СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Единственное и множественное число имен прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  комбинированный.

Образовательные: Расширить знания о прилагательном.  развивать умение употреблять имена прилагательных во множественном числе. Закрепить   признаки прилагательного во множественном числе.

Развивающие :Развитие  познавательного  интереса  к  языку,  формирование  орфографической  зоркости,  речевой  культуры,  мыслительных  процессов: память, логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«"Единственное и множественное число имен прилагательных"»

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 2 «в»

Учительница: Останина А.К.

Тип урока: комбинированный.

Тема урока

«Единственное и множественное число имен прилагательных».

Цель

формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.

Задачи


Образовательные: Расширить знания о прилагательном. развивать умение употреблять имена прилагательных во множественном числе. Закрепить признаки прилагательного во множественном числе.

Развивающие :Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов: память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе; учить отстаивать своё мнение аргументировать свою точку зрения.

Способствовать воспитанию аккуратности , организованности , дисциплинированности.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам. Определять число имен прилагательных. Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе

Формируемые УУД:

Регулятивные - а) принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- б) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- в) различать способ и результат действия.

2. Познавательные - а) учиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- б) использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- в) строить сообщения в устной и письменной форме;

- г) ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- д) строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- ж) обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

3. Коммуникативные - а) адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- б) учитывать разные мнения, в том числе товарищей, одноклассников и учителей;

- в) формулировать собственное мнение и позицию;

-г) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

понятия

Прилагательное, звуки,

Межпредметные связи

Литература, изобразительное исскуство,

Оборудование


Учебник, презентация к уроку




Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу



Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Создать условия для эмоционального настроя

Организует проговаривание девиза урока.

Здравствуйте.


С добрым утром

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать !,

,присаживайтесь

Слушаю учителя. Настраиваются на работу.




2.в)

3. а) б) в) г)


Закрепление



Задачи: Актуализировать знания на предыдущих уроках (словарная работа)

Чистописание.

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.

-Открываем тетради, аккуратно, не торопясь записываем дату и классная работа.

-Начнем урок со словарной работы.

-Посмотрите на экран. Прочитайте написанные слова:

б…реза, , ч…тверг, п…тух, л…пата.

-Что общего имеют эти слова?( это слова с непроверяемой гласной в корне слова. словарные слова)

-Что нам нужно сделать чтобы вставить правильную букву?(вспомнить, посмотреть в словаре)

-Написание пропущенной буквы в словарных словах нельзя проверить, её нужно только запомнить.

-Какие буквы мы вставим? (лопата, береза, четверг, петух) Какое слово лишнее ?(лопата, береза, четверг –что?; петух-кто?. у всех слов кроме лопата пропущена безударная гласная е


-Что общего во всех этих словах?

Какой частью речи они являются?

В каком числе стоят? ( сколько предметов обозначают?)

опата, береза, четверг, петух - это имена существительные. Стоят в единственном числе)

Запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы, выделяя ударение и орфограмму.

Осуществим самопроверку. Посмотрите на экран и сравните верно ли вы вставили буквы , подчеркнули орфограммы и поставили ударения.



-Чтобы определить последнее слово, вам предстоит выполнить задание ,но оно будет не простым, если вы будете внимательны , у вас всё получится!


1)Буква обозначающая непарный звонкий мягкий согласный звук в слове береза.

Какая это буква? ( р)

2)безударная гласная в слове четверг?

Какая это буква? ( е

3) буква, обозначающая непарный глухой твёрдый согласный в слове петух ?

Какая это буква? ( х)

4) безударная гласная в слове лопата?(о)

-Какая цепочка слов получилась? ( рехо)

-Составьте из букв слово. Какое слово получилось?( орех) Произнесем по слогам. Какую букву нужно запомнить?

-Запишите, выделив орфограмму.


Какую часть речи вы изучаете (прилагательное)? Что вы знаете об этой части речи?

(На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Для чего служит в речи? В каком числе может употребляться?)

Опишите предметы, которые мы назвали в словарной работе с помощью прилагательного. задавая вопрос.

В каком числе стоят все имена прилагательные?

Докажите что прилагательные стоят в ед.ч?

Записывают классная работа и дату урока.


Читают слова


Отвечают на вопросы.




Работают со словами.



Записывают словарные слова в тетрадь.

Отвечают на вопросы.


Отвечают на поставленные вопросы.



















Прописывают слово «орех до конца строки)














Отвечают на поставленные вопросы по предыдущей темы.





Аргументируют свой ответ


















3. а) б) в) г)













2.в) г) д)






Задачи:

Формировать умение

об изменении имен прилагательных по числам.


делать собственные выводы на основе анализа языкового материала, применять изученное правило в практике письма. Формировать умение ориентироваться в тексте. умение делать собственные выводы на основе анализа языкового материала, применять изученное правило в практике письма.


Наблюдение над употреблением имен прилагательных в ед. и мн. числе

Иностранцы очень любят изучать русский язык , он очень богатый и красивый , но часто при изучении у них возникают трудности.

Посмотрите на экран , это выписки из их писем.

Красивые город.

холодная погоды.

Большие и зелёный деревья.

Доброе люди.

Богатый русская язык.

Как вы думаете, почему иностранцы допустили ошибки? Какое правило они не знают? ( прилагательное зависит от существительного , в каком числе стоит прилагательное , в таком должно стоять существительное. )

Давайте поможем нашим гостям и исправим ошибки. И чтобы больше они их не допускали, над словами подпишем части речи и число. Подчеркнём части речи.


Один ученик выполняет у доски , остальные в тетради.


