Здравствуйте, ребята! Начнем урок с активации деятельности полушарий головного мозга. (2 мин) ВНИМАНИЕ! АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ: 1. Встали возле парты. Ноги на ширине плеч. 2. Дыхание спокойное через нос, пробуем (повторяют за учителем). 3. Подняли руки над головой, ладошки вместе, соприкоснулись пальчики, подержали их вместе, потерли друг об друга, (повторяют за учителем) почувствовали тепло. 4. Вращательными движениями в противоположные стороны потереть ладошку о ладошку, почувствовали тепло (повторяют за учителем). 5. Похлопали в ладошки над головой, подпрыгнули (два хлопка один прыжок) и так 5 раз. 6. Руки опустили, похлопали друг другу, радостные, бодрые сели за парты Итак, всем весело? Хорошо и приятно? Я думаю, что для вашего здоровья эти упражнения очень полезны, поделитесь своими впечатлениями, ученики высказываются кратко (учитель предупреждает об этом). Конечно, вы с нетерпением ждете темы урока! Приступим! (улыбаясь, поддерживая учащихся мимикой и жестами) |
Животный мир очень разнообразен. Он представлен одноклеточными и многоклеточными организмами, которые обитают… Самый простой тип дыхания. Характерен, как для одноклеточных животных (амеба, инфузория, туфелька, эвглена зеленая), так и для многоклеточных (кишечнополостные- гидра, медузы и некоторые черви). Сущность клеточного типа дыхания: живые организмы поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью тела. Поступивший в организм кислород используется для протекания сложных реакций, в результате которых, как вы уже знаете, выделяется энергия, необходима для жизни животного. В результате дыхания образуется углекислый газ, он выделяется наружу также через всю поверхность тела. Трахейный тип дыхания КАРТОЧКА№2 Этот тип дыхания характерен для насекомых. Брюшко насекомого разделено на 5-11 частей (сегментов). На каждом из них есть пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. При вдохе в организм через дыхальца поступает кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом. Кожный тип дыхания характерен в основном для земноводных – это лягушки, жабы, саламандры и др. Легкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется кислород, поэтому возможно дыхание через кожу. Особое значение имеет кожное дыхание в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в случае опасности). Легочное и кожное дыхание у земноводных развито неодинаково. У тех, кто большую часть жизни проводит в воде – лучше развито кожное дыхание, слабее легочное. У земноводных, живущих вдали от водоема, лучше развито легочное дыхание. Кожное дыхание характерно и для человека Во время вдоха воздух, содержащий кислород, попадает в легкие. Легкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом легком (левом и правом) находятся очень сильно разветвленные бронхи, которые оканчиваются многочисленными легочными пузырьками. Каждый легочный пузырек оплетен сетью кровеносных сосудов. В легочном пузырьке кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух, происходит Вопрос: Для каких живых организмов характерен легочный тип дыхания?Какой орган принимает участие в таком типе дыхания? Ответ: Ответ: Легкие. Тип дыхания | Органы дыхания | Организмы, для которых характерно | 1. Клеточное | Вся поверхность тела | Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви | 2. Трахейное | Дыхальца, трахеи | Насекомые | 3. Жаберное | Жабры | Рыбы, ракообразные, моллюски | 4. Лёгочное | Лёгкие | Наземные позвоночные животные | 5. Кожное | Кожа | Земноводные | |