Единый тематический урок прав человека, приуроченный к празднованию принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и Международного Дня прав человека
Василий Савельевич Новиков,
кандидат юридических наук, доцент,
почетный академик Международной академии дополнительного образования, учитель права МОУ-ПШ №4
Время: 45 минут
- Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с федеральными законами РФ
Средства обучения :
- компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву
Межпредметные связи:
- конституционное право, уголовное право, административное право, элективный курс профильной подготовки «Право». (10 класс). Тема: «Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ»
План урока-лекции:
- 1. Просмотр видеоролика
- 2. Актуальность Единого тематического урока прав человека
- 3. Нормативная правовая база для проведения Единого тематического урока прав человека
Основная и дополнительная литература:
- Конвенция о правах ребенка Декларация прав человека Конституция Российской Федерации
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Основная и дополнительная литература:
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 15.08.2017 № 08-1569
- письмо Министерства образования Московской области от 30.11.2017 №Исх-17464/09о
Основная и дополнительная литература:
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан / Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " / Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
Основные цели урока-лекции:
- - расширить теоретические представления по данной проблематике;
- - познать основные права и свободы человека
Основные цели урока-лекции:
- -познать права и свободы человека и гражданина; -познать конституционные обязанности человека и гражданина.
Основные цели урока-лекции:
- - расширить теоретические представления по данной проблематике;
- - познать институт необходимой обороны;
- - познать законы и подзаконные нормативные правовые акты по данной проблематике;
- - формировать правовую культуру у молодых граждан нашей страны;
Основные цели урока-лекции:
- дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам человека;
- формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов международного и российского характера в сфере прав человека;
- обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
Задачи урока – лекции:
- ОБУЧАЮЩИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ):
- - обеспечить усвоение обучающими конституционных норм права;
- - формировать навыки и умения самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения, чтобы юридически грамотно реализовать конституционные нормы права
Задачи урока – лекции:
- РАЗВИВАЮЩИЕ:
- - развитие навыков и умений реализовать конституционные нормы права;
- - развитие навыков и умений использовать конституционное право на самозащиту
Задачи урока – лекции:
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- - формирование личности безопасного типа;
- - формирование психологической культуры и юридической компетентности в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;
- - воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение норм права)
Требования к результатам освоения урока-лекции : а) личностным:
- - развитие самостоятельности и личной юридической ответственности за свои деяния, на основе знаний о нормах права, социальной справедливости и свободе;
- - развитие навыков и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать юридических конфликтов и находить психологически и юридически грамотные выходы из спорных конфликтных ситуаций;
Требования к результатам освоения урока-лекции : а) личностным:
- -формирование психологической установки на безопасный образ жизни в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;
- - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) в целях уметь самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения с учетом личностного смысла учения
Требования к результатам освоения урока-лекции : б) метапредметным :
- - овладение способностью самостоятельно принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в области прав человека;
- - освоение способов самостоятельного разрешения криминальных конфликтов в соответствии с действующим законодательством РФ;
Требования к результатам освоения урока-лекции : б) метапредметным :
- - формирование умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку юридических событий;
- - формирование готовности конструктивно разрешать юридические конфликты посредством учета интересов субъектов конфликта и сотрудничества
Требования к результатам освоения урока-лекции : в) предметным:
- - формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина РФ;
- - развитие навыков и умений устанавливать психологические контакты с различными категориями граждан РФ;
- - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни;
Требования к результатам освоения урока-лекции : в) предметным:
- - формирование культуры личной безопасности;
- - формирование юридической компетентности в целях обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях
Введение
- Во введение учитель обозначает место урока в курсе «Право», показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает интерес у обучаемых к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в классе.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
- 1. Переход на новые образовательные стандарты
- 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. (П равовое просвещение и правовое информирование граждан ). Новый учебный предмет «Основы противодействия терроризму и экстремизму» (5,7,9,10,11 кл.)
- 3. Совершенствование учительского корпуса. (П равовое просвещение и правовое информирование граждан ).
- 4. Изменение школьной инфраструктуры
- 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
- 6. Расширение самостоятельности школ
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
- 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. (Подготовка к действиям в ЧС социального характера).
- 3. Совершенствование
- учительского корпуса.
- (Подготовка к действиям
- в ЧС социального характера).
- 4. Изменение школьной
- инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление
- здоровья школьников 6. Расширение
- самостоятельности школ
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.
- 15. Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
- 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
- 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
- 3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права
Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос
Основная часть урока-лекции. 2-й учебный вопрос
- 2. Актуальность Единого тематического урока прав человека
Актуальность темы
- Криминологи утверждают, что правонарушители ежегодно совершают более 11.000.000 преступлений . Жертвами преступлений являются женщины, пенсионеры, инвалиды и дети . При этом дети ежегодно совершают более 100.000 преступлений.
Актуальность темы
- Президент России В.В. Путин: « Защита прав и интересов детей , воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны»
Актуальность темы
- Необходимость обучения детей правам человека нашло свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в соответствии с которым необходимо содействовать правовому обучению детей и расширению их знаний в области прав человека.
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 15.08.2017 № 08-1569, письмо Министерства образования Московской области от 30.11.2017 №Исх-17464/09о
- В год 20-летия принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», накануне Международного дня прав человека (10 декабря) в общеобразовательных организациях России пройдёт Единый урок прав человека .
