СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Джалга моя, степная дочь России!

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час краеведческой направленности с викториной по истории села. Использован богатый краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«Джалга моя, степная дочь России!»

Классный час краеведческой направленности "Джалга моя, степная дочь России!»»


Цель: создать условия для воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному краю, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.

Задачи:

- учить видеть и ощущать красоту родного края;

- воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою малую родину;

- формировать интерес к истории малой родины и потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли;

- развивать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

- развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Коммуникативные: развивать умения аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой и парной работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты своей деятельности, осуществлять проектную деятельность.

Познавательные: выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания;

Основные принципы работы:

1.     Принцип вариативности.

2.     Принцип сотворчества.

3.     Принцип созидательной творческой деятельности.

4.     Принцип гуманизма.

Оформление: фотовыставка

Оборудование: мультимедийная презентация « Джалга моя, степная дочь России»

Эпиграфы:

Село наше – песчинка на планете…

Но для меня дороже и милей

Нет ничего на целом белом свете,

Дороже нет села, Джалги моей!

Ожерельев В.А.


Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу и мох,

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох.

И.Л. Сельвинский

“Для России село – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

Е.М. Прокопович

«Завари листом смородины

чай и утренней душой

сам поймешь: без малой родины

нет понятия большой.

Геннадий Панов


Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Доброе утро, ребята!

Ребята, поприветствуйте гостей!

Сегодня наш классный час посвящен нашей малой родине. Большой Джалге исполнилось 150 лет!

«Джалга моя, степная дочь России!» Так звучит тема классного часа.

Джалга - такое название получило наше село с момента основания.

Моя – потому что каждый из нас может с гордостью сказать: «Здесь моя семья, мои друзья, моя улица, моя школа, мой дом, здесь прошло мое детство…»

Степная – потому что окружает нас бескрайняя степь, поля и пастбища.

Великая Степь, она дрожала от разрушительных набегов могучих скифов и сарматов. По нашей степи прошлись полчища гуннов, оставили свой след печенеги, половцы, монголо-татары. Наша Степь видела и храбрые дружины русских князей, которые вели войны с кочевниками, защищая южные границы Руси. Здесь кочевали ногайцы и калмыки. И только в XIX веке Степь, не знавшая земледелия, плуга, встретила крестьян и казаков, превративших эти земли в Житницу России.

Джалга – это Дочь России – потому что наше село – это маленькая частичка нашей необъятной страны.

Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу и мох,

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох.

Ученик:

Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По-особу небо там, кажется синим,
По-особому пахнут там вишни.

Это место, где ты появился на свет
Называют частенько провинцией.
Только края прекраснее нет –
Он всегда для нас будет единственным!

Ученик:

Милый край, навеки мне родной,
И цветенье яблонь, и сирени,
И поля лежат предо мной.

Светлые березы и осины,
Птичий щебет и вороний грай.
Из печальных деревень России
Люди шли за счастьем в этот край.

Жить на новом месте начинали,
Экономя каждый медный грош,
Хмурые деревья корчевали,

Чтобы здесь зазеленела рожь

Ученик:

Сто пятьдесят лет назад в края степные

Первопроходцы этих мест пришли.

И вскоре эти земли стали им родные,

Вторую родину и счастье здесь они нашли.

У наших предков все здесь получилось,

Желанье жить сюда их привело.

Вот так в этих степях и появилось

На Ставрополье новое село.

Ученик:

Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, - все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она…

Учитель:

Село наше – песчинка на планете…

Но для меня дороже и милей

Нет ничего на целом белом свете,

Дороже нет села, Джалги моей!

( песня «Живет село родное» в исполнении Юренко Князя )

Учитель: 150 лет назад село основали переселенцы с Украины и из Центральной России. Первые годы были самыми тяжелыми: жили в землянках, недоедали, зимой страдали от морозов, а летом от зноя и пыльных бурь. Постепенно строили дома из самана, крыли соломой или черепицей. Украинцы и русские помогали друг другу, делились всем необходимым. С собой на новое место жительства каждый принес свои обычаи и традиции, православную веру. Переселенцев из Украины шутя называли «хохлы», а русских – «москали». Вскоре в Большой Джалге заговорили на «хохлацком» языке – это смесь русского и украинского языков.

