СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхание организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дыхание организмов

Просмотр содержимого документа
«Дыхание организмов»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика


Место работы


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

56

Тема урока

Дыхание организмов

Уровень изучения

углубленный

Тип урока

☐ комбинированный


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 развитие навыков индуктивного и дедуктивного мышления на основе эмпирических материалов;

выработка аналитического мышления на основе селекции причинно-следственных связей наблюдаемых в теме урока;

выработка понимания собственной ответственности за получение новых знаний для дальнейшего самосовершенствования;

усвоение экологических, экоэтических и биоэтических правил здоровьесбережения для выработки психологического комфорта и понимания собственной успешности;

формирование ценности сохранения окружающей среды, через эмпатическое понимание жизнедеятельности животных;

формирование экологического мышления.


Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология» включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.



Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 10 классе должны отражать:

 знание основных понятий и определений ( типы дыхания, дыхание, органы дыхания;

знание и понимание корреляции (зависимости строения органов дыхания животного от их усложнения);

понимание взаимосвязи кровеносной и дыхательной систем для жизнедеятельности организма;

-использования полученных знаний для систематизации и популяризации их среди учащихся;

умение осуществлять алгоритмы саморегуляции в нестандартных условиях;


Ключевые слова

Организм тип дыхания

Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Инструкция по выполнению практической работы", "Обучающие видеоролики", "Самостоятельная работа", "Тест в формате ГИА".


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Здравствуйте, ребята! Начнем урок с активации деятельности полушарий головного мозга. (2 мин)

ВНИМАНИЕ!

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ:

1. Встали возле парты. Ноги на ширине плеч.

2. Дыхание спокойное через нос, пробуем (повторяют за учителем).

3. Подняли руки над головой, ладошки вместе, соприкоснулись пальчики,

подержали их вместе, потерли друг об друга, (повторяют за учителем) почувствовали тепло.

4. Вращательными движениями в противоположные стороны потереть ладошку о ладошку, почувствовали тепло (повторяют за учителем).

5. Похлопали в ладошки над головой, подпрыгнули (два хлопка один прыжок)

и так 5 раз.

6. Руки опустили, похлопали друг другу, радостные, бодрые сели за парты

Итак, всем весело? Хорошо и приятно? Я думаю, что для вашего здоровья эти упражнения очень полезны, поделитесь своими впечатлениями, ученики высказываются кратко (учитель предупреждает об этом).

Конечно, вы с нетерпением ждете темы урока! Приступим! (улыбаясь, поддерживая учащихся мимикой и жестами)


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Игра «Попробуй подышать». Обучающиеся по примеру учителя закрывают ладошкой нос и рот и задерживают дыхание. Постановка проблемного вопроса: «Что вам сейчас очень хочется? Сколько времени вы смогли не дышать?

Обучающиеся делают выводы по значению кислорода для жизнедеятельности организма. Изучение схемы №1, выводы объясняют в парах друг другу ( оценка выставляется в оценочный лист ученика)


Этап 1.3. Целеполагание

Ты узнаешь как дышать разные организмы

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Животный мир очень разнообразен. Он представлен одноклеточными и многоклеточными организмами, которые обитают…

Самый простой тип дыхания. Характерен, как для одноклеточных животных (амеба, инфузория, туфелька, эвглена зеленая), так и для многоклеточных (кишечнополостные- гидра, медузы и некоторые черви).

Сущность клеточного типа дыхания: живые организмы поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью тела. Поступивший в организм кислород используется для протекания сложных реакций, в результате которых, как вы уже знаете, выделяется энергия, необходима для жизни животного.  В результате дыхания  образуется углекислый газ, он выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Трахейный тип дыхания КАРТОЧКА№2

Этот тип дыхания характерен для насекомых. Брюшко насекомого разделено на 5-11 частей (сегментов). На каждом из них есть пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. При вдохе в организм через дыхальца поступает кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Кожный тип дыхания характерен в основном для земноводных – это лягушки, жабы, саламандры и др. Легкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется кислород, поэтому  возможно дыхание через кожу.

Особое значение имеет кожное дыхание в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в случае опасности). Легочное и кожное дыхание у земноводных развито неодинаково. У тех, кто большую часть жизни проводит в воде – лучше развито кожное дыхание, слабее легочное. У земноводных, живущих вдали от водоема, лучше развито легочное дыхание. Кожное дыхание характерно и для человека

Во время вдоха воздух, содержащий кислород, попадает в легкие. Легкие имеют вид  ячеистых мешков. В каждом легком (левом и правом) находятся очень сильно разветвленные бронхи, которые оканчиваются многочисленными легочными пузырьками. Каждый легочный пузырек оплетен сетью кровеносных сосудов. В легочном пузырьке кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух, происходит

Вопрос:

Для каких живых организмов характерен легочный тип дыхания?Какой орган принимает участие в таком типе дыхания?

Ответ:

Ответ: Легкие.

Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых  характерно

1. Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски

4. Лёгочное

Лёгкие

Наземные позвоночные животные

5. Кожное

Кожа

Земноводные


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Ребята, какой самый распространенный порок у человека, который пагубно влияет на легкие. КАК? Объясните.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 Как вы думаете, зачем на водоемах зимой делают лунки?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)


Тест в формате ГИА


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Сравнение легких здорового человека и курильщика . Карточка показывают, совместное обсуждение, подведение выводов. ЛОЗУНГ; «НЕТ КУРЕНИЮ», пишется курпно на бумаге и демонстрируется всем учащимся (фронтально)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Если понаблюдать за майским жуком, то можно заметить, как его брюшко, то уменьшается, то увеличивается в объеме. ПОЧЕМУ?



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия


"Синквейн".

Этап 5.2. Домашнее задание



Параграф 35 из электронного учебника










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!