СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ЕДИНОЙ МУЗЫКОЙ ЗВУЧАТ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА…» Вордсворт

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширить знания учащихся о малых формах поэзии

Просмотр содержимого документа
««ЕДИНОЙ МУЗЫКОЙ ЗВУЧАТ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА…» Вордсворт»

Муниципальное казённое образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская средняя общеобразовательная школа № 4.



Урок литературы в 8 классе

Учитель: Еалитвинцева И.В.


ТЕМА: «ЕДИНОЙ МУЗЫКОЙ ЗВУЧАТ

ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА…»

Вордсворт


Малые поэтические формы в литературе

Народов Англии, Ближнего Востока и Японии.


ЦЕЛЬ: формирование личности учащегося



ЗАДАЧИ:

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

-Расширить знания учащихся о малых формах поэзии, помочь разобраться в их строении и особенностях;

-овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка;



2. РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ:

-возбудить интерес к самостоятельной творческой деятельности;

-формировать умение работать в группах;

-развивать речевые навыки;

-учить школьников самостоятельно добывать знания;

-развивать воображение, фантазию.


3. ВОСПИТЫВАЮЩИЙ АСПЕКТ:

-воспитывать гуманное отношение к общечеловеческим ценностям,

чувства товарищества, толерантности, дисциплинированности, ответственности.


ОБОРУДОВАНИЕ: теоретический материал о малых

формах поэзии, текстовой материал, слайды, музыкальное сопровождение;

ТИП УРОКА: Урок усвоения нового материала с элементами развивающего обучения.

ЖАНР УРОКА: Творческая мастерская.









ХОД УРОКА:


  1. ОРГЭТАП


  1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ


-Вы знаете, кто такие «БИТЛЗ»?


-Джону Ленону и Полу Маккартни принадлежат такие поэтические строчки:


Because the world is round

It turns me on.

Because the world is round…


Because the wind is high

It blows my mind.

Because the wind is high…


Love is old, love is new.

Love is all, love is you.



Потому что земля круглая,

Меня это волнует.

Потому что земля круглая.


Потому что здесь сильный ветер,

Голова моя кружится.

Потому что здесь сильный ветер.


Любовь всегда стара, любовь всегда нова.

Любовь – это все, любовь – это ты.



Земля круглая, и люди, живущие на ней в разных уголках земли, тем не менее, испытывают сходные чувства любви, наслаждения природой, смеются, когда им смешно, грустят, когда грустно.

Сегодня мы поговорим о малых формах поэзии, т.е. коротких стихотворениях, которые существуют у многих народов мира.

Поэзия – душа народа. Мы постараемся понять чужую душу и найти что-то созвучное своей собственной.

Итак, я предлагаю вам совершить небольшое кругосветное путешествие, обогнув земной шар.



3. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Звучит ирландская музыка, демонстрируются слайды)

Поскольку начали мы с Англии, не удаляясь далеко, заглянем в Ирландию, а точнее в город ЛИМЕРИК, где живут остроумные и веселые люди.

Они придумали шуточные мини-стишки, которые так и называются ЛИМЕРИКИ.

В них веселая чепуха. Цель – рассказать о чем-то забавном, рассмешить, поэкспериментировать со словом.


(Ученик читает лимерики)

Жила-была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней не встречался,

От души восхищался:

«До чего ж эта дама приятная!»



Жил мальчик вблизи Формопил,

Который так громко вопил,

Что глохли все тетки,

И дохли селедки,

И сыпалась пыль со стропил!

Быть может, сегодня кто-то из вас сочинит такую же веселую чепуху!



А наше путешествие дальше!

(Звучит восточная музыка, демонстрируются слайды)

Слышите эти звуки? Где мы? На Ближнем Востоке, а точнее, в Персии. И речь пойдет о ближневосточной поэзии с красивым названием ГАЗЕЛЬ.

Язык ФАРСИ, на котором и теперь говорят в Иране (так в наше время называют Персию), очень красив и мелодичен! Как музыка звучит даже имя поэта, который сочинял газели: ОМАР ХАЙЯМ ГИЯССАДДИН АБУ-ИЛЬ-ФАХТ ИБН ИБРАХИМ.

Существует прекрасная легенда о происхождении ГАЗЕЛИ: Шах Бахрам Гур Санид влюбился в прекрасную девушку Диларом. Любовь была так сильна, желание объясниться красиво и проникновенно так велико, что венценосный шах заговорил стихами, так появились ГАЗЕЛИ – стихи о любви…


(Учащиеся читают газели)



Шиповник алый нежен. Ты нежней.