Ведущий: Молодежь в нашем селе говорит на русском языке. А кто из вас ребята знает язык ваших бабушек и дедушек, местный хохлацкий диалект? Сейчас на экране будут появляться местечковые слова. Их надо правильно прочесть, поставить ударение и объяснить.

(Игра « А у нас так говорят…»)

Учитель: Теперь вы понимаете ребята, почему мы по особенному тепло отнеслись к беженцам с Украины (помогали всем необходимым, предоставляли жилье, отправляли гуманитарную помощь), ведь у половины семей в Джалге- украинские корни.

Учитель: Долгие годы историки –краеведы Ставропольского края, Ипатовского района, жители Большой Джалги по крупицам собирали историю села. В кабинете истории хранятся книги и материалы о Большой Джалге. В конце 19 века вышел сборник Твалчрелидзе «Ставропольская губерния», где содержится описание села в первые годы возникновения. Самая полная информация содержится в книге нашего земляка Ожерельева В.А. «У Большой Джалги - Большая история». Это исторический очерк на основе рукописи М.М. Стрижко. И в каждой из этих книг звучит гордость за дела наших отцов и дедов!

А насколько хорошо вы знаете историю своего села? Помните ли о том, что было? Давайте проведем игру для знатоков истории. Для этого вы заранее разделились на 2 команды:


Команда «Патриот»

Всегда идем только вперед,

Ведь мы команда — Патриот!

Ловкие и смелые,

Все для победы сделаем!

Учитель: Почему такое название?

Команда «Истоки»

Отвага, вера, честь, победа,
Команде нашей знакомо это!
Сражаемся пристойно,
И победим достойно!

Учитель: Почему вы так назвали свою команду?

Учитель: Для того, чтобы дойти до финала, командам необходимо правильно ответить на вопросы, можно совещаться, исправлять и дополнять ответы товарищей, в крайнем случае, можно обратиться за помощью к нашим гостям.

Итак, викторина « У Большой Джалги – большая история!»

(презентация)

1.В каком году было основано село Большая Джалга? Кто был основателями села? Село было основано в 1867 году крестьянами из центрально-черноземных и левобережных украинских губерний: Воронежской, Курской, Орловской, Черниговской, Полтавской, Харьковской. Первым поселенцем принято считать зажиточного крестьянина Подорогу, имя и отчество которого неизвестно.

2.Что заставило переселенцев из других губерний переехать в Ставропольскую губернию?

После отмены крепостного права в России в 1861 году многие крестьяне страдали от малоземелья, им досталось по 2 десятины земли на душу мужского пола, а в Ставропольской губернии давали по 9-15 десятин и был большой спрос на рабочие руки.

3.Как село получило свое название?

Название село получило от протекающей здесь речки с названием Захо Джалга. Имя эта речка получила, вероятно, еще во времена набегов на эти земли тюркских племен. «Джал» в переводе с тюркского означает «солончак» и «гель» - топкое озеро, а в целом надо понимать «топкое соленое место». А почему Заха-Джалга?

4.Назовите основные занятия жителей нашего села в конце XIX- начале XX веков. Первое время частые засухи, «градобития», саранча, суровые зимы и пыльные бури («астраханец») не позволяли выращивать хороший урожай, поэтому основным занятием долго было скотоводство. Мужчины занимались извозом, чумачеством (доставка соли, рыбы и других товаров из дальних мест), а женщины- ткачеством. Были развиты пчеловодство, торговля, ремесла (гончарное, кузнечное), садоводство, огородничество.

5.Как называлась первая церковь, построенная в 1871 году на пожертвования прихожан?

Церковь назвали храмом Казанской иконы Божьей Матери. Сначала это было одноглавое деревянное здание на каменном фундаменте, а колокола размещались на простых деревянных столбах. Население росло, в 1888г. прихожане построили деревянную пятиглавую церковь с иконостасом и колокольней, а старую церковь разобрали и продали в Софиевку.

