Автор | Колесникова Н.А. МАОУ «Лицей № 56», учитель географии |
Предмет | География. УМК «Русское слово». «География» для 6 класса общеобразовательных организаций. |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Изучения нового материала |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Тема | Единство гидросферы |
Цель | сформировать представление о единстве водной оболочки Земли - гидросфере |
Задачи | сформировать понятие «гидросфера», «Мировой круговорот воды в природе»; сформировать представление о частях гидросферы и их особенностях, о свойствах воды как жидкости, её агрегатных состояниях, о Мировом круговороте воды в природе и связи гидросферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение гидросферы в жизни Земли и человека. |
Основные термины, понятия | Гидросфера, мировой океан, круговорот воды |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах |
Необходимое техническое оборудование | Учебник География. 6 класс. : учеб. для общебразовательных учреждений Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский – 4-е изд., испр. – М. : ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2010. – 231 с., рабочая тетрадь, географический атлас, компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал |
Планируемый результат | Предметные УУД Давать определение терминов и понятий по тематике урока; Знать объём воды на Земле, части гидросферы, три агрегатных состояния воды, роль гидросферы в природе; Описывать значение воды для жизни на планеты, Объяснять значение круговорота воды для природы Земли; Приводить доказательства о единстве гидросферы; Метапредметные УУД Познавательные Находить достоверные сведения в источниках географической информации; Анализировать и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; Определять понятия; Строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: Определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности; Выдвигать гипотезы; Выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуации; Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; Оценка и коррекция своей деятельности на уроке. Коммуникативные: Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; Понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде; Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно Личностные УУД Осознание целостности мира и многообразии взглядов на него; Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; Принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере. |
Структура урока | Организационный момент Мотивация и целеполагание деятельности учащихся (определение темы урока, постановка целей и задач) Актуализация опорных знаний Открытие нового знания Физкультминутка Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Рефлексия Домашнее задание |
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный 0,5 мин | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку | Отвечают на приветствие, готовятся к уроку |
Мотивация и целеполагание 2 мин | Поднимите руки те, кто из вас летом побывал на море? Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Поднимите руку те, кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад! Какое понятие объединяет все вопросы? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем. Сформулируйте тему урока Цель урока Задачи урока (учитель фиксирует их на доске мелом) | Поднимают руки. Поднимают руки Встают. Встают. Встают Поднимают руки Поднимают руки Ответ: ВОДА . Формулируют тему, цель, задачи урока |
Актуализация опорных знаний 1 мин 4 мин 2 мин | Какую задачу мы можем решить сейчас? Что же такое гидросфера? | Дают понятие термину «гидросфера» Гидросфера – водная оболочка земли («гидро» (hidor) - вода, сфера – шар) |
Что входит в состав гидросферы? Приём: «Кластер» Работаем в парах над составлением кластера. Работа с рис.106 учебника. (Приложение № 1) | Работа в парах над составлением кластера. |
Проверьте свои схемы по эталону, ручкой другого цвета исправьте ошибки. В каких агрегатных состояниях может состоять вода? Какой вывод можно сделать? | Сравнивают свою работу с эталоном из презентации Ответ: газообразное, жидкое, твёрдое Вода может переходить из одного состояния в другое |
Открытие нового знания 2 мин 5 мин 3 мин 3 мин 2 мин | Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Много ли воды на Земле? Проблемный вопрос: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши? Диалог учителя выводит ребят на решение вопроса о составе водной оболочки. Работа с диаграммой «Состав гидросферы» | Работают с физической картой мира, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов. Ответы ребят Работа с диаграммой Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей. |
Проблемный вопрос: Почему морской водой нельзя утолить жажду? Учитель предлагает детям решить задачу на определение солёности воды: Задачи Средняя солёность Мирового океана — 35 ‰. Сколько граммов соли растворено в 3 литрах его воды. Какова солёность Балтийского моря в 2 литрах океанической воды, если известно, что средняя солёность моря 12‰? Существуют два факта: Первый – это то, что на 70,8 % поверхности Земли занята водными объектами и второй факт скрывается в названии оболочки. Гидросфера в названии содержит слово «сфера». Что оно обозначает? Гидросфера - сплошная оболочка Земли. Значит на Земле нет места, где нет воды, даже в пустыне. Как такое может быть? Что обеспечивает единство всех водных объектов, всех частей гидросферы? Почему вода на Земле не исчезает бесследно? | Работа с учебником, с. 147 Учащиеся определяют: Учащиеся решают задачи устно. Ответы учащихся (шар, замкнутое пространство) 2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды. |
- Как происходит Мировой круговорот воды? Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. После краткого обсуждения (1 мин)в группе, дети выстраиваются с этими понятиями в руках в последовательную цепочку. | Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает набор карточек с понятиями, из которых составляют последовательную цепочку. 1-3 группы (испарение, конденсация, перенос, выпадение, стекание); 2-4 группы (океан, суша, атмосфера, река, море). 3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на ней. |
Насколько верно вы выполнили задание, мы увидим после просмотра ресурса ЦОР. Демонстрируется анимация Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение». | Просмотр анимации «Мировой круговорот воды в природе». Коррекция своих работ. |
Физкультминутка 2 мин | Отдохнем (физкультминутка) Игра «Мелодия воды» (звучат звуки воды вам нужно отгадать, что это за звуки в природе и повторить движения за ведущим из числа ребят) 1 Морской прибой 2. Река 3. Ручеек 4. Треск льда 5. Хруст снега 6 Шум водопада 7. Шум дождя | Выполнение движений |
3 мин | Приём «Удивление» За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привел к военным конфликтам. Какое же значение имеет вода? Какой можно сделать вывод? | Учащиеся высказывают своё мнение по вопросу «Значение гидросферы», используя схему: Значение воды для для себя природы лично Земли Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд. |
Первичное закрепление 2 мин | Решите задачу: Сколько граммов различных веществ можно получить из 1т черноморской воды, если её солёность 18% (промилле)? Во сколько раз меньше, чем из 1т воды Красного моря? Дано: V = 1т Солёность Черного моря – 18% Красного моря – 42% Найти: Сколько соли можно получить из 1т воды этих морей. Решение: 1т = 1000л 1). 1000 * 18 - 18000г = 18кг – масса соли, которую можно получить из черноморской воды. 2). 1000 * 42 = 42000 = 42 кг. 3). 42 : 18 = 2,3. Ответ: из воды Красного моря можно получить в 2,3 раза больше соли, чем из воды Чёрного моря. Вывод: Солёность в разных морях разная. Проверка по эталону На слайде появляется верный ответ | Решают задачу в группе Проверка и коррекция результатов |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 2 мин | Учитель предлагает решить задачи: Средняя солёность Индийского океана - 34,8 ‰. Сколько граммов соли растворено в 4 литрах его воды. Какова солёность Мертвого моря в 4 литрах океанической воды, если известно, что средняя солёность моря 350‰? | Самостоятельная работа учащихся с карточками. Самопроверка по эталону |
Рефлексия и оценивание 3 мин | Прием «Телеграмма» Напишите кратко на телеграфном бланке самое важное, что уяснили на уроке с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться) (Приложение № 2) | Выполняют рефлексию своей деятельности - заполняют бланки телеграмм |
Самооценка с помощью «Дерева роста» Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы. Каждый урок ученик оценивает свою работу - закрашивает человечка. Если он, усвоил тему урока - закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо усвоил – только ножки. И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ. А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке. | Дают оценку своей работе на уроке |
Домашнее задание 1,5 мин | 1. Изучить §22; 2. Ответить на вопросы на с. 149; 3. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору). | Записывают домашнее задание. |