Тема урока: «Единицы измерения массы. Килограмм»
Цель: помочь ученикам усвоить представления о новой величине – килограмм.
- формировать умение практически определять с помощью весов массу и сравнивать предметы по их массе, записывать сравнения в виде неравенства или равенства;
- решать задачи на нахождение заданной массы.
- создавать условия для формирования мыслительных операций: сравнения и сопоставления, развитие математической речи, обогащать и усложнять словарный запас.
- способствовать воспитанию у обучающихся коммуникативных умений, формировать познавательный интерес при открытии новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, набор коробок (разных и одинаковых по цвету, форме и размеру), карточки с задачами разными по уровню сложности, карточки для рефлексии, экран, компьютер, весы, пакеты с продуктами разной массы.
№ | Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации учебной деятельности | Действия учителя по организации деятельности учащегося | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Методы и приёмы работы | Результат взаимодействия учителя и учащегося по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижений планируемых результатов урока |
1 | I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Фронтальная | Добрые пожелания от учителя. Создание положительной и психологической атмосферы. Какое у вас настроение? – (Показывают карточками сигналы) – А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? (- Интересным, загадочным, с трудностями.) – Что самое главное мы должны делать на уроке? – (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться.) - Какие пословицы об учебе вы знаете? Что они обозначают? - На интерактивной доске написана пословица: “ Ученье – свет, а не ученье - тьма”. (Слайд 1) - Как понимаете смысл этой пословицы? | 1.Личностные | Беседа. Мотивировка к работе. Межпредметные связи. | Демонстрируют готовность к уроку. | Проявление интереса к изучению темы; Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Работа в группах | Создание ситуации успеха. - Мы сначала узнаем, кто умеет быстро и правильно считать, повторим изученный материал, который поможет нам изучать новую тему. - Урок начнём с соревнования. (Устный счёт. Слайд 2,3) - У вас на парте лежат карточка № 1, на нейзаписана пара чисел, поработайте в парах и выполните сравнения этих чисел. - Прочитайте записи, которые у вас получились. ( 52 13 - Как называются эти записи? (-Неравенства.) Возьмите карточку № 2, на которой изображены два отрезка и выполните сравнения отрезков. (Ученики измеряют отрезки и записывают неравенство на доске 8 см6 см). - Прочитайте неравенств. (-Первый отрезок длиннее второго отрезка или длина первого отрезка больше длины второго отрезка). | 1.Регулятивные:1,2,4.Коммуникативные. | Дидактическая ирга- соревнование. Наглядные. | Слушают учителя. Вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить | Наблюдение. Умение находить ответы на вопросы, полученные на уроке, умение сравнивать и обобщать. |
3 | III. Постановка учебной задачи – | Уточнение цели, уточнение средств достижения цели. Подготовка мышления учащихся к построению учебных действий. | Фронтальная работа | Побуждающий диалог. Введение новых слов для детей. - Разобьёмся на три группы по рядам, 1 ряд-1 группа, 2 ряд-2 группа, 3 ряд-3 группа. - Предлагает трём группам сравнить коробки. При ответе использовать слова разные и одинаковые. (Ответы учеников: 1 группа – Коробки разные по цвету и по размеру. 2 группа – Коробки разные по размеру, но одинаковые по цвету. 3 группа – Коробки одинаковые по цвету.) - Я утверждаю, что эти коробки разные. (Ученики испытывают затруднение и высказывают предположения). -Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (-Взять их в руки.) - Теперь подержите коробки. - Скажите, по какому признаку отличаются эти коробки? (- По весу.) - Разгадаем ребус.(Слайд 4) - Как по другому можно назвать вес предмета? - (Масса.) Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 5) - Чему мы должны сегодня научиться? (- Измерять массу предметов.) | 2 и3 Регулятивные.4.Коммуникативные. | Возникновение проблемной ситуации. Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём “яркое пятно”. | Наблюдают,логически рассуждают, обобщают, делают выводы. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.Устные ответы. |
4 | IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Организация коммуникативного взаимодействия с целью реализации построенного проекта. | Фронтальная работа | Создание ситуации успеха. - Посмотрите, у меня есть один пакет с мукой, дугой с сахаром. Я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Ученики высказываю предположения о том, масса чего больше.) Проблемная ситуация. - Запишите на доске неравенства. (Ученики испытывают затруднение. - Мы не можем записать неравенство, так как не знаем массу муки и массу сахара.) - Как нам определить эти массы? (-Взвесим.) - Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряют массу – это......