Русский язык не простой , чтобы правильно писать нужно знать правила.


Откройте учебник

Прочитайте правило на странице 92 сравните с нашими выводами.

Что обозначают прилагательные в единственном числе?

На какие вопросы отвечают?

Что обозначают имена прилагательные во множественном числе?

На какой вопрос отвечают?

Подберите примеры прилагательных во множественном числе .



Откройте учебники на стр. 93.

-Посмотрите на упражнения под номером 159.

-Прочитайте текст( имя ученика) все остальные следят пальчиком.

-О чём говорится в тексте? ( о том , что март голубой) (одним предложениям.)

-Почему автор назвал март голубым?( природа в марте голубая, небо , уже чистое ясное, тает снег на улицах появились ручейки , светит ярко солнышко и кажется голубым)

-В каком предложении выражена главная мысль? ( весь мир голубой!)

-Какая часть речи преобладает в тексте?( прилагательное)

Подумайте, почему автор не употребил в этом тексте глаголы?( автор описывает картину . Главное для него это передать образ)


Художник  Василий Бакшеев видел эту картину так.( слайд)

Какое время года? ( весна)

Какие деревья изображены? ( берёзы)

Какое настроение у вас вызывает эта картина?( спокойное…)


Обратимся к тексту

-Назовите все словосочетания с прилагательным голубой и определить число. ( в первом предложении , во втором , в третьем)

-Как определить , в каком числе употреблено каждое имя прилагательное? ( в каком числе стоит существительное в таком и будет имя прилагательное)

-Обратите внимание , как заканчивается текст. Что стоит в конце? ( восклицательный знак)

-Для чего нам нужен восклицательный знак ( для того чтобы мы обратили внимание )

-Подумайте, как можно озаглавить этот текст.


Задание: Запишите текст в тетради, озаглавьте его , подчеркните прилагательные и над именами прилагательными укажите число, срелочкой покажите от какого слово вы задавали вопрос к прилагательному.

-Как мы будем оформлять работу

( аккуратно, название по середине строки, текст пишется с красной строчки , с большой буквы, )


Посмотрите на картину Василия Бакшеева и попробуйте сами составить словосочетания с прилагательными.( березы….,небо….,)


А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело


-Посмотрите на 160 упражнения .

-Прочитайте текст . один ученик читает вслух другие в это время следят.

-О чём говорится в тексте? ( о маме)

-Какие у мамы руки ? Смотрим в текст. (добрые и ласковые)

-Какие ещё могут быть мамину руки ( нежные ,заботливые, золотые)

-Золотые руки – как вы это понимаете ( у мамы всегда всё получается самое лучшее и вкусное )

- А что сказано про мамино сердце? (верное и чуткое)

-Как вы понимаете верное сердце? ( мама всегда помнит своих детей, переживает и заботится )

-Как вы понимаете выражение чуткое сердце ?(она чувствует своего ребёнка даже на расстоянии, всё понимает и в любой момент может помочь)

-Какое может быть ещё сердце у мамы? ( доброе, ранимое , любящее)

Как вы понимаете выражение не гаснет любовь? В каком значении употребляется, в прямом или переносном? ( мама всегда любит своего ребенка , заботится и любит его , что бы не случилось .)

Зачитайте прилагательное в первом предложении , во втором .

- прочитайте задание под первой красной точкой.( читают задание)

Задание: спишите текст, подчеркните все прилагательные ,укажите число.








слушают учителя.


Читают словосочетания.


Исправляют ошибки , записывают в тетрадь.



Высказывают предположения.
















Работа с учебником. Читают правило.

Отвечают на поставленные вопросы.


Подбирают примеры.






Работают с упражнением .








Отвечают на вопросы по содержанию.












Работают с репродукцией картины


Работа по учебнику.

Выполняют задание письменно в тетради.


Отвечают на вопросы по содержанию.



Работают по учебнику в тетрадях.


Отвечают на вопросы по содержанию.




Составляют письменно в тетради словосочетания







Выполняют физминутку.






Читают текст.





Отвечают на вопросы по содержанию.








Высказывают своё мнение.








Читают задание.


Выполняют упражнения в тетрадях.

















1.а)

2.в) г) д)

3. а) б) в) г)













1.б)

2.а) б) в)г)д)ж)

3. а) б) в) г)










2.а) в)г)д)

3. а) б) г)

























1.б)

2.а) б) в)г) д)

3. а) б) в ) г)






Задачи

Зафиксировать и проверить новое содержание урока.


IV. Подведение итога урока.

Организует фиксирование содержания.

А сейчас поиграем в игру «Верю, неверю».

Для этого нам понадобятся кружочки лежащие на столе зеленый- Да. Это верю. Красный- нет. это не верю.

-Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?( да)

-Верно ли что прилагательные во множественном числе имеют окончание ые,ие?( да)

-Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают только единственного числа?(нет)

-прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?(да)

Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, лес, прохладный – это имена прилагательные?(нет)

Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?(нет)

Верите ли что прилагательное подчеркивается волнистой линией?( да)

Верите ли что имена прилагательные связаны с глаголом? ( нет)

Верите, что имена прилагательные во множественном числе обозначают признаки нескольких предметов? (да)



Формулируют конечный результат своей работы на уроке.




2.в)д)

3. а) б ) в) г)


V. Рефлексия



Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.


Закончите фразы

Я узнал что……

У меня получилось……

Было интересно……

Было непросто…..


Сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Вы все были активными и талантливыми. Если у кого-то что–то не получалось, не беда, ведь вы старались самостоятельно решать все проблемы. Молодцы!

Осуществляют самооценку


3. в)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей