителями. Присутствие ребенка в интернете должно быть максимально безопасным и защищенным от любого рода угроз. И достигаться это должно методами саморегулирования, благодаря просветительской и образовательной работе, а также за счет повышения медиаграмотности интернет-пользователей.
Современный ребенок существует в условиях информационного потока, не сопоставимого по интенсивности и объему с тем, в котором росли его родители: Интернет, телевидение, радио, визуальная городская реклама… Образовательный потенциал Интернета колоссален, одновременно с этим безопасность ребенка в Сети – один из самых острых вопросов сегодняшнего дня. И актуальная задача взрослых – создавать и постоянно развивать в Интернете позитивную образовательную среду, поскольку наши дети будут строить свой мир по моделям, которые закладываются уже сейчас не только их окружением, но и виртуальным информационным пространством. А через 20 лет уже мы будем жить в мире, создаваемом ими по их правилам. Все советы для родителей размешены на школьном сайте. Берегите своих детей.