СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхание позвоночных животных и человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дыхание позвоночных животных и человека

Просмотр содержимого документа
«Дыхание позвоночных животных и человека»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика


Место работы


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

57

Тема урока

Дыхание позвоночных животных и человека

Уровень изучения

углубленный

Тип урока

☐ комбинированный


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 развитие навыков индуктивного и дедуктивного мышления на основе эмпирических материалов;

выработка аналитического мышления на основе селекции причинно-следственных связей наблюдаемых в теме урока;

выработка понимания собственной ответственности за получение новых знаний для дальнейшего самосовершенствования;

усвоение экологических, экоэтических и биоэтических правил здоровьесбережения для выработки психологического комфорта и понимания собственной успешности;

формирование ценности сохранения окружающей среды, через эмпатическое понимание жизнедеятельности животных;

формирование экологического мышления.


Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология» включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.



Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 10 классе должны отражать:

 знание основных понятий и определений ( типы дыхания, дыхание, органы дыхания;

знание и понимание корреляции (зависимости строения органов дыхания животного от их усложнения);

понимание взаимосвязи кровеносной и дыхательной систем для жизнедеятельности организма;

-использования полученных знаний для систематизации и популяризации их среди учащихся;

умение осуществлять алгоритмы саморегуляции в нестандартных условиях;


Ключевые слова

Организм тип дыхания у человека

Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Инструкция по выполнению практической работы", "Обучающие видеоролики", "Самостоятельная работа", "Тест в формате ГИА".


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Здравствуйте, ребята! Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем живой организм.

? Вспомним, каковы отличительные признаки живых организмов?

О. питание, дыхание, размножение, рост и развитие, обмен веществ и.т.д.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Одно из важных свойств живых организмов – это дыхание. Почему? Попробуем в этом разобраться. Задержите дыхание на 20-30 секунд (обучающиеся по команде учителя задерживают дыхание). Каковы ощущения?

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

? А зачем всем живым организмам для  дыхания нужен именно кислород?

. Что такое дыхание? Каково его значение для организма? 2. С помощью каких органов дышат растения? 3. Как осуществляется дыхание у одноклеточных животных?

О. Кислород, которым мы дышим, используется для протекания важных химических реакций, в результате которых освобождается энергия. Эта энергия используется для осуществления важных процессов жизнедеятельности.

 


Этап 1.3. Целеполагание

Ты узнаешь как дышать разные организмы

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

У позвоночных животных, в том числе и у человека, дыхание осуществляется через органы дыхания (рис. 102), а газы переносит кровь. Органами дыхания водных позвоночных животных, например, рыб, служат жабры, пронизанные густой сетью кровеносных сосудов. Легочное дыхание характерно для большинства наземных позвоночных животных. Легкие представляют собой тонкостенные полые мешки, стенки которых оплетены густой сетью кровеносных сосудов. Наиболее простое строение имеют легкие у земноводных, так как наряду с легочным дыханием, у этих животных осуществляется и кожное.

Наибольшего совершенства органы дыхания достигли у млекопитающих, в том числе и у человека (рис. 103). Площадь дыхательной поверхности легких, например, у человека, в десятки раз превосходит площадь тела (до 100 м2). Легкие состоят из альвеол - легочных пузырьков, оплетенных густой сетью капилляров. Через стенки альвеол и капилляров происходит газообмен, т.е. внешнее дыхание.

Рис. 103. Органы дыхания человека: 1 - носовая полость; 2 - носоглотка; 3 — гортань; 4 — трахея; 5 — бронхи; 6 — легкие

Рис. 104. Дыхательные движения человека

Вентиляция легких осуществляется за счет дыхательных движений - вдоха и выдоха. Например, у человека вдох происходит благодаря сокращению межреберных мышц и опусканию диафрагмы, в результате чего объем грудной полости увеличивается, и в легких создается пониженное давление (рис. 104). Разница между атмосферным и внутрилегочным давлениями приводит к всасыванию воздуха по дыхательным путям (носовая полость, глотка, трахея, бронхи) в легкие. Выдох происходит в значительной степени пассивно. Ребра под действием собственной тяжести опускаются, диафрагма возвращается в исходное положение, объем грудной полости уменьшается, и воздух выдавливается из легких.

Транспорт веществ. Транспорт веществ в организме обеспечивает доставку необходимых соединений к тканям и клеткам, их всасывание, а также удаление продуктов метаболизма. У одноклеточных организмов транспорт осуществляется через плазматическую мембрану, благодаря диффузии и движению цитоплазмы. У многоклеточных организмов клетки удалены друг от друга. Поэтому в их телах имеются специальные транспортные системы, обеспечивающие перенос нужных веществ на значительное расстояние.

Транспорт веществ у растений. Передвижение воды, минеральных и органических веществ у высших растений осуществляется по проводящим тканям, образующим проводящую систему.

Транспорт воды и минеральных веществ в растении происходит по сосудам древесины восходящим током от корня в стебель, а оттуда - во все другие органы (рис. 105). Водные растворы минеральных веществ транспортируются в растении благодаря корневому давлению и листьям, которые испаряют воду и присасывают новые порции воды из сосудов.

Транспорт растворов органических веществ идет по ситовидным трубкам луба нисходящим током. Основную массу переносимых по ситовидным трубкам веществ составляют растворимые сахара. Летом транспорт идет преимущественно вниз, от листьев к корням и запасающим органам растения. Весной растворы двигаются в обратном направлении - вверх к развертывающимся почкам и растущим побегам.

Транспорт веществ у животных.

У большинства многоклеточных животных транспорт веществ обеспечивает кровеносная система. Главная ее функция состоит в переносе питательных веществ и газов из одной части организма в другую, осуществляемом при кровообращении - непрерывной циркуляции крови. Кровеносная система может быть двух типов: замкнутая и незамкнутая. При замкнутой кровеносной системе кровь циркулирует по кровеносным сосудам благодаря сокращениям сердца.

Из сердца кровь затем разносится ко всем органам, которым она отдает кислород и питательные вещества. От органов кровь собирает углекислый газ и другие конечные продукты обмена веществ, поступающие в легкие и почки. В трехкамерном сердце земноводных в левом предсердии кровь по составу артериальная, а в правом предсердии - венозная. В желудочке сердца земноводных кровь становится смешанной. За счет неполной перегородки в желудочке трехкамерного сердца пресмыкающихся кровь у них становится частично несмешанной. У птиц и млекопитающих благодаря четырехкамерному сердцу, кровь полностью разделена на артериальную и венозную, что обеспечивает высокий уровень обмена веществ в организме.

Дыхание (газообмен): диффузное, кожное; органы дыхания: жабры, трахеи, легкие, воздушные мешки, альвеолы; проводящая система, транспорт веществ; кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды; кровообращение: большой и малый круги кровообращения.

14. В каком направлении шло усложнение строения органов дыхания у позвоночных животных? 5. Какое значение для организма имеет транспорт неорганических и органических веществ?

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Какие типы кровеносной системы животных вам известны? В чем их различие?


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 В связи с чем у многоклеточных животных развивается специальная транспортная система - кровеносная? 9. Какие типы кровеносной системы животных вам известны? В чем их различие?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)


Тест в формате ГИА


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

В каком направлении шло усложнение строения органов дыхания у позвоночных животных?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Как. В связи с чем у многоклеточных животных развивается специальная транспортная система - кровеносная происходит передвижение веществ у одноклеточных организмов?


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия


"Синквейн".

Этап 5.2. Домашнее задание



Параграф 35 из электронного учебника











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!