СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение земной коры. Вулканы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания о внутреннем строении Земли. Сформировать представление о сейсмических поясах; землетрясениях, вулканах.

Просмотр содержимого документа
«Движение земной коры. Вулканы»



Тема урока: «Движение земной коры. Вулканизм»»

6 класс. Предмет: география .

Цель урока:

Формирование у учащихся представления о видах движениях земной коры.

Задачи:

Образовательная:

закрепить знания о внутреннем строении Земли;

сформировать представления об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах;

о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения.

Развивающая:

продолжить формирование умения работать с картой, учебником, используя их как источники информации, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, географической культуры личности, формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.

Ожидаемый результат

1) репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить знания о внутренних процессах, происходящих в земной коре, землетрясениях, вулканах, горячих источниках и гейзерах. Знать , причины возникновения землетрясения, очаг и эпицентр землетрясения, строение вулкана.

2) конструктивный уровень: описывать озеро по плану, выявлять причины движения земной коры, возникновения землетрясений. Выстраивать логические цепочки. Составлять и анализировать схемы движения земной коры. Определять по карте сейсмические районы.

3) творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, навыки работы с текстом, схемами, таблицами, атласами.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые ресурсы:

-физическая карта полушарий, физическая карта России;

-учебник “Физическая география” Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, “Русское слово”, М- 2014 г.;

-атласы, контурные карты;

-интерактивная доска, компьютер;

-карточки-задания;

Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Приветствие

Приглашаю совершить путешествие в глубины литосферы.

Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Проверка готовность к уроку.

Работа с журналом, проверка посещаемости.



2 этап. Проверка домашнего задания

Учитель.

Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

  1. Географический диктант

1.внутренние оболочки Земли- ядро, мантия, земная кора

2.самую высокую температуру из них имеет- ядро

3.температура мантии составляет- 2000 градусов

4.тела имеющие однородный состав это- минералы

5.полезные ископаемые по происхождению бывают- топливные, рудные, нерудные

6.толщина земной коры под океанами – 5-10км

7.какие породы обладают свойствами горения– топливные

8.какого слоя океаническая земная кора не имеет - гранитного

9.толщина материковой земной коры- 30-80 км.

10.самая тонкая оболочка- земная кора

2. Работа у доски.

Распределить по происхождению горные породы и минералы в таблице.

Магматические, осадочные, метаморфические, гранит, нефть базальт, кварцит, гипс, известняк, мрамор, поваренная соль.

  1. Магматические: гранит, базальт.

  2. Осадочные: нефть, известняк, гипс, поваренная соль.

  3. Метаморфические: кварцит, мрамор.

3.Подписать основные части строения Земли.

( ядро, мантия, земная кора)

3.этап. Изучение нового материала

Учитель

Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания древних кораблей у самой воды. 

Почему причальные кольца для лодок находятся не у самой кромки воды?

Примерные ответы обучающихся: «Земная поверхность на побережье Норвегии поднялась».

А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов (на карте!) все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля. В чем же дело, почему так происходит в природе?

Примерные ответы обучающихся: «Земная кора наоборот, опустилась» демонстрация аммонитов с Голубого озера

«Земная кора то поднимается, то опускается, т.е. движется

А теперь посмотрите на доску.

Кто знает, что за картина представлена вашему вниманию?

Какое явление послужило причиной гибели этого итальянского города?

Итак, как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Примерные ответы обучающихся:

«Последний день Помпеи»

Извержение вулкана.

Формулируют и записывают в тетради тему урока: «Движения земной коры. Вулканизм».

Что вы знаете по этой теме?

Что бы хотели узнать?

Предлагает сформулировать цели урока, корректирует ответы учащихся

Научиться:

называть виды движений земной коры;

- объяснять, как образуются землетрясения, вулканы, различать их виды;

- представлять какие последствия приносят землетрясения, действующие вулканы. Как вести себя при встрече с данными явлениями.

Ребята прослушайте отрывок из дневника американского журналиста, и ответьте, о чём пойдёт следующая часть нашего урока.

27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.

– Кто догадался, о чем пойдет речь? 

Предполагаемые ответы учащихся: «О землетрясениях»

Землетрясения

Рассказ учителя: На первый взгляд земная кора кажется совершенно устойчивой и неподвижной. В действительности земная кора постоянно перемещается, но большая часть изменений совершается медленно и не воспринимается органами чувств человека. Некоторые последствия смещения земной коры носят разрушительный характер, например, землетрясения.