6.Ежегодно 25 марта в Большую Джалгу съезжались люди из разных мест (Калмыкия, Астрахань, Сальск, Ростов, Турции, Иран). Какова была цель их визита?

25 марта в селе ежегодно проводилась ярмарка, на которую съезжались купцы, менялы, скотопромышленники из России и соседних стран. Бывало, что в этот день продавали до 5000 голов скота(быков, коров, свиней, лошадей, овец), не считая зерна и др. товаров. Пользовались спросом лес, строительные материалы, рыба, сеялки, веялки, косилки.

7.Где находятся старейшие улицы нашего села и как они называются сейчас? Прибывшие переселенцы расселялись в первую очередь в западной стороне по руслу реки, первая улица называлась Колосива сотня – это современные ул. Московская, Советская и Красноармейская, Ищенкивская сотня – это улицы Мичурина, Садовая. А сколько всего улиц и переулков в селе?

8.Какова была численность населения Большой Джалги в начале XX века? Сколько человек сейчас проживает в нашем селе? Национальный состав?По официальным документам численность населения доходила до 12797человек по переписи 1909 года, по неофициальным (количество дворов, уплаченных податей – 18000 человек. На конец 2017 года – 3057 человек. Национальный состав – более 20 национальностей, преобладают русские, цыгане, даргинцы, табасаранцы, агульцы, лакцы, есть чеченцы, украинцы, марийцы, казахи, азербайджанцы и т.д.

9.Когда традиционно празднуют День села в Большой Джалге? Почему именно в этот день?

4 ноября – это престольный день в нашей церкви, отмечают праздник Казанской иконы Божьей матери. Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особо чтимое событие. Казанская икона Божьей Матери – покровительница всей земли Русской и Большой Джалги в том числе.

10.В 1906 году во время Первой русской революции в Государственную думу был избран депутатом волостной писарь из Большой Джалги. В дальнейшем он стал лидером эсеровской партии на Ставрополье, редактором газеты «Трудовая Россия» в Петербурге, принимал участие в Кронштадском восстании, был арестован, осужден на поселение в Сибирь. Бежал во Францию, учился в Сорбонне. О ком речь и какова дальнейшая судьба этого человека?

Федор Михайлович Онипко

Возвратился в Россию во время Февральской революции, участвовал в покушении на Ленина, Троцкого. Погиб во время сталинских репрессий.

11.Участник Первой мировой войны, большевик, во время Гражданской войны создал отряд для борьбы с белыми. Боевое крещение принял в бою с белыми у села Большая Джалга. Погиб 25 декабря 1918 года в бою под селом Винодельным. В память о нем село Винодельное было переименовано. О ком речь?

Петр Максимович Ипатов

12.После Октябрьской революции 1917 года возглавил Советскую власть в нашем селе, стал Председателем СНК, собирал добровольцев в Красную Армию во время Гражданской войны, сам вступил в отряд П.М. Ипатова. В 1937 году был арестован и осужден, как враг народа на 5 лет, с лишением избирательных прав на три года. Будучи в лагерях трижды подавал заявление на фронт, но получал отказ. После освобождения в 1942 году поселился в Кировской области. О ком речь?

Степан Иванович Сергеев, в 1949 году переехал в село Ипатово, где начал работать учителем в средней школе №6, а с 1953 года работал библиотекарем. Прожил 90 лет.

13.Сколько колхозов было образовано на территории села? Как назывался первый колхоз, образованный в 1929 году?

«Завет Ильича», в голодные 30-е гг. переселился в полном составе в Краснодарский край, станицу Новотитаровка.

На территории нашего села было создано много колхозов:

« Вторая пятилетка»,

колхоз им. Шверника,

колхоз им. Кагановича,

« Завет Ильича»,

колхоз им. XVII партсъезда,

им. Ворошилова,

им. Чумакова,

им. Кагановича

колхоз имени Покиды

14.В 1957 году все хозяйства в селе объединились в один колхоз, специализирующийся на производстве зерна и выращивании овец.

