СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.Шварц. Сказка о потерянном времени 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить учащихся делить текст на части, составлять план, давать характеристику главным героям произведения, анализировать их поступки. 

Просмотр содержимого документа
«Е.Шварц. Сказка о потерянном времени 4 класс»

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

Цели: продолжить работу по произведению Е.Л. Шварца; от­рабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Отработка навыков разных видов чтения.)

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста!

Он тут, его учебником зовут.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически).

— Приготовьтесь читать выразительно.

— Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы учеников.)

— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, -от учителя или от него самого?

(Задача — показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

III. Работа по теме урока

— Дома вы прочитали сказку Е.Л. Шварца. Начнем со словар­ной работы. Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) — (широкая и густая).

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — (керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).

ХОДИКИ— (небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями).

ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняя часть раскрывающейся спереди оде­жды, например полы пиджака).

— Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Уг­рюмый, ненастный; сохранить, спасти, сэкономить.)

— Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться, лодырничать.)

— Что вы узнали о Пете Зубове?

— Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.

— Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.

— Найдите в тексте и прочитайте предложения, которые рас­крывают смысл иллюстрации на с. 9.

— Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показыва­ет, что все люди вокруг трудятся.

— Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков.

— Прочитайте о превращении стариков в ребят.

— Одинаково ли было поведение детей?

— Почему они смогли победить волшебников?

— Как вы относитесь к ребятам?

— А как к ним относится автор?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

«— Хорошо тебе, Женя, фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же ска­зочник!

— Что ты, Юра, я пишу жизнь. Сказочник — это ты».

По воспоминаниям художника И. Игина, этот разговор про­изошел в 40—50-х гг. XX в. между Евгением Шварцем и Юрием Германом — автором «толстых» романов.

— Он действительно писал жизнь. Давайте вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произ­ведениями.)

— Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

— Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл. (Все пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился, с. 13. И в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять время понапрасну, с. 8.)

— Поделим сказку на части и составим ее план. (Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)

— Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими закан­чивается каждая часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)

I часть

С начала до слов «И вот однажды пришел Петя Зубов в шко­лу...» (с. 4).

II часть

До слов «Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).

III часть

До слов «"Хорошо бы отдохнуть"», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик» (с. 6).

IV часть

До слов «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счет в стол...» (с. 8).

VУчасть

До слов «Город еще не проснулся» (с. 10).

VI часть

До слов «Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых де­тей, — нет как нет» (с. 11).

VII часть

До слов «Какие-то школьники ехали в этом же трамвае» (с. 14).

VIII часть

До слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом» (с. 14).

IX часть

От слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом» до конца (с. 16).

План сказки

1. Мальчик Петя Зубов.

2. Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика.

3. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»

4. В лесном домике.

5. Опасение волшебников.

6. Где же они — дети-старики?

7. Превращенные отыскались.

8. Вежливые школьники.

9. Обратное превращение.

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Ребята, чему учит эта сказка?

— Для читателей, т. е. для нас с вами, автор написал замеча­тельные слова, которые дают уверенность человеку в труд­ных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. («Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек».)

Автор хотел нам сказать, что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдется.

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки. Нарисовать иллюстрацию к по­нравившемуся отрывку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!