СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение декабристов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Движение декабристов»


Методическая разработка урока

по теме:

«Движение декабристов»

8 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний



Технология: урок - исследование


Цель урока:

Изучить движение декабристов в России, выяснить причины движения, идеи декабристов, методы их действия, значение.

Задачи урока:

1.Систематизированно представить учащимся путь развития движения декабристов, выяснить причины движения декабристов, основные идеи декабристов, программные документы, причины поражения декабристского движения. Доказать, что оно оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России.

2.Развивать навыки работы с текстом и документами, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, устанавливать причинно – следственные связи, выступать перед аудиторией, работать в группе.

3.Способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости и уважения к лучшим сынам Отечества, чувства патриотизма и гражданской позиции.


Эпиграфы:

«Отчизне посвятим души прекрасные порывы». А.С.Пушкин

«Это какие – то богатыри, кованые воины – сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия». А.И.Герцен



План урока:

1.Организационный момент: знакомство с темой урока, постановка цели и задач урока, постановка проблемного задания.

2.Поисково – исследовательский этап (работа в группах по предложенному плану).

3.Выступления групп, обсуждение вопросов.

4.Решение проблемного задания.

5.Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.


Оформление: портреты декабристов, эпиграфы, карта «Россия в первой половине XIX века», написанная на доске Ленинская характеристика истории революционного движения в России: «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но дело их не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».

Выдающиеся личности: Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин, Павел Пестель, Евгений Оболенский, Иван Пущин, Петр Каховский, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин.


Ход урока.

1.Вводное слово учителя, актуализация знаний учащихся.

-Декабристы – уникальное явление русской истории. Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне, хорошо образованные, с блестящей военной карьерой и статской службой, имеющие уважение и почести в аристократическом свете. Они сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма, они имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они не захотели мириться с гнётом крепостного права, считая его постыдным. Беспокойство за народ, стыд за своё благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы» к борьбе. Восстание декабристов вспыхнуло и погасло как звезда. Это было первое открытое выступление против царизма с оружием в руках – до этого Россия знала лишь стихийные выступления крестьян.

К.Ф.Рылеев – один из лидеров декабристов незадолго до выступления писал:

«Известно мне погибель ждёт,

Того, кто первый восстаёт,

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?»

О восстании декабристов написано много книг, стихотворений, созданы документальные и художественные фильмы…

Видеофрагмент из фильма: «Звезда пленительного счастья». Режиссёр В.Мотыль.

(Набор цифровых ресурсов к учебникам. И.Н.Данилевский, И.Л.Андреев, В.В.Кириллов «История России. С древнейших времён до начала XX века» 10 класс)


-Сегодня на уроке мы изучаем движение декабристов. Урок будет носить несколько необычный характер, так как вы сами выступите в роли исследователей, познакомитесь с различными документами, мнениями историков, изучите дополнительный материал по данной теме и сформулируете своё мнение по основным вопросам. Главное, что мы должны выяснить сегодня на уроке:

1.Причины движения декабристов.

2.Особенности движения декабристов.

3.Основные идеи декабристов, их программы.

4.Организации декабристов, их лидеры.

5.Когда, где было восстание декабристов?

6.Почему восстание декабристов потерпело поражение?

7.В чём историческое значение движения декабристов?

8. Почему именно дворяне стали первыми носителями революционных идей?

9.Кого называют декабристами?


-Проблема урока:

Могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Могло ли закончиться успехом движение декабристов в целом?


2.Работа в группах.

Каждая группа получает пакет документов и разноуровневые задания. С инструкцией о работе в группе учащиеся уже знакомы, поэтому на данном уроке её не проводим.




Первая группа

Ваша тема «Причины движения декабристов»

Задания:

1.Внимательно изучите документы и материалы по данной теме.

2. Выясните и чётко сформулируйте причины движения декабристов.


Вторая группа

Ваша тема «Организации декабристов»

Задания:

1.Прочитайте дополнительный материал и текст учебника с.162 – 165 «История России» В.И.Буганов, П.Н.Зырянов (часть 2), Москва «Просвещение» 2006 год.

2.Какие организации создали декабристы, где, когда, кто был лидером этих организаций?