Сегодня он называется…

Сельскохозяйственный производственный кооператив племзавод «Вторая пятилетка»

15.Во время Великой Отечественной войны на территории Ипатовского района действовал партизанский отряд, как назывался отряд и кто из наших земляков входил в состав отряда?

«Петр», в честь героя Гражданской войны П.М. Ипатова, на фотографии Нина Карповна Мараховская

16.Одна из улиц нашего села названа в честь юного героя Великой Отечественной войны, пионера-партизана, нашего земляка, погибшего в бою с фашистами под с. Левокумское. Имя героя носит улица и пять школ Ставропольского края. Назовите имя героя или название улицы.

Улица Вани Ускова в Большой Джалге, имя героя-партизана носит школа№7 Ставрополя, ООШ №3с. Большая Джалга, СШ№1 в с Левокумском, сш№1 с .Донское, сш в с. Владимировка.

17.19 января в нашем селе отмечают два праздника…

Крещение и освобождение села от немецко-фашистских оккупантов

18.Во время Великой Отечественной войны в нашем селе было построено здание (сооружение), ставшее впоследствии одним из символов нашего села. Не все знают, что оно спасло джалгинцев во время войны. Это памятник мужеству, трудолюбию, сплоченности наших земляков в годы войны.

Война сплотила людей, и это единение в труде, отдыхе, общении друг с другом помогало выживать. Примером такого единения стало строительство в селе в годы войны ветряной мельницы, которая многим джалгинцам спасла жизнь, и не случайно ее всегда лаково называли "наша кормилица". Паровая мельница не работала, не было солярки, зерно мололи дома вручную, из последних сил, после тяжелого трудового дня. Первый камень в фундамент был заложен в марте 1943 года. Душой этой стройки стал Яков Васильевич Катеров. Он сам составил чертеж, сделал необходимые расчеты, отобрал способных строителей. Из воспоминаний старожилов мы узнали, что Яков Васильевич был из мастеровых людей. Талантливыми строителями были его дед ,отец и дядя. Всего две зимы он ходил учиться грамоте к единственному на селе деду, умевшему читать и писать. Зато ему не было равных по природной сообразительности, находчивости. Любая работа была ему по плечу. Он был и плотником, и столяром, и жестянщиком. В феврале 1944 года строительство мельницы было закончено. После завершения строительства главный "архитектор " Яков остался трудиться мельником. Долгие годы служила «кормилица» людям.

19.На территории нашего села находится одно из самых успешных хозяйств Ипатовского района - СПК ПЗ « 2-я пятилетка». В 2013 году здесь была выведена новая порода овец. Назовите эту породу.

Джалгинский меринос и российский меринос


Учитель: Большой путь прошла Большая Джалга за 150 лет, она жила одной жизнью со всей Россией. Участвовали в войнах, революциях, переживала голод. Жители села умели не только добросовестно трудиться, но умели радоваться и веселиться.


В первые годы существования Большой Джалги никаких культурных учреждений в селе не было. Большим праздником для села была ярмарка. На ярмарочной площади играли музыканты, продавались сладости, молодежь устанавливала качели, по селу водили хороводы. Иногда на ярмарку приезжал даже цирк. Проходили кулачные бои. Но любимым занятием селян было пение.

На рассвете тропинкою узкой

Выхожу я в родные поля –

Слушать песню веселую ль, грустную,

Что сложила родная земля.

Пели песни во время работы и на отдыхе, во время гуляний и свадеб. Пели песни русские и украинские, а потом советские. Во время советских демонстраций, митингов звучали торжественные, патриотические песни. А в школах и садиках – детские, озорные.

Наше следующее задание называется «Угадай мелодию». Эти песни вы слышите с детства, Когда зазвучит мелодия, команды по очереди будут пытаться угадать известную песню или мелодию. Желательно не только угадать название песни, а еще и спеть пару строчек. Если команды готовы - начинаем!

