Просмотр содержимого документа
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫСАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)
Противодействовать грозным силам природы, техногенным авариям и катастрофам, террористическим проявлениям можно только при наличии эффективно действующей специальной государственной системы, объединяющей усилия различных ведомств и организаций.
В России такой системой является образованная в 1995 году единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Появлению РСЧС предшествовало создание 27 декабря 1990 года федерального органа исполнительной власти – Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
Основные задачи РСЧС
- Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций и объектов социального назначения в ЧС;
- Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- Подготовка населения к действиям в ЧС;
- Организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
- Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- Ликвидация ЧС;
- Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
СТРУКТУРА РСЧС
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях
РЕЖИМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС
Существует 3 режима функционирования РСЧС:
Режим повседневной деятельности
Режим повышенной готовности
Режим чрезвычайной ситуации
Режим повседневной деятельности:
Действует при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
Основные мероприятия в режиме повседневной деятельности
- Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
- Сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- Разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
- Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- Подготовка населения к действиям в ЧС;
- Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Режим повышенной готовности:
Действует при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.
Основные мероприятия в режиме повышенной готовности:
- Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
- Круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
- Непрерывный сбор, обработка и передача о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;
- Уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС;
- Приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
Режим чрезвычайной ситуации:
Действует при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.
Основные мероприятия в режиме чрезвычайной ситуации:
- Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
- Оповещение руководителей различных уровней и населения о возникших ЧС;
- Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
- Организация работ по ликвидации ЧС;
- Поддержание общественного порядка;
- Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации;
- Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.