Просмотр содержимого документа
«Единые требования к устной и письменной речи учащихся в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует
оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
− давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;
− правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например: "Потому что существительное 3-го склонения");
− давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой: тезис, аргумент(ы), вывод;
− говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
− отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
− излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
− правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;
− отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
− оформлять любые письменные высказывания с соблюдением
орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором
соблюдаются:
− правила произношения и постановка ударений;
− правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
− правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.