Землетрясения- подземные удары и колебания земной поверхности.

Учитель

-Землетрясение имеет силу. Сила землетрясений - степень проявления землетрясения на земной поверхности, разрушение построек, нарушение природной среды.

Сила землетрясения оценивается по 12-бальной шкале Рихтера.(на столах есть распечатанная шкала)

Сила землетрясений:

1-2-3-4 балла – слабые (внутри здания чувствуется сотрясение);

5-6 баллов – сильные (колебания осуществляются в доме и на улице);

7-8 баллов – очень сильные (рушатся кирпичные здания);

9-10 баллов – разрушительные (на почве образуются трещины);

11-12 баллов – катастрофические (дома почти все разрушены, меняется земная поверхность).

Учитель.

Предотвратить землетрясение можно?(нет)

-Конечно, чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать? (предсказывать землетрясения).

Учитель.

Сейсмология-наука о землетрясениях.

Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения.

Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.

Определите по рисунку силу землетрясения.

Запись понятий в тетради.

Работа с учебником, анализ рис.30 «Очаг и эпицентр землетрясения».

Формулировка понятий учащимися, запись в тетради.

Очаг землетрясения - место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород.

Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом.

Учитель.

-Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно.

Большинство землетрясений приурочено к определенным районам нашей планеты которые называются сейсмическими поясами.

Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара»

Работа с картой «Вулканы и землетрясения» на с. 27 в атласе.

Учащиеся сопоставляют карты«Литосферные плиты» и «Вулканы и землетрясения». Формулируют вывод.

Вывод: сейсмические пояса Земли – Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Они расположены на границах взаимодействия литосферных плит.

Вулканы

Учитель

-Землетрясения тесно связаны с другими природными явлениями.

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный… (вулкан).

Учитель

-Как узнать, что гора перед вами - это вулкан?

-назовите не более двух признаков.

Наличие кратера – в виде срезанной верхушки горы. Наличие минералов, происхождение которых связанно с вулканической деятельностью.

-Расскажите по рисунку о строении вулкана.

Определения записывают в тетрадь

Кратер-углубление углубление, расположенное на вершине вулкана.

Жерло - вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.

Конус - вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны.

Лава - излившая на земную поверхность магма.

Дать определение «вулкан» Учащиеся самостоятельно дают формулировку понятия «Вулкан».

Учитель обобщает и дает определение «вулкан», учащиеся записывают в тетрадь.

Вулкан—это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

Учитель химии: демонстрация опыта- Извержение вулкана


4 этап. Обобщение, вывод.

Итак, мы рассмотрели с вами движение земной коры.

-Что мы узнали на уроке? (Какие бывают виды движения земной коры-это вертикальные, горизонтальные) , Определили, какие внутренние процессы, происходящие в земной коре (землетрясения, извержения вулканов) как определить вулкан или гора перед нами-по кратеру на вешине.

5 этап. Рефлексия.

Подводим итоги урока.

- Поднимите руки, кому урок понравился, почему?

- Что вам особенно понравилось: слушать учителя, смотреть видеоматериалы и делать самостоятельные выводы, слушать рассказы своих одноклассников?

Составить синквейн «Землетрясение»; «Вулкан»;

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, описывающих отношение к теме;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово)

Землетрясения

Стихийные, разрушительные

Разрушают, меняют, уничтожают

Опасны для жизни. Землетрясения – хаос.

Разрушение.

Вулкан

Раскалённый, огненный

Взрывается, извергает, обжигает

Природная огненная топка

Стихия

8 этап. Домашнее задание

-§ 12,

Рассмотреть легенду карты

-Какими условными знаками обозначены вулканы на карте?

Найдите вулканы на физической карте полушарий и на карте атласа, определите географические координаты одного из вулканов:

1 ряд.

41ºс.ш. 15ºв.д.- Везувий

2ºю.ш. 78ºз.д.- Котопахи

2ряд

37ºс.ш. 13ºв.д.- Этна

36ºс.ш. 139ºв.д.- Фудзияма

3 ряд

55ºс.ш. 159ºв.д. - Ключевская Сопка

4ºю.ш. 37ºв.д.- Килиманджаро


составляет синквейн «Землетрясение»;

- составляет синквейн «Вулкан»;



Горные породы и минералы по происхождению

магматические

осадочные

метаморфические








Скачать

© 2020, 307 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!