Китайский идол пышен. Ты пышней.

Слаб шахматный король пред королевой.

Но я, глупец, перед тобой слабей.

Хайам


Тяжесть печали сердце мне томит,

Пламя разлуки в сердце моем кипит.

Розы и гиацинта мне не забыть,
В памяти вечно смоль твоих кос блестит.

Саади

Восхищение красотой любимой звучит в ГАЗЕЛИ.

Простые слова, воплощаясь в образы, передают чувства человека, жившего много-много столетий назад.


А мы переносимся дальше и вот мы уже на Дальнем Востоке…

(Звучит японская музыка, демонстрируются слайды)

Вы спросите –

В чем душа

Островов Японии?

В аромате горных вишен

На заре.


Японцы – народ, который на весь мир славится своим особенным отношением к природе, потому что они не просто смотрят, они умеют ее «особенно» видеть.

Японская поэзия поражает удивительной четкостью глаза и тонкостью чувства, способностью улавливать мельчайшие изменения в природе и связывать эти изменения с эмоциями человека.

Японские поэты с древних времен писали короткие стихотворения, состоящие всего из трех строчек. Они называются ХОККУ. Удивительно, да?

Три строчки, а в них целый мир образов, чувств и эмоций!

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка,

Всплеск в тишине.



Первый снег в саду!

Он едва-едва нарцисса

Листики пригнул…


Осенний дождь во мгле.

Нет, не ко мне – к соседу

Зонт прошелестел…

Сколько потаенного чувства в хокку!

Здесь и чуткое созвучие миру природы, и трепетная надежда на встречу, и боль разочарования от несбывшегося…


4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО


Наше небольшое путешествие завершилось, но знакомство с поэзией продолжается. Я предлагаю вам попробовать свои силы в исследовательской и творческой деятельности.


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ (что имеем…):

1. В классе три ряда столов, каждый ряд будет работать над определенным видом поэзии малых форм - ЛИМЕРИКОЙ, ГАЗЕЛЬЮ или ХОККУ.


2.Каждый ряд, в свою очередь, разбивается на две группы: теоретиков-литературоведов и поэтов.


УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА:

Первые (теоретики) готовят небольшое исследование по данной форме поэзии, пользуясь тем теоретическим материалом, который я для вас приготовила. А вторые, т.е. поэты, пробуют сочинить эту форму, также используя мои подсказки.


ВАШИ ВОПРОСЫ?


В ТЕЧЕНИЕ 20 секунд ПРОШУ ВЫБРАТЬ СЕБЕ РОЛЬ И МЕСТО В СВОЕМ РЯДУ. Спасибо!

Время работы – 15 минут.


ПРОШУ ГРУППЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ ПО РЯДАМ И ПОДЕЛИТЬСЯ С НАМИ СВОИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

(Заслушиваются работы)





5. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА

-КАКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ МЫ СОВЕРШИЛИ НА УРОКЕ?

-ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ?

-ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?

-КАК ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ?

  • Сегодня мы совершили с вами познавательное путешествие по странам и континентам с целью познакомиться с малыми формами поэзии, характерных для этих стран

  • расширили рамки наших знаний о поэзии,

- попробовали свои собственные силы в творческой деятельности.

  • Надеюсь, что этот урок обогатил вас новыми эмоциями.


СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!































Приложение № 1


СНАЧАЛА ВСПОМНИМ!


СТИХОТВОРЕНИЕ – написанное стихам, литературное произведение, как правило, небольшого размера.

СТИХ, в переводе с греч. РЯД, – отдельная строчка стихотворения.

СТРОФА – сочетание стихов, Самое малое 2-х, самое большое – 18.

Состоящие из нескольких стихов строфы отделены друг от друга небольшой паузой. Часто строфа является синтаксическим целым.

РИТМ – периодическое повторение ударных и безударных слогов.

ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ

РИФМА – созвучие концов стихов.

ЕДУ. ТИХО. СЛЫШНЫ ЗВОНЫ

ПОД КОПЫТОМ НА СНЕГУ, ЗВОНЫ – ВОРОНЫ

ТОЛЬКО СЕРЫЕ ВОРОНЫ

РАСШУМЕЛИСЬ НА ЛУГУ.

НА СНЕГУ – НА ЛУНУ





А ТЕПЕРЬ УЗНАЕМ НОВОЕ!

БЕЙТ – один из видов стихотворной строфы в поэзии народов Востока;

двустишие, связанное рифмой.