(презентация)

Ведущий: Ни один праздник не обходился без танцев. Попросим команды показать нам , как выглядели танцы, лет 100 назад… Да так, чтобы там была и «Барыня», и «Хоровод» и «Гопак».

Как танцевать – подскажет тело,
Когда присесть, взмахнуть рукой.
Начнешь движения не смело,
Потом заметишь за собой
Непринужденность, наслаждение,
Желанье двигаться, кружится,
Эмоций взлет и настроение –
Не сможешь в это не влюбиться!

(русский народный танец 8б класс)

Учитель: Когда люди испытывают чувство гордости за свое село, за свою родину, когда они чувствуют единство, солидарность – они создают символы. Герб и флаг –это не просто красивые картинки, они подчеркивают принадлежность человека к какой-то группе, обществу, могут рассказать о природе, истории села, человеческих качествах жителей, традициях, обычаях.

Есть свой Флаг и Герб у России, у Ставрополья, у Ипатовского района и г. Ипатово. Обидно, что своих символов нет у Джалги. Давайте их создадим! Каждая команда заранее получила задание – подготовить проект (эскиз) Герба и флага Большой Джалги. Условий было всего два: соблюдать правила геральдики и вексиллологии, флаг всегда должен соответствовать гербу.


Итак, проекты Герба и Флага Большой Джалги


Ученик: Герб Большой Джалги состоит из центрального щита и обрамления

На щите – главные символы села. Барашек символизирует развитое животноводство, а также богатство нашей земли. Колосья пшеницы – богатые урожаи. Мельница напоминает о богатой истории села, с момента его возникновения и до наших дней.

Обрамляют щит колосья, связанные в единый сноп, они выражают стремление жителей села к единству и процветанию. Российский триколор подчеркивает, что все мы – граждане России.

Венчает герб развевающийся красный флаг с датой возникновения села, это означает, что мы всегда будем помнить наших земляков, кровью и потом прославлявших свою малую Родину.


Ученик: Флаг Большой Джалги представляет собой прямоугольное полотнище красно-зеленого цвета, рассеченное по диагонали голубой лентой.

Голубой цвет – символизирует мудрость и верность, а также речку Большая Джалга, которая дала название селу и географически делит село на две части.

Зеленый – символизирует бескрайние поля, пастбища и нашу надежду на возрождение села.

Желтый (золотые колосья) – Веру в Бога, славу, выносливость жителей села, ведь главная профессия в селе – хлебороб.

Белый (серебро) – чистоту наших помыслов и основное занятие – овцеводство.

Красный – героизм, мужество, упорство жителей села, трудовые и военные подвиги.

А мельница-символ нашего села.

Учитель: Да, богата наша земля, щедро одарила ее природа: полями и пастбищами, прудами и речкой с солеными ключами. Но главное богатство нашего села – это люди, прославившие свою малую родину: хлеборобы и чабаны, учителя и врачи, военные, работники культуры и сферы услуг… Джалгинская земля, без преувеличения, стала степной колыбелью героев, ведь она вскормила и поставила на ноги людей, чей труд и воинские подвиги уже вошли в историю! Нет возможности сегодня рассказать хотя бы вкратце о всех героях-джалгинцах: погибших на фронтах и вернувшихся живыми, работающих здесь и уехавших из села. Все они наши земляки! Когда-то в Джалге была Аллея Славы с портретами земляков, прославивших село. Давайте попробуем ее возродить. Сегодня каждый из вас принес портрет человека, которого вы и ваша семья считаете настоящей патриотом родной земли, примером для будущих поколений. Мы создадим свою Аллею Славы.


1.Гайворон Никифор Никифорович, прошел войну, трижды был ранен, после войны - старший табунщик в Джалге, первым в Ипатовском районе получил звание Героя Социалистического труда. В 1948 году вырастил 101 жеребенка, сохранив колхозу поголовье лошадей.

