СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхательная система

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дыхательная система»

8 класс

Биология

Тема: Дыхательная система.

Цель: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.

Образовательные:  ознакомиться с характерными чертами строения органов дыхания; определить взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями.
Развивающие:  продолжить воспитание основ гигиены; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и делать заключения.
Воспитательные: развивать бережное отношение к собственному организму, к собственному здо-ровью.

Ход работы

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания:

Самостоятельно вставьте пропущенные термины в текст.(Задание на карточках)

Кровь в организме человека движется непрерывным потоком по ______ кругам кровообращения – ______ и ______. Двигаясь по_________ кругу кровообращения, кровь насыщается_________ и освобождается от углекислого газа. В большом же круге кровообращения кровь разносит ко всем органам кислород и_________ и забирает от них углекислый газ и продукты выделения. Непосредственно движение крови происходит по сосудам: __________, __________, венам. Сосуды, несущие кровь от сердца к органам, называются___________, а от органов к сердцу —__________. 


  1. Актуализация знаний:

Запись на доске: “Пока дышу, надеюсь”

(Dum spiro, spero)

Овидий – римский поэт.


Слово учителя: С давних времен дыхание считали основой жизни. Люди замечали, что человек без воздуха долго прожить не может. В античные времена они даже не догадывались, что человеку, закрытому в герметично замкнутом пространстве, необходимо 2м³ в час. А что же будет происходить с организмом без воздуха? Давайте попробуем узнать.


Проведем с вами небольшой опыт. Следуйте моим инструкциям.

Попрошу наш дружный класс

Опыт выполнить сейчас.

Сделать вдох, не выдыхать! 

Нос закрыть и губы сжать.

Полминутки подождать…

Всё! Уже можно дышать! 

И прислушавшись немножко

Нам о чувствах рассказать!


Расскажите, что же вы почувствовали?

Ответы детей.


  1. Изучение нового материала.

Что представляет собой дыхание?(ответы детей)

Запись в тетрадь под диктовку учителя: Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Сегодня я предлагаю вам совершить необыкновенное путешествие. Как вы думаете, что нового мы узнаем в этом путешествии? (ответы детей: строение и функции дыхательной системы)

Учитель: Правильно, а еще виртуально пройдем весь путь, который преодолевает воздух во время дыхания. Закройте глаза и представьте себя маленькой пылинкой. Слушайте внимательно стихотворение.

О дыхательной системе

Расскажу я вам в поэме,

Ведь дыхания процесс

Вызывает интерес.

Наша полость носовая,

Свежий кислород вдыхая,

Вмиг очистит воздух тот,

Весь в гортань его ведёт.

Там наш воздух увлажнится

И в трахею он помчится.

Разделившись пополам, 

Мягко, словно по волнам,

Воздух пробежит по бронхам 

И очутится он в лёгком.

Альвеолы наполняет,

Кислород в кровь попадает,

К тканям кровь его несёт,

СО2 назад вернёт. 

- Кто запомнил путь воздуха во время дыхания? Расскажите этот путь. (ответ детей).


Музыкальная физминутка.


- Давайте познакомимся с органами дыхания поближе. Откройте учебники на странице 90 (Работа с учебником и с рисунком на доске, объяснение). (Дети друг за другом читают текст, учитель все объясняет и показывает по рисунку)

Носовая полость – это полость, которая является началом дыхательного пути человека. Она представляет собой воздушный канал, который спереди сообщается с внешней средой (через отверстия носа), а сзади – с носоглоткой. В полости носа находятся органы обоняния, а основные функции состоят в очищении от посторонних частиц, согревании и увлажнении поступающего воздуха.

Далее ходы открываются двумя носоглоточными отверстиями (хоанами) в глотку, расположенную позади носовой и ротовой полости. Нижняя часть глотки переходит в две трубки: дыхательную (спереди) и пищевод (сзади). Таким образом, глотка является общим отделом для пищеварительной и дыхательной системы.

Гортань — участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков. Защищает нижние дыхательные пути от попадания инородных частиц.

Трахея — хрящевая полая трубка, расположенная ниже гортани, являющаяся начальным отделом нижних дыхательных путей.

Бронхи — орган, обеспечивающий проведение воздуха от трахеи до легочной ткани и обратно и очищение его от посторонних частиц.

Альвео́ла — концевая часть дыхательного аппарата в форме пузырька, открывающегося в просвет респираторных бронхиол, составляющих респираторные отделы в лёгком. Альвеолы участвуют в акте дыхания, осуществляя газообмен с лёгочными капиллярами. В одном легком около 300.000.000 альвеол.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:


  • обмен газов между воздушной средой и легкими;

  • обмен газов между легкими и кровью;

  • транспорт газов кровью;

  • газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное

выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной

системами существует глубокая взаимосвязь.


5. Закрепление изученного материала.

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух согревается?

А) гортань;
Б) носовая полость;
В) трахея.

2. В каком части дыхательной системы находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) трахея;
В) гортань.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) гортань;
Б) носовая полость;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) улучшает;
Б) никак не влияет;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгочная артерия;
Б) бронхи;
В) лёгкие;
Г) трахея.

6. Домашнее задание: §20 стр. 90-93 читать, ответить на вопросы.

7. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? В тетради за полями поставьте себе оценку за работу на уроке. Всем спасибо за работу на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!