ГАЗЕЛЬ – одна из созданных в древние времена стихотворных форм лирической поэзии у народов Востока. ГАЗЕЛЬ состоит из двустиший – БЕЙТОВ, при этом по древним правилам восточного стихосложения строки первых двустиший должны быть связаны между собой рифмой, которая затем повторяется во втором стихе каждого последующего БЕЙТА. Размер обычно не превышает 12 бейтов.

1----------------------------------а

2----------------------------------а


3----------------------------------в

4----------------------------------а






КОЛЬ С ЛИЦА ПОКРОВ ЛЕТУЧИЙ ТЫ ОТКИНЕШЬ, МОЯ ЛУНА,

КРАСОТОЮ ТВОЕЮ БУДЕТ СЛАВА СОЛНЦА ПОСРАМЛЕНА.


СБИТЬ С ПУТИ АСКЕТА СМОГУТ ЭТИ ПЛАМЕННЫЕ ГЛАЗА,

А ОТ ГЛАЗ МОИХ ДАВНО УЖ ОТОГНАЛИ ОТРАДУ СНА.

ХАЙАМ



В ЗЕРЦАЛЕ СЕРДЦА ОТРАЖЕН ПРЕКРАСНЫЙ ОБРАЗ ТВОЙ,

ЗЕРЦАЛО ЧИСТО, ДИВНЫЙ ЛИК ПЛЕНЯЕТ КРАСОТОЙ.


КАК ДРАГОЦЕННОЕ ВИНО В ПРОЗРАЧНОМ ХРУСТАЛЕ,

В ГЛАЗАХ БЛИСТАЮЩИХ ТВОИХ ИСКРИТСЯ ДУХ ЖИВОЙ.

СААДИ


КАК ВЗГЛЯД ТВОЙ СВЕРКАЕТ И ЛОКОН БЛЕСТИТ ЗОЛОТОЙ,

МОЯ ПЕРИЛИКАЯ, КАК ХОРОША ТЫ СОБОЙ!

ВОСПЕТЫ ПОЭТАМИ РОДИНКИ НА ПОДБОРОДКЕ,

А Я ВОСПЕВАЮ ТВОЮ, ЧТО НАД ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ.

ДЖАМИ


Тема ГАЗЕЛЕЙ – любовь, признание в любви, восхищение красотой любимого человека.


ПОТРЕНИРУЕМСЯ!


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОЭТОВ!

Напишите свою газель.

Обратите внимание на рифмовку: первый стих рифмуется со вторым и с четвертым ААВА!

Используйте в стихах традиционные для ирано-таджикской поэзии образы: ЗВЕЗДЫ СЛЕЗ, МОЯ ЛУНА, ЛУНОЛИКАЯ, ПЛЕННИК ЛЮБВИ, ЖАСМИН, ТЮЛЬПАН, АЛЫЕ ГУБЫ, СЛАДКОГЛАСЫЙ СОЛОВЕЙ, СЛАДОСТЬ ДИВНЫХ УСТ, САХАР СЛОВ ТВОИХ…

Экспериментируйте! Придумайте свои сочетания с «восточным колоритом».





ПОДСКАЗКА (для тех, кто в ней нуждается)!!!



Можете использовать рифмующиеся строчки:


ЛОКОН БЛЕСТИТ ЗОЛОТОЙ

ХОРОША ТЫ СОБОЙ



СТАН ТВОЙ ПОХОДИТ,

ШАГАТЬ ЗА ТОБОЙ.


Или





НЕБОСКЛОН

БУДЕТ ОДАРЕН.


ВОСПЕЛ,

ВДОХНОВЛЕН






ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


















Приложение № 2


СНАЧАЛА ВСПОМНИМ!


СТИХОТВОРЕНИЕ – написанное стихами литературное произведение, как правило, небольшого размера.

СТИХ, в переводе с греч. РЯД, – отдельная строчка стихотворения.

СТРОФА – сочетание стихов, Самое малое 2-х, самое большое – 18.

Состоящие из нескольких стихов строфы отделены друг от друга небольшой паузой. Часто строфа является синтаксическим целым.

РИТМ – периодическое повторение ударных и безударных слогов.

ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ

РИФМА – созвучие концов стихов.

ЕДУ. ТИХО. СЛЫШНЫ ЗВОНЫ

ПОД КОПЫТОМ НА СНЕГУ, ЗВОНЫ – ВОРОНЫ

ТОЛЬКО СЕРЫЕ ВОРОНЫ

РАСШУМЕЛИСЬ НА ЛУГУ.

НА СНЕГУ – НА ЛУНУ


А ТЕПЕРЬ УЗНАЕМ НОВОЕ!


