СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый орфографический режим ШМО учителей русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлен отредактированный единый орфографический режим ШМО учителей словесности. В нем четко прописаны требования по оформлению и ведению тетрадей обучающимися, периодичность проверки педагогами тетрадей по русскому языку, литературе, родному языку (русскому), родной  литературе (русской), элективным курсам, требования к объему обучающих и контрольных работ, критерии оценивания сочинений, изложений, правила фиксации  и подсчета ошибок и пр.

Просмотр содержимого документа
«Единый орфографический режим ШМО учителей русского языка и литературы»

Положение

о едином орфографическом режиме

по оформлению письменных работ и единым требованиям к ответам учащихся по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной (русской) литературе, элективному курсу по русскому языку в ООО и СОО МБОУ Школы №13 г. Сарова.






Настоящее положение регулирует единый общешкольный орфографический режим, определяющий еди­ные требования, которые должен был предъявлять педагогический кол­лектив к школьникам, к их устной и письменной речи, определяет правила проверки и устанавливает правила работы педагогического коллектива по соблюдению единых требований к ответам учащихся

I. Ведение рабочих тетрадей

1.1. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:


п/п

Учебный предмет

Количество тетрадей

  

  

Текущих

Контрольных

1

Русский язык

5-9 класс


10-11 класс

3


1

1+1+1 по развитию речи, для контрольных, для самостоятельных работ

1+1 по развитию речи, для контрольных работ

2

Литература 5-11

1

1 для письменных работ по литературе (сочинений)

3

Родной (русский) язык 9 класс

Родная (русская) литература 9 класс

1


1


Нет

4

Родной (русский) язык 10-11

1

1

5

Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10-11 классы

1

1

1.2. Оформление записей в рабочих тетрадях (общие положения):

  • писать аккуратным разборчивым почерком;

  • единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи и т.п.), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.


Тетради учащихся 5-9 и 10-11 классов рекомендуется подписывать по следующему образцу:

Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученика 5 класса В

МБОУ Школы №13

Смирнова Андрея

Примечание:

Следует

Не следует

Пояснение

Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученицы 5 класса А


МБОУ Школы №13

Ивановой Ольги


Тетрадь по русскому языку


Для работ по Русскому языку

Ивановой Оли
Оли Ивановой
Ольги Ивановой


Предлог «по» относится к словосочетанию русский язык, поэтому и пишется на той же строке.
Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя.

  • соблюдать поля с внешней стороны;

  • вести запись даты написания работы по русскому языку , литературе, родному (русскому) языку, родной (русской) литературе, элективному курсу по русскому языку в по центру рабочей строки и оформлять прописью;

  • между классной и домашней работой (в том числе между другими видами работ) отступать 2 линейки;

  • писать на отдельной строке название темы письменных работ (классных, домашних, изложений, сочинений, контрольных, самостоятельных работ);

  • обозначать номер упражнения (в тетрадях по русскому языку слово «Упражнение» записывать полностью, с большой буквы) или указывать вид выполняемой работы (план, ответы на вопросы и так далее), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).;

  • соблюдать красную строку;

  • в ходе всей работы не пропускать ни одной строки.

Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

  • Все подчеркивания, чертежи, схемы, таблицы следует выполнять остро отточенным простым карандашом по линейке.

В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.

Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.

  • Исправлять ошибки нужно следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки. Недопустимо использовать корректор.

Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима обязательно всеми учащимися по всем предметам и во всех классах. Записи выполнять аккуратно, следить за чистотой в тетрадях, писать разборчиво.












II. Порядок проверки письменных работ учителями.

2.1.Тетради учащихся, в которых выполняются обучающиеся классные и домашние работы, проверяются:
- по русскому языку: в 5 классе – после каждого урока у всех учеников; в 6 классе со второго полугодия и в последующих классах (7-11) –после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись.

Проверка тетрадей по литературе в 5-8 классах осуществляется раз в 2 недели.

Проверка тетрадей по литературе, родному (русскому) языку, родной (русской) литературе, элективному курсу по русскому языку в 9-11 классах должна осуществляться не реже двух раз в месяц.

2.2.Все виды контрольных работ по всем предметам проверяются у всех учащихся.

2.3.Провека контрольных работ учителями осуществляются в следующие сроки:

контрольные диктанты и контрольные работы в 5-8 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку; изложения и сочинения не позже чем через 2 дня, сочинения в 9-11 классах проверяются не более недели;

2.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь рекомендациями методических писем по своему предмету.

