Урок 6 класс «Единство гидросферы»
ФИО Ломакина Мария Петровна
Район Сергачский район
Место работы МБОУ «Сергачская СОШ №5»
Должность Учитель географии
Предметная область: география
Возрастная группа учащихся: 6 класс
Авторская программа к учебникам Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— , 2015.
Урок проект в учебном занятии «Единство гидросферы»
Место урока в теме первый урок в изучении темы
Какое время требуется на выполнение проекта:1 урок
Название проекта: Путешествие капельки в Мировом океане
Цель проекта: сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе через включение учащегося в проектную деятельность
Задачи:
Сформировать понимание процесса и значения Мирового круговорота воды
Овладеть теоретическими знаниями об этапах и путях работы в ходе проектной деятельности
Вовлечь учащихся в проектную деятельность
Овладеть способами проведения мини-исследование, показать необходимость охраны воды от загрязнений, экономии воды
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся знают процесс круговорота воды в природе, понимают его значение, могут планировать и проектировать свою деятельность, имеют представление об этапах проектной деятельности, могут контролировать и оценивать свою работу.
Тип урока: практико-ориентированный (с использованием проектной деятельности)
Методы и приемы организации урока: беседа, поисковый; работа с текстом, рисунками, схемами, таблицей, атласом.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
- основные понятия и термины по теме «Гидросфера»;
- иметь представление о мировом круговороте воды;
- понимать значение воды в природе и жизни людей.
Уметь:
- работать с картами атласа, схемами и рисунками, применять географические знания в жизни.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Оборудование: учебник, видеофрагмент круговорота воды в природе ,схема «Мировой круговорот воды в природе».
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.
Способы действий учащегося: планировать свою деятельность, собирать материал по выбранному вопросу, выделять главное, обобщать, анализировать, выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащегося на необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Организация связи. Проверка готовности учащегося к уроку. | Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку. |
2 | Мотивационно ориентировочный | Предлагает учащемуся в ходе беседы сформулировать темуи цель урока. Учитель: дайте ответ на загадку Чего в гору не выкатить, В решете не унести И в руках не удержать? Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! О чем мы будем сегодня говорить? (о воде) Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем. Мы начинаем изучать новую тему «Гидросфера». Давайте расшифруем слово «Гидросфера» Постановка перед учащимся проблемного вопроса урока: Много ли воды на Земле?(предлагается работа с глобусом) Проблемный вопрос урока: Если воды на планете больше чем суши, почему ее не хватает? Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде? (Сколько воды на планете, состав и строение гидросферы) | В ходе беседы с учителем формулирует тему урока, записывает в тетрадь Отвечает на вопросы учителя Отвечает на вопросы учителя Отвечают на вопрос, что воды больше суши Мысленное восприятие проблемной ситуации Отвечает на вопросы учителя; выдвижение предположений путей решения Составляют план работы над проектом Формирують цель и задачи |
3 | Операционно – исполнительский( Конструктивный этап проекта-планирование, сбор и анализ информации; презентативный ) | Организовывает работу учащегося по заданиям с учебником Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо выполнить следующие задания: Задание 1. Выяснить что входит в состав гидросферы? В каких состояниях встречается вода?В чем больше всего сосредоточено воды? | Учащиеся работают с текстом учебника, выясняют значение термина гидросфера, сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы; выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы. Приходит к выводу: Вывод: Основная часть гидросферы – это соленая вода океанов и морей, только 3% жидкой воды на Земле является пресной. |
Задание 2. Как ведет себя вода в пророде? Почему говорят, что гидросфера-сплошная оболочка, и вся вода на Земле едина? (Благодаря свойствам воды находиться в 3 состояниях) Учитель направляет поисковую деятельность учащегося, добивается полного понимания учащимся процесса и значения Мирового круговорота воды Учитель объясняет принцип работы круговорота. Консультирует работу учащегося по составлению маршрута путешествия капельки воды | Работая с учебником и информацией представленной учителем учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют понятие «Мировой круговорот воды в природе». На основе просмотра видеофрагмента и текста учебника выясняют процесс образования Мирового круговорота, определяет начало круговорота и его этапы. Работает с текстом учебника Демонстрирует понимание процесса круговорота воды в природе Учащиеся делают вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды. Демонстрируют умение описать процесс круговорота воды в свободной форме, творческое применение и добывание знаний в новой ситуации На основе изученного материала учащиеся составляют свой маршрут путешествия капельки воды, делают зарисовки в тетради. |
Учитель ставит проблемную ситуация перед учащимся, консультирует Задание 3. Во время путешествия капелька попадаетв водоем в который крупный завод сливает отработанные масла. Как вы думаете, что может произойти с капелькой? Какие пути решения даноой сетуации вы бы предложили. Как вы должны себя вести по отношению к воде? (Нужно беречь воду, экономить дома, не кидать мусор) Выслушивает представление творческой работы, задает вопросы Выявляет сложные и непонятные моменты для учащегося в изученном материале; определение степени усвоения материала урока | Учащиеся выполняют задание, работают с различными источниками информации, ведут поиск и анализ сведений, ведут исследование, оформляют творческий продукт. Самоконтроль, соблюдение временных рамок Учащиеся приходят к выводу Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Очень много воды человек использует на производстве, для полива, бытовых нужд и нередко загрязняет ее. Поэтому остро стоит проблема с чистой питьевой водой даже в тех районах, где много водоемов. Демонстрирует понимание значения воды для природы Земли, предлагает пути решения проблемы загрязнения Учащиеся представляют и защищают свою творческую работу. Отвечает на вопросы учителя. Выявление сложных и непонятных моментов в изученном материале; определение степени усвоения материала урока |
| |
4 | Рефлексивно – оценочный.(оценочно-рефлексивный этап проекта) | Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности Организует проведение самоанализа учащегося и самооценки Учитель: Что нового вы узнали для себя на уроке? Как вы, считаете, где полученные знания т могут пригодиться в жизни? Было ли интересно сегодня работать на уроке? Что понравилось на уроке? Какие задания больше понравилось выполнять? | Обобщает полученные знания Высказывает своё мнение Оценивает результативность, качество и уровень знаний с помощью критериев успешности учебной деятельности |
5 | Домашнее задание | Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению | Задают вопросы учителю для уточнения понимания д/з |