ЛИМЕРИКИ – шуточные мини-стишки, в которых веселая чепуха для детей и взрослых.


ЖИЛ ОДИН ДЖЕНТЕЛЬМЕН В ДЕВОНШИРЕ.

ОН РАСПАХИВАЛ ОКНА ПОШИРЕ

И КРИЧАЛ: «ГОСПОДА!

ТРУМ-БАДУ, ТРУМ-БАДА!»

ОБОДРЯЯ ЛЮДЕЙ В ДЕВОНШИРЕ.


ОДИН СТАРИЧОК ИЗ КИОТО

ВЕСЬ ГОД ОПАСАЛСЯ ЧЕГО-ТО.

ОН СПАЛ ИЗ ОПАСКИ

В СТРОИТЕЛЬНОЙ КАСКЕ

В ТЕЧЕНИЕ ЦЕЛОГО ГОДА.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!






Умеете ли вы рифмовать?


Допишите вторую строчку, зарифмовав её с первой и не сломав при этом ритма.

НАПОМИНАЮ! О правдоподобии ситуации заботиться не следует!


  1. КОВБОЙ ИЗ СЛАВНОГО ТЕХАСА

-----------------------------------------------


  1. ОДИН УЧИТЕЛЬ НА БАГАМАХ

--------------------------------------------

  1. ТЕТЯ КАПА ИЗ МАЛОЙ ОЛЬХОВКИ

--------------------------------------------------



Обратите внимание: ЛИМЕРИКИ – это твердая форма!

В них всегда 5 строк, отвечающих на определенный вопрос:


1. КТО? ОТКУДА?

2. КАКОЙ? (КАКАЯ?)

3.

4. ЧТО ПРОИЗОШЛО?

5. ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ?


Первая, вторая и пятая строка рифмуются между собой и совпадают ритмически. Третья и четвертая совпадают ритмически и отличаются от 1, 2 и 5.

1.------------------------А

2.------------------------А

3.--------------Б

4.---------------Б

5.-------------------------А


Обратите внимание: 3 и 4 строчки короче, чем 1,2 и 5!









ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОЭТОВ!

Сочините свою лимерику или допишите данные ниже, вставив пропущенные слова и строчки. Можете городить любую чепуху, но:


=НЕ ЛОМАЙТЕ РИТМ

=СОБЛЮДАЙТЕ РИФМОВКУ

=НЕ ДОПУСКАЙТЕ «ДЛЯ РИФМЫ» ОРФОЭПИЧЕСКИХ ОШИБОК!




1. ЖИЛ-БЫЛ ЧЕЛОВЕК В АМСТЕРДАМЕ,

НЕ ЧИСТИВШИЙ ШЛЯПУ------,

ОН В НЕЙ НЕВЗНАЧАЙ

--------------------------------

И В НЕЙ ЖЕ----------------------------------



2. ЖИЛ ОДИН СТАРИЧОК У ПРИЧАЛА,

КОТОРОГО ЖИЗНЬ ----------------.

ЕМУ ДАЛИ ----------------

И------------------------------

И НЕМНОГО ЕМУ---------------------



3.ОДИН СТАРИКАШКА С-----------------

ГОНЯЛСЯ ПОЛДНЯ ЗА ОСОЮ.

НО В ЧЕТВЕРТОМ ЧАСУ

----------------------------------

-----------------------------------------------






Возможно, ваши лимерики будут интереснее и смешнее!





ЖЕЛАЮ УДАЧИ!




Приложение № 3




СНАЧАЛА ВСПОМНИМ!


СТИХОТВОРЕНИЕ – написанное стихами литературное произведение, как правило, небольшого размера.


СТИХ, в переводе с греч. РЯД, – отдельная строчка стихотворения.


СТРОФА – сочетание стихов, самое малое 2-х, самое большое 18.

Состоящие из нескольких стихов строфы отделены друг от друга большой паузой. Часто строфа является синтаксическим целым.

ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ


РИФМА – созвучие концов стихов.


ЕДУ. ТИХО. СЛЫШНЫ ЗВОНЫ

ПОД КОПЫТОМ НА СНЕГУ, ЗВОНЫ – ВОРОНЫ

ТОЛЬКО СЕРЫЕ ВОРОНЫ

РАСШУМЕЛИСЬ НА ЛУГУ.

НА СНЕГУ – НА ЛУНУ




А ТЕПЕРЬ УЗНАЕМ НОВОЕ!



ХОККУ – стихотворение, состоящее из трех строчек.

Их сочиняли, чтобы заразить читателя вдруг вспыхнувшим настроением.