2.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Самостоятельные, обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. С 5-го (начиная со 2 полугодия) по 11 классы оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.

2.6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы. Выполнение работ над ошибками после каждой контрольной работы по всем предметам обязательно.

2.7. Каждый педагог при проверке тетрадей исправляет (или указывает) орфографические и пунктуационные ошибки, имеет право снизить оценку на один балл за большое количество допущенных ошибок в терминах.

III. Требования к ответам учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая:

1) содержание высказывания;

2) логическое построение;

3) речевое оформление.



Учащиеся должны:

- отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

- излагать материал логично и последовательно;

- соблюдать правила ударения и произношения;

- отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

- оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических, грамматических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Оценка устных ответов учащихся

Русский язык

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Литература

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев. 3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно. 5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

  2. В соответствии с этим оценкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

  3. оценкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

  4. оценкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трёх ошибок в содержании ответа или иных недостатков в композиции и языке ответа.

  5. оценкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью. оценкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка чтения наизусть

При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан - указать автора и название произведения; - безошибочно воспроизвести текст; - во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты.

Оценка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.

Оценка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.

Оценка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).

Оценка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).







IV. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется:

- требовать полного и развернутого ответа у учащихся;

- больше внимания уделять формированию на всех уроках умений систематизировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и сообщения.

- на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя которые должны являться не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как, например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план.

- шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста.

- настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов цитатного материала, списков литературы и так далее.

- систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи.

- следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

- добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая пря этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражении как на уроке, так и вне его.

- тщательно проверять грамотность плакатов, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся.



V. Оценивание письменных работ по русскому языку

5.1. Оценивание диктантов

 Диктант   — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов  целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.


Таблица 1. Требования к тексту диктанта


Класс

      Количество слов в контрольном диктанте

Количество слов в словарном диктанте


Слов (самостоятельных и служебных)

орфограмм

пунктограмм

слов с непроверяемыми гласными и согласными

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

                   3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40


Примечание: в текст контрольного диктанта должны в основном включаться только те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках.


Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.


                     Таблица 2.          Нормы оценивания диктантов


                                                  Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографи-ческая +1

негрубая пунктуации-

онная

1\1

• 2 орфографические +

2 пунктуационные;

• 1 орфографическая +

3 пунктуационные;

• 0 орфографических +

4 пунктуационные

2\2, или   1\3 , или  0\4

• 4 орфографическая + 4    пунктуационные;

• 3 орфографические + 5    пунктуационных;

• 0 орфографических + 7    пунктуационных;

4\4 , или 3\5, или  0\7, или 6\6

• 7 орфографических +7 пунктуационных

• 6 орфографических +8 пунктуационных;

• 5 орфографических +9 пунктуационных;

• 8 орфографических +6 пунктуационных

7\7 , или 6\8 , или 5\9 , или  8\6

Словарный

0

1-2

3-4

5-7



Примечания:


  • при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «2»;

  • при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;

  • отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;

  • при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается  на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до  неудовлетворительной.



При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

  • в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;

  • учитывает однотипные ошибки как обычные;

  • все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

  • учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;

  • оценка не снижается за многочисленные исправления;

  • все однотипные ошибки считаются как одна.

При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении четверти (триместра, полугодия) оценено на «2».


Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценивании диктанта


1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

 К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);

  • ошибка на правило, которое не изучается  в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).


К негрубым орфографическим относятся ошибки:

•        в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с
    предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различения не и ни;

  • в собственных именах нерусского происхождения.



                   К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.


3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.


Оформление отметки в тетради для контрольных работ.


За диктант с грамматическим заданием ставятся две отметки: первая - за грамотность (перед ней указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок), вторая – за качество и объем выполненного грамматического задания (заданий).

В целом запись будет выглядеть таким образом (первая отметка):

0-2 «4» (или 0-2-1 «4» - если есть грамматические ошибки, что достаточно редко встречается в диктантах).

Вторая отметка (за грамматические задания) ставится под первой, заключается в кавычки.


Вариант оформления отметок за диктант с грамматическим заданием:

0-2-0 «4»

«5»

За словарный диктант ставится одна отметка без кавычек.


3.3. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляться по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

3.4. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.


Оценка дополнительного задания к диктанту


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического, синтаксического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.