Третья группа

Ваша тема «Основные идеи декабристов»

Задания:

1.Внимательно изучите документы и материалы по данной теме.

2.Проанализируйте программы Южного и Северного обществ декабристов, выясните

за что выступали декабристы, их основные идеи?

3.Программа какого общества была более радикальна, а какого – более реальна в условиях тогдашней России? Почему?



Четвёртая группа

Ваша тема «Восстание декабристов»

Задания:

1.Прочитайте о восстании декабристов.

2.Составьте хронику событий.

3.Выделите руководителей и наиболее активных участников восстания.

4.В чём основная суть «Манифеста к русскому народу»?

5.Каковы причины поражения восстания?

6.Было ли выступление на Сенатской площади восстанием или актом гражданского неповиновения? Почему?


3.Выступление групп. Обсуждение вопросов.

После выступления первой группы переходим к слайду «Причины движения декабристов», чтобы учащиеся закрепили свои знания по этому вопросу.


Причины движения декабристов:

1.Отечественная война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъём, охвативший всё русское общество.

2.Заграничные походы русской армии 1813 – 1814гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств.

3.Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

4.Крепостное право и военные поселения.

5.Революционные события в Западной Европе.

6.Политика Александра I, бездействие и нерешительность властей в реформировании государства.


После выступления второй группы переходим к слайду «Организации декабристов».

Первые организации декабристов.

Артели – первые собрания, не носили политического характера

Александр I запрещает

Запрет подтолкнул к созданию подпольных организаций

1816 год создаётся “Союз спасения”

1818 год – “Союз благоденствия”

Александр I насторожен, но организации не запрещает

1821 - 1822 – возникновение Северного и Южного обществ

1821 - 1823 14 декабря 1825 - выступление на Сенатской площади


Во время выступления третьей группы переходим к слайду «Основные идеи декабристов».


Основные идеи декабристов:

1.Ликвидация крепостного права и самодержавия.

2.Равенство всех граждан перед законом, введение гражданских свобод.

3.Введение избирательного права.

4.Установление республики или конституционной монархии.

5.Наделение крестьян землёй.

6.Изменение государственного устройства России (федерация, унитарное государство).

«Конституция» Муравьёва кажется документом более жизненным, приемлемым в условиях России. На самом же деле, и она, и «Русская правда» представляли собой утопию, которая не могла быть реализована в 1820 – 1830-е гг. К требованиям, провозглашавшихся в программных документах декабристов, не были готовы ни образованное общество страны, ни основная масса её населения.


Во время выступления четвёртой группы переходим к слайду «Восстание декабристов».


Переходим к слайду «Выдающиеся личности»


Учитель: Николай лично вел следствие и суд над декабристами. Всего было арестовано 579 человек, но многие были оправданы еще на следствии. Виновными признали 289, из которых 121 предали суду. Манифест от 1 июня 1826 года учредил Верховный уголовный суд из трех “государственных сословий”: представителей государственного совета, Сената и Синода. Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Пятерых самых опасных преступников – Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского – приговорили к мучительной смертной казни – четвертованием. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменил на повешение. Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. У каждого осужденного на груди висела доска с надписью “Цареубийца”.

На разные сроки каторги осудили 100 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, сломали на их головами шпаги. Такой же процедуре подвергли моряков на флагманском корабле в Кронштадте, их эполеты и мундиры бросили за борт. Тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 человек прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попало в действующую армию на Кавказ.

В июне 1826 года осужденных начали отправлять на каторгу в Сибирь. Один день надежды был опечален десятилетиями страданий. Декабристы в Сибири… Какими юными они уезжали в Сибирь! Те немногие, кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.

Говоря о декабристах, нельзя не вспомнить о гражданском подвиге их жен, которые последовали за ними в Сибирь, на каторгу, в ссылку. Женам декабристов Николай I предложил коварный выбор: “тем, кто не пожелает связать свое имя с именем государственного преступника, разрешен быстрый и легкий развод. И некоторые из жен порвали с осужденными. К счастью, таких было мало.