В них не бывает подробных описаний природы, а есть как будто подсказка –

остановись, взгляни, почувствуй! – намек на то, что видит поэт. В дословном переводе «ХОККУ» обозначает «начальная строфа». А дальше – должно включаться, работать, присоединяться воображение читателя.

Для рассказа о многом (природа в определенное время года, настроение и переживания автора) нужно очень мало (всего 3 стиха).


НАД РУЧЬЕМ ВЕСЬ ДЕНЬ

ЛОВИТ, ЛОВИТ СТРЕКОЗА

СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ.



ЗА КОЛОСОК ЯЧМЕНЯ

Я СХВАТИЛСЯ, ИЩА ОПОРЫ…

КАК ТРУДЕН РАЗЛУКИ МИГ.


Чаще всего в древних японских стихах описание природы давалось с обязательным упоминанием времени года. Для этого употреблялись специальные «сезонные слова», которые обозначали одно и то же время года.

Например, в стихотворении не было слова «весна», но употреблялись «весенние слова»: ЦВЕТЫ СЛИВЫ, СОЛОВЕЙ, ПАУТИНА, ЦВЕТЫ ВИШЕН И ПЕРСИКОВ, ЖАВОРОНОК, БАБОЧКА, ВСПАШКА ПОЛЯ МОТЫГОЙ…

Сезонными словами для лета были такие: ЛИВЕНЬ, КУКУШКА, ВЫСАДКА РИСОВОЙ РАССАДЫ, ПИОН, ПРОПОЛКА РИСА, ПОЛОК ОТ МОСКИТОВ, СВЕТЛЯЧКИ…


Осень узнавалась по словам: ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, РОСА, КРИК ЦИКАД, ХРИЗАНТЕМЫ, КРАСНЫЕ ЛИСТЬЯ КЛЕНА, ЦВЕТУЩИЙ КУСТАРНИК ХАГИ…


Зиму обозначали МОРОСЯЩИЙ ДОЖДЬ, СНЕГ, ИНЕЙ, ЛЕД, ОЧАГ, ЖАРОВНЯ…

НА ГОЛОЙ ВЕТКЕ

ВОРОН СИДИТ ОДИНОКО…

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР



ОСЕННЯЯ ЛУНА

СОСНУ РИСУЕТ ТУШЬЮ

НА СИНИХ НЕБЕСАХ…


ХОККУ – это нерифмованное трехстишие. Оно состоит из 17 слогов (5+7+5) с цезурой (логической паузой) после второго стиха:

------------------5 слогов

------------------------7 слогов, !! – пауза (цезура)

-----------------5 слогов











ПОТРЕНИРУЕМСЯ!


ЗАДАЧА ДЛЯ ПОЭТОВ 1

Попробуйте сами составить ряды «сезонных слов», характерных для нашей природы!


ЗАДАЧА ДЛЯ ПОЭТОВ 2


Придумайте ХОККУ на любую тему: о природе

о любви

о грустном расставании

на философскую тему

Постарайтесь передать особое настроение, соответствующее задуманной теме. Найдите пронзительные слова, которые передадут восхитительную красоту природы, ваши чувства и эмоции.


ЖЕЛАЮ УДАЧИ!























Технологическая карта урока

Цель урока





Развитие личности и многообразных форм мышления в процессе усвоения знаний.

Процесс коллективно-

распределительной

Деятельности




Учащиеся распределяются на группы ПОЭТОВ для практической деятельности и три пары ТЕОРЕТИКОВ для работы над теоретическим материалом.

Процесс постановки и решения учебной задачи



Теоретики готовят небольшое исследование по одной из форм поэзии, пользуясь материалом, который предлагает учитель. Поэты пробуют свои силы в создании миниатюр, предварительно ознакомившись с теорией, используя (если надо) подсказки.

Процесс освоения понятий и общего способа действия




«Путешествие» по странам и континентам активизирует мыслительную деятельность учащихся, они знакомятся с новыми для себя понятиями, получают инструкцию по их освоению.

Процесс учебной деятельности




Творческая и исследовательская деятельность ограничена временными рамками.

Процесс формирования

теоретического мышления



Осуществляется в форме учебной дискуссии, в диалоге, в критическом сопоставлении используемых методов решения учебной задачи и получаемых результатов с методами и результатами других учеников.

Конечный результат




Учащиеся получили новые знания по предмету, попробовали силы в творческой деятельности, обогатили свой словарный запас, учились самостоятельной работе и самостоятельному выбору своей деятельности на уроке, сделали оценку своей деятельности, сотрудничали, развивали свои коммуникативные способности.


17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!