Таблица 3.  Показатели для оценивания дополнительного задания к диктанту


Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий

Правильно выполнено не менее 1/2 заданий

Не выполнено более половины заданий


5.2. Оценивание сочинений и изложений


Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные  умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;

  • навыки правописания— орфографические и пунктуационные.


Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице 4.

Примерный объем текста

класс

класс

7 класс

класс

класс

Подробное изложение (количество слов |


100-150

150-200

200-250

250-350

350-450

Классное сочинение (количество страниц)

0,5-1

1-1,5

1,5-2

2-3

3-4


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе.




Таблица 5 . Критерии оценивания сочинений и изложений


Содержание

Речевое оформление

Грамотность

— соответствие содержания работы заявленной теме;

— полнота раскрытия темы;

— наличие фактических ошибок;

— последовательность изложения

— разнообразие лексики и грамматического строя речи;

— стилевое единство и выразительность речи;

— число речевых недочетов

Число допущенных ошибок

— орфографических;

— пунктуационных;

— грамматических



Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях


Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».

Ошибка— это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка.

Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет—   это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевыми недочетами можно считать:

  • однообразие словарных конструкций;

  • неудачный подбор  слова;

  • различного рода стилевые смешения.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6.


Таблица 6.  Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.


В сочинении:

искажение имевших место событий,

неточное воспроизведение источников,

имен собственных, мест событий, дат

  • нарушение последовательности в высказывании;

  • отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

  • раздробление одной  микротемы другой  микротемой;

  • несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

  • перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование,  к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего  лица        

                                 

Речевые ошибки


К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою

очередь делятся на семантические и стилистические.


К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;
    реки с 
    налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не дол
    жен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней,
    и терпеливо ждет конца 
    (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два
    парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, напри
    мер: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.



Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел
    в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов:

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,
    двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула.



Грамматические ошибки


Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными,  морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.


Разновидности грамматических ошибок


- Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка-(например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие  ошибки  нельзя  воспринимать как орфографические.

- Морфологические,    связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи
(писав свои  произведения,  не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях;
ихний 
улыбающт ребенок: ложит  и т.д.).

- Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих
закон; жажда к 
славе:

- Ошибки в структуре простого предложения:

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето;
    это было моей единственной 
    книгой в дни войны;

  • нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

  • разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- Ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

  • местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

  • пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

- Ошибки в структуре сложного предложения:

  • смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев  шумят под его порывами;

  • отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

-  Смешение прямой и косвенной речи;

-  Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.


Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.








Таблица 7.  Нормы оценивания сочинений и изложений


оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается 1 негрубая

Орфографическая, или 1 пунктуационная ,или 1 грамматическая ошибка

1/0/0

0/0/1

0/1/0


«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

2 \ 2 \3

1\ 3 \3

0 \4 \3 .

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических бок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 0 \5\7

1 \ 4-7 \ 4

2 \3-6\4

4 \ 4 \4  

3 \ 5 \ 4

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста 

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; — 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических


Оформление исправлений и обозначение ошибок вт сочинениях и из


При проверке изложений и сочинений (по критерию содержание и речь) учитель волнистой линией подчеркивает допущенную ошибку в работе и отмечает ее на полях в соответствии с условными графическими обозначениями.

Исправления подчеркиваются одной линией и не выносятся на поля.



Оформление оценок за сочинение и изложение в тетрадях учащихся



Первая оценка ставится за содержание и речь.

Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочетов.

При ее выставлении необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

Оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

При выставлении второй оценки за грамотность учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так:

0-2 «4»

3-3-1 «3»


Примечания:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных  учеником исправлениях.  (см. раздел 'Оценка диктантов»).

  5. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда ребятам было дано задание «написать домашнее сочинение». В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.



VI. Классификация ошибок (условные обозначения)



І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).


н/I – негрубая орфографическая ошибка;


н/V – негрубая пунктуационная ошибка;

I - повторяющиеся орфографические ошибки подчёркиваются при вынесении на поля;


- однотипные орфографические ошибки обводятся в кружок при вынесении на поля.

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Нед. – недочет.



VII. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ

Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу (пятницу при пятидневке)(за исключением предметов, имеющих объем 1-2 часа в неделю) и на первой неделе после каникул.

Несанкционированный учебной частью перенос зачета, контрольной работы в графике зачетов и контрольных работ, самостоятельное проведение контрольных работ и зачетов, не предусмотренных графиком, являются грубым нарушением прав учащихся.



29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!