8 класс
Биология
Тема: Дыхательная система.
Цель: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.
Образовательные: ознакомиться с характерными чертами строения органов дыхания; определить взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями.
Развивающие: продолжить воспитание основ гигиены; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и делать заключения.
Воспитательные: развивать бережное отношение к собственному организму, к собственному здо-ровью.
Ход работы
Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания:
Самостоятельно вставьте пропущенные термины в текст.(Задание на карточках)
Кровь в организме человека движется непрерывным потоком по ______ кругам кровообращения – ______ и ______. Двигаясь по_________ кругу кровообращения, кровь насыщается_________ и освобождается от углекислого газа. В большом же круге кровообращения кровь разносит ко всем органам кислород и_________ и забирает от них углекислый газ и продукты выделения. Непосредственно движение крови происходит по сосудам: __________, __________, венам. Сосуды, несущие кровь от сердца к органам, называются___________, а от органов к сердцу —__________.
Актуализация знаний:
Запись на доске: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.
Слово учителя: С давних времен дыхание считали основой жизни. Люди замечали, что человек без воздуха долго прожить не может. В античные времена они даже не догадывались, что человеку, закрытому в герметично замкнутом пространстве, необходимо 2м³ в час. А что же будет происходить с организмом без воздуха? Давайте попробуем узнать.
Проведем с вами небольшой опыт. Следуйте моим инструкциям.
Попрошу наш дружный класс
Опыт выполнить сейчас.
Сделать вдох, не выдыхать!
Нос закрыть и губы сжать.
Полминутки подождать…
Всё! Уже можно дышать!
И прислушавшись немножко
Нам о чувствах рассказать!
Расскажите, что же вы почувствовали?
Ответы детей.
Изучение нового материала.
Что представляет собой дыхание?(ответы детей)
Запись в тетрадь под диктовку учителя: Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Сегодня я предлагаю вам совершить необыкновенное путешествие. Как вы думаете, что нового мы узнаем в этом путешествии? (ответы детей: строение и функции дыхательной системы)
Учитель: Правильно, а еще виртуально пройдем весь путь, который преодолевает воздух во время дыхания. Закройте глаза и представьте себя маленькой пылинкой. Слушайте внимательно стихотворение.
О дыхательной системе
Расскажу я вам в поэме,
Ведь дыхания процесс
Вызывает интерес.
Наша полость носовая,
Свежий кислород вдыхая,
Вмиг очистит воздух тот,
Весь в гортань его ведёт.
Там наш воздух увлажнится
И в трахею он помчится.
Разделившись пополам,
Мягко, словно по волнам,
Воздух пробежит по бронхам
И очутится он в лёгком.
Альвеолы наполняет,
Кислород в кровь попадает,
К тканям кровь его несёт,
СО2 назад вернёт.
- Кто запомнил путь воздуха во время дыхания? Расскажите этот путь. (ответ детей).
Музыкальная физминутка.
- Давайте познакомимся с органами дыхания поближе. Откройте учебники на странице 90 (Работа с учебником и с рисунком на доске, объяснение). (Дети друг за другом читают текст, учитель все объясняет и показывает по рисунку)
Носовая полость – это полость, которая является началом дыхательного пути человека. Она представляет собой воздушный канал, который спереди сообщается с внешней средой (через отверстия носа), а сзади – с носоглоткой. В полости носа находятся органы обоняния, а основные функции состоят в очищении от посторонних частиц, согревании и увлажнении поступающего воздуха.
Далее ходы открываются двумя носоглоточными отверстиями (хоанами) в глотку, расположенную позади носовой и ротовой полости. Нижняя часть глотки переходит в две трубки: дыхательную (спереди) и пищевод (сзади). Таким образом, глотка является общим отделом для пищеварительной и дыхательной системы.
Гортань — участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков. Защищает нижние дыхательные пути от попадания инородных частиц.
Трахея — хрящевая полая трубка, расположенная ниже гортани, являющаяся начальным отделом нижних дыхательных путей.
Бронхи — орган, обеспечивающий проведение воздуха от трахеи до легочной ткани и обратно и очищение его от посторонних частиц.
Альвео́ла — концевая часть дыхательного аппарата в форме пузырька, открывающегося в просвет респираторных бронхиол, составляющих респираторные отделы в лёгком. Альвеолы участвуют в акте дыхания, осуществляя газообмен с лёгочными капиллярами. В одном легком около 300.000.000 альвеол.
Процесс дыхания состоит
из 4-х этапов:
обмен газов между воздушной средой и легкими;
обмен газов между легкими и кровью;
транспорт газов кровью;
газообмен в тканях.
Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное
выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной
системами существует глубокая взаимосвязь.
5. Закрепление изученного материала.
Тест “Дыхательная система”
1. В каком органе дыхания воздух согревается?
А) гортань;
Б) носовая полость;
В) трахея.
2. В каком части дыхательной системы находятся голосовые связки?
А) носовая полость;
Б) трахея;
В) гортань.
3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) гортань;
Б) носовая полость;
В) трахея.
4. Как влияет крик на голосовые связки?
А) улучшает;
Б) никак не влияет;
В) ухудшает.
5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) лёгочная артерия;
Б) бронхи;
В) лёгкие;
Г) трахея.
6. Домашнее задание: §20 стр. 90-93 читать, ответить на вопросы.
7. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? В тетради за полями поставьте себе оценку за работу на уроке. Всем спасибо за работу на уроке.