2Тракторист СПК Вторая пятилетка» Николай Митрофанович Долгоброд - единственный в России механизатор, проработавший 50 лет на дизельном гусеничном тракторе. Общий трудовой стаж Николая Митрофановича  составляет 58 лет. За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу 22 декабря 2014 года Президент РФ Владимир Путин вручил в Кремле заслуженную награду орден Почёта. В 2017 году Николай Митрофанович ушел на заслуженный отдых.

3.Позвольте замолвить слово о руководителе… Сердюков Игорь Геннадиевич, председатель СПК «2-я пятилетка», доцент кафедры общей биологии, Почетный профессор Ставропольского Государственного аграрного университета, кандидат с\х наук, депутат Думы Ипатовского городского округа, Большой друг и спонсор нашей школы, да и всего села. Без участия Игоря Геннадиевича не обходится ни одно мероприятие в селе, будь то ремонт садика или школы, строительство церкви. Благодаря Игорю Геннадиевичу были выведены новые породы овец – джалгинский меринос и российский меринос и о Джалге узнали не только в России, но и в Австралии.

4. В 2002 году вышла книга «У Большой Джалги - Большая История». Это исторический очерк о селе, о боевых и трудовых подвигах джалгинцев. В книге содержатся документы, газетные статьи, архивные материалы, воспоминания очевидцев. Автор книги- Ожерельев Василий Андреевич, наш земляк, более 40 лет проработал в нашей школе учителем истории, русского языка и литературы.

5.Быченко Сергей Петрович, участник ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС.

6.Мукаилов Раджаб Керимович, воевал в Крыму: в Севастополе и Семфирополе, вернулся домой в 1945. Награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу»

7. Ковалев Алексей Емельянович, воевал, пропал без вести в 1943 году под Севастополем.

8.Гончаров Петр Иванович, воевал, погиб в Крыму 22 ноября 1943 года.

9.Погорелов Степан Терентьевич, воевал, был разведчиком, затем командиром орудия. После победы над Германией воевал с Японией. Награжден тремя Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

10.Архипенко Георгий Григорьевич, Полный кавалер ордена Славы, в нашей стране их всего 2671 человек — в советское время они приравнивались в правах к лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза. Вручался орден Славы только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались. Получить боевой орден Славы — особая честь для солдата. А наш Архипенко был трижды герой — заслужил три таких ордена за мужество и отвагу.

11. Минко Василий Никитович, воевал, в 1944 году попал в окружение, был в плену, бежал, был ранен, долгое время лечился в госпитале. В 1945 году вернулся домой, а через 10 дней был призван на строительство грузинской дороги. Добросовестно работал в колхозе.

12. Учительница начальных классов Нина Карповна Мараховская.       Жизнерадостная и задорная, чуткая и отзывчивая, Нина Карповна пользовалась любовью и уважением не только детей, но и всех жителей села Большая Джалга. И потому уже в начале войны именно она возглавила сельский Совет большого степного села. А в конце июля 1942 года, передав на попечение свекрови двоих малолетних детей – Женю и Лиду, добровольно ушла в партизанский отряд "Петр". Там она стала разведчицей. Много раз выходила на задания. Но в декабре 1942 года, в результате незначительного просчета, группа разведчиков, в которую входила   Нина Карповна, была схвачена эсэсовцами на окраине села Летняя Ставка. Всю   ночь   гитлеровцы   истязали   разведчиков.   Жестоко  избивали.   Выводили обнаженных на мороз. Обливали ледяной водой. Ничего не добившись, утром расстреляли.

13.Иван Лаврентьевич Акимов, в 1941 году ушел на фронт, воевал в 4-м казачьем Кубанском кавалерийском корпусе, обеспечивал радиосвязь.Воевал храбро, о чем свидетельствуют многочисленные награды и благодарности. Был направлен своим полком на Парад Победы в Москву в июне 45-го. Наш земляк единственный из всего района был удостоен такой чести.

14. Долгополов Виталий Анатольевич, воин-интернационалист, служил в Афганистане. Он вырастил не одно поколение детей, поющих, играющих на музыкальных инструментах. Пишет стихи. Под руководством Виталия Анатольевича в Доме Культуры был создан ВИА, в котором я играю на гитаре и пою.