разгадаем ребус (Слайд6) (килограмм). Учитель демонстрирует на экране фото эталона килограмма и говорит, что он хранится во Франции (слайд 7). Показывает предметы , которые имеют массу ровно 1 кг (слайд 8). - Люди, каких профессий часто используют ее? (Продавцы, фармацевты, инженеры). - Просмотрим видеоролик (с 20 секунды). https://yandex.ru/search/?lr=131861&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BA%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%202%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81#/videowiz?filmId=4342944296664579759 - Что вы можете сказать о массе, для чего нужно знать массу предметов. Чем измеряют массу? Где используют весы? Формирование умения измерять и сравнивать. - С помощь весов взвесим массу муки и сахара и запишем неравенство на доске. (2 кг1 кг) - Посмотрите на экран здесь представлены различные виды весов (слайд 9) Работа по учебнику с.27 чтение теоретическогоматериала и ответ на поставленный вопрос. -В ходе урока можно получить очень хорошую оценку, для этого выбери карточку соответствующего уровня. Выполнение заданий по уровням 1 уровень - с. 28 № 3. Тет. с. 11 № 1 (1) 2 уровень - с. 28 № 4. Тет. с. 11 № 1 (2). 3 уровень - с. 28 № 3, 4. Тет. с. 11 № 1 (2), № 3 (1). Взаимопроверка, выставление баллов в лист самооценки. (1 уровень - 1-2 балла; 2 уровень -2-3 балла; 3 уровень -3-4 балла). | 1.Познавательные. | Выполнение творческих заданий. Межпредметные связи. Интерактивные задания. Работа по учебнику. | Работа по учебнику. Установление причинно- следственных связей. Логически рассуждают, обобщают, делают выводы. | Наблюдения, устные ответы , письменный ответы. |
5 | Физминутка | | Фронтальная | Смысловая важность физминутки. (Слайд 10) | | Забота о физическом здоровье. | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии в текстом стихотворения), повторяя их за учителем. | |
6 | V. Практическая работа. Первичное закрепление. | Формирование умения обучающихся классифицировать.Закрепление знаний о единицах массы. | Фронтальная | Учитель показывает детям пакет с луком и пакет с солью, массой по 1 кг. - Как вы думаете, что имеет большую массу? (Ученики обязательно ошибутся и укажут, что масса лука больше.) Группы взвешивают массу продуктов на весах и записывают на доске неравенства. 1 группа (Соль и лук) (21) 2 группа (Соль и сахар) (1=1) 3 группа (Макароны и гречка) (2 - Верными ли оказались ваше предположение, что масса лука больше массы соли? (Нет) - А как правильно записать, что соль тяжелее лука? (2 кг1 кг) | 2и 3.Познавательные. 4.Регулятивные. 1и 3.Коммуникативные. | Поисковый метод – поиск решения поставленных перед уч- ся задач. Связь с жизнью. | Сопоставление и сравнение | Устные ответы.Наблюдения, устные ответы , письменный ответы. |
7 | VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– | Побуждение учащихся к самостоятельной деятельности Организация деятельности по применению новых знаний.Выявление проблемных мест в усвоении нового материала. | Индивидуальная работа. Работа в парах. | Решение задач на нахождение массы, карточки разного уровня сложности: Карточка №1 1 уровень (базовый) Маша собрала 2 кг огурцов, а Миша 3 кг. Какую массу огурцов собрали дети? Карточка № 2 2 уровень Семья убирала урожай. Мама собрала 20 кг свёклы, папа собрал 35 кг моркови, а сын Ваня собрал 10 кг лука. Сколько всего кг овощей собрала семья? Карточка № 3 3 уровень В школу привезли 2 пакета сахара по 20 кг каждый. За сентябрь израсходовали 10 кг сахара. Сколько кг сахара осталось? Самопроверка, выставление баллов в лист самооценки. (1 уровень от 1 до 4 баллов; 2 уровень от 1 до 6 баллов; 3 уровень от 1 до 8 баллов). Помощь одноклассникам имеющие затруднение в выполнении задания (работа в парах + 1 дополнительный балл). | 4.Регулятивные. 1и 3.Коммуникативные. | Поисковый метод – поиск решения поставленных перед уч- ся задач. Связь с жизнью. | Дифференцированное выполнение самостоятельной работы. Осознание правильности или ошибочности в выполнении задачи Выполняют | Взаимопроверка. Самопроверка. |
8 | VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. | Отработка нового материала. | Фронтальная | Создание положительной психологической атмосферы. Работа по учебнику №2. Какие вопросы можно поставить к этому условию? Решение задачи. | 1.Познавательные. | Поисковый метод – поиск решения поставленных перед уч- ся задач. | Составление схематического рисунка. | Письменный ответ |
9 | VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Фронтальная | - Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Чтобы вам проверить себя необходимо дописать предложения, дополнив их новыми понятиями (Слайд 11): Я узнал на уроке, что предметы имеют разную … (массу.) Её можно измерить прибором, который называется ...(весы.) Они показывают число…..(килограммов). Теперь мы умеем измерять длину и … (массу) предметов. - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось - Чем вам запомнился урок? - Какое задание было самым интересным? - Возьмите листы самооценки, посчитайте баллы, переведите их в оценку (Слайд 12). | 2.Личностные. | | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
10 | IX. Домашнее задание | | Индивидуальная | Тетрадь с. 11 № 2, № 3 (2-4). Или Задание в ЯКлассе (IV раздел. 2 тема. Килограмм.) | | | Выбирают домашнее задание | |