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
- Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права , развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты .
Основная часть урока-лекции. 3-й учебный вопрос
- 3. Нормативная правовая база для проведения Единого тематического урока прав человека
Конституция РФ
Личные права и свободы
Политические права и свободы
Экономические права
Социальные права
Культурные права
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
Конституционные гарантии правосудия
Конституционные обязанности человека и гражданина
Конституционно - правовой статус человека и гражданина РФ
- Конституционно - правовой статус человека и гражданина РФ – это совокупность закрепленных прав, свобод и обязанностей личности в России. Различают следующие виды правовых статусов человека : индивидуальный, специальный и общий правовой человека и гражданина РФ
Личные права человека и гражданина РФ
- право на жизнь – ст.20;
- право на достоинство личности – ст.21;
- право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;
- право на частную жизнь – ст.23 и 24;
- право на неприкосновенность жилища – ст.25;
- право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;
- право на пользование родным языком – ст.26;
- право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;
- право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;
- право на свободу мысли и слова – ст.29
Политические права человека и гражданина РФ
- право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;
- право на объединение – ст.30; право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;
- право участвовать в управлении делами государства;
- право избирать и быть избранным;
- право на равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;
- право обращений – ст.33
Экономические права человека и гражданина РФ
- право на экономическую деятельность – ст.34;
- право частной собственности – ст.35;
- право частной собственности на землю – ст.36;
- право на свободу труда;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд;
- право на защиту от безработицы;
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;
- право на отдых – ст.37
Социальные права человека и гражданина РФ
- право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38
- право на социальное обеспечение – ст.39
- право на жилище – ст.40
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41
- право на экологическую безопасность - 42
Культурные права человека и гражданина РФ
- право на образование – ст.43
- право на свободу творчества – ст.44
- право на участие в культурной жизни – ст.44
Юридические гарантии реализации прав и свобод
- В Конституции РФ закреплены юридические гарантии реализации прав и свобод.
- Эти гарантии условно делятся на следующие две группы : - общие гарантии прав и свобод человека и гражданина; - конституционные гарантии правосудия
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина:
- защита прав и свобод – обязанность государства – ч.1 ст.45
- самозащита прав и свобод – ч.2 ст.45
- судебная защита прав и свобод – ч.1 и 2 ст.46
- международная защита прав и свобод – ч.3 ст.46
- право на возмещение вреда – ст.53
- неотменяемость прав и свобод – ст.55
- полная дееспособность – ст.60
Конституционные гарантии правосудия:
- гарантии подсудности – ст.47
- право на квалифицированную юридическую помощь – ст.48
- презумпция невиновности – ст.49
- запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств и право на пересмотр приговора – ст.50
- гарантия от самообвинения и право на не свидетельствование против своего супруга и близких родственников – ст.51
- права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью – ст.52
- запрет обратной силы закона – ст.54
Неотменяемость прав и свобод – ч.3 ст.55
- Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
- защиты основ конституционного строя,
- нравственности,
- здоровья,
- прав и законных интересов других лиц,
- обеспечения обороны страны,
- обеспечения безопасности государства
Конституционные обязанности человека и гражданина РФ:
- обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57
- обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58
- обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59
- обязанность нести военную службу
Классификация законов и подзаконных нормативных актов РФ по их юридической силе:
- 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
- 2. Конституция РФ
- 3. Федеральные конституционные законы РФ
- 4. Федеральные законы РФ
- 5. Указы и распоряжения Президента РФ
- 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
- 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты
- 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты
Принципы правового обучения:
- - научности и целеустремленности обучения; - опоры на подструктуру опыта личности;
- - воспитания, развития и обучения; - индивидуального подхода к личности;
- -наглядности, надежности и прочности усвоения знаний; - комплексности, системности, плановости и последовательности обучения;
Принципы правового обучения:
- - активности в процессе обучения;
- - профессионально - прикладной направленности обучения
Принципы правового воспитания:
- - связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;
- - опоры на подструктуру направленности личности;
- - целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;
Принципы правового воспитания:
- - воспитания в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения; - единства между воспитанием и самовоспитанием;
- - требовательности; - индивидуального подхода к психологической структуре личности;
- - единства требовательности
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции:
- Нормы права, гарантирующие конституционное право граждан РФ на самозащиту, - ст.45 Конституции РФ и др.
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции:
- Президент России В.В. Путин: « Защита прав и интересов детей , воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны»
Если нарушены Ваши права, Вы вправе обратиться за помощью:
Если нарушены Ваши права, Вы вправе обратиться за помощью:
Если нарушены Ваши права, Вы вправе обратиться за помощью:
Если нарушены Ваши права, Вы вправе обратиться за помощью:
- Представитель Уполномоченного по правам человека в Клинском муниципальном районе Московской области Жилкин Николай Сергеевич
- Контактный телефон приемной: 8(49624) 5-81-51
- Адрес приемной представителя: г. Клин, улица Карла Маркса, дом 20 кабинет 203 (2 этаж)
- Дни и время приема граждан:
- понедельник: с 14.00 до 18.00
- среда: с 10.00 до 18.00