15. На сегодняшний день в Джалге проживают два ветерана Великой Отечественной войны. Ковган Сергей Игнатьевич, последний военный призыв, воевал с 1944 года: освобождал Чехословакию, Польшу, Германию. Награжден орденом Славы, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина».

16. И Соломка Василий Семенович, призван на фронт в 1943 году, освобождал города Бобруйск, Кенигсберг, Варшаву. Награжден медалями «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

17.Бурим Василий Кузьмич, воевал с 1943 года, был связистом, был награжден орденом Красной Звезды. После войны работал в колхозе, за добросовестный труд награжден Орденом «Знак Почета», Орденом Октябрьской революции».

Учитель: А Настя сегодня пришла без портрета и фотографий, они ей не нужны. Почему, Настя?

18. Я хочу рассказать о целом коллективе замечательных людей, это ансамбль «Золотая осень», который любят не только в Джалге. О нем знают в Ипатовском районе и в Ставропольском крае. В этом ансамбле пели мои бабушка Громак Светлана Дмитриевна и дед , Громак Иван Николаевич.

Учитель: Мы приглашаем на Аллею Славы ансамбль «Золотая осень», он был образован в 2005 году Кучеренко Алексеем Егоровичем. В апреле 2008 года ему присвоено звание НАРОДНЫЙ. Коллектив постоянно участвует в сельских, районных, краевых мероприятиях. Он снискал любовь зрителей душевным исполнением русских, украинских песен, песен военных лет. Сегодня в исполнении ансамбля прозвучит песня о Большой Джалге, ставшая для нас Гимном малой родины. Слова А. Маленковича, музыка А.Е.Кучеренко «Песня о Большой Джалге».

Учитель: Ребята, у каждого из вас своя дорога в жизни. Но пусть в вашем сердце живет любовь к родному краю, к отчему дому, к своей малой родине. И если каждый человек пронесет эту любовь на протяжении своей жизни, насколько богаче, прекраснее станет наша страна. Мы с вами граждане великой страны и должны об этом помнить всегда.

Спасибо ансамблю, Вы можете присесть, а ребята хотят обратиться к гостям с ответным словом.

Ученик:

Где человек родился – там сгодился. 
Толкует так об этом наш народ. 
Там где ты рос, учился и трудился, 
Где был, и будет продолжаться род. 
Там где приветливей и ярче светит солнце, 
Где самый ласковый и теплый в мире дождь- 
Все это – малой Родиной зовется, 
Той, без которой ты не проживешь.


Берегите Родину родную.

Пусть то будет город иль село,

В трудную минуту роковую

Здесь найдёшь и ласку, и тепло.

Любоваться Родиной умейте!

Каждый выросший на ней росток

Бережно храните и лелейте:

Из ростка получится цветок.

Зацветёт земля тогда родная,

Будет преданно детьми горда,

Вам во сто раз больше отдавая

И любви, и хлеба, и тепла!

Ученик:

Пускай сады у всех цветут,

И фрукты-овощи взойдут,

Плоды пусть дарит нам земля,

И колосятся пусть поля!

Пускай в домах царит уют,

А дома близкие вас ждут!

Пусть процветает край родной,

И будет мир в нем и покой!


Учитель: Мы не можем отпустить гостей без угощения! Переселенцы из Курской и Воронежской губерний принесли в наше село интересный обычай: в начале марта всей семьей пекли жаворонков – весенних птичек, чтобы ускорить приход тепла, весны! С 1 по 9 марта (по старому стилю) угощали гостей, соседей, детишек. В это время обычно Пост, веселиться нельзя, а этот обычай приносил радость, особенно детворе.

А народы Северного Кавказа подарили нам новое блюдо – лепешки «чуду» с мясом, с сыром, с зеленью, с тыквой, которые пекутся очень быстро, когда гость уже на пороге! Приятного аппетита!

Учитель: – Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем ребятам и нашим гостям. До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!