Волконская, Трубецкая, Муравьева… Нет, эти не покорились. Они в пух и прах развеяли замыслы императора наказать бунтовщиков. Когда эти красавицы, махнув рукой на молодость и еще вполне возможное счастье, укатили на каторгу за мужьями, поднявшими руку на их государя, каждый лавочник мог засомневаться: во-первых; так ли уж хорош государь? Во-вторых; так ли уж преступны преступники, коль их награждают такой преданностью и любовью.

Одной из первых поддержала мужа Екатерина Ивановна Трубецкая. Вот строки из ее письма мужу: “Я, право, чувствую, что не смогу жить без тебя… Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Одно меня может радовать, тебя видеть, делить твое горе… И все минуты жизни своей тебе посвящать… Мне же, друг мой. Все будет легко переносить с тобою вместе, и чувствую, что как бы худо нам не было, от глубины души буду жребий свой благословлять, если буду я с тобою”.

Именно Екатерине Ивановне посвятил свою поэму “Русские женщины” великий поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Поэты сочиняли для них стихи, воспевая их подвиг, сами же они себя героинями не считали. Они даже не задумывались: как можно не поехать? “Какие мы героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто ехали за своими мужьями”. Но это были жены. А Полина Гебель не была таковой. Она даже не была подданной Его Императорского Величества. И все же, она выбрала Сибирь.

Снова переходим к слайду «Восстание декабристов»

Учитель предлагает обсудить всем учащимся следующие вопросы:

- Каковы особенности движения декабристов?

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы. Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятие чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции. Декабристы не опирались на какой-либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа. Это было первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества. В отечественной историографии, наряду с этими, есть и другие оценки движения декабристов. Зырянов характеризует их восстание как ненасильственное по форме и чисто нравственное по содержанию выступление.

- Кого называют декабристами?

- В чём историческое значение движения декабристов?

Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить все усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов и других.

4. Обсуждение проблемы урока: «Могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Могло ли закончиться успехом движение декабристов в целом?»

Каждая группа высказывает своё мнение по проблеме урока. Учитель ведёт дискуссию.

5.Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке, выступив в роли исследователей, вы изучили движение декабристов. Мы с вами выяснили, что это было действительно уникальное явление в русской истории. Передовые дворяне, обладавшие высокими моральными качествами, не хотели мириться с крепостничеством и самодержавием. Они пошли на смертельный риск во имя свободы народа, организовав вооружённое выступление. И хотя восстание декабристов потерпело поражение, их дело не прошло бесследно. Декабристы всколыхнули передовую российскую общественность на борьбу с крепостничеством и самодержавием, вдохновили последующие поколения. Мы до сих пор восхищаемся смелостью, высокими нравственными качествами этих молодых людей, их горячим стремлением сделать жизнь русского народа лучше.

Выставление отметок за работу на уроке, дифференцированное домашнее задание:

1.Прочитать о декабристах в учебнике (с.162 – 169)

2.Группе учащихся – тесты (раздаточный материал)

1.Первая организация будущих декабристов называлась:

  • “Союз офицеров”

  • “Союз спасения”

  • “Союз благоденствия”

  • “Славянское братство”

  • “Общество истинных и верных сынов Отечества”

2.В 1818 г. вместо “Союза спасения” была основана более открытая организация “Союз благоденствия”, в которой состояло … человек:

а) 20

б) 200

в) 300

г) 250

д) 400

3.Согласно “Конституции”, разработанной Муравьевым, Россия должна стать:

а) парламентской республикой

б) президентской республикой

в) государством – общиной

г) конституционной монархией

   д) федеративной республикой

4.Программным документом Южного общества стал проект П.И.Пестеля:

  • “Русская идея”

  • “Русская мысль”

  • “Русская правда”

  • “Новая Русь”

  • “Святая Русь”

5.В 1824 г. П.И.Пестель приезжал в Петербург, где удалось договориться с руководителями Северного общества:

  • принятия “Русской правды” в качестве общего проекта переустройства России

  • координации просветительской деятельности Северного и Южного обществ

  • совместное выступление летом 1826 г.

  • создание общего координационного центра по подготовке восстания

  • взаимном информировании о своей тайной деятельности

6.С.П.Трубецкой, увидев 14 декабря 1825 г. оцепленную Сенатскую площадь:

  • поспешил окольными путями к товарищам на помощь

  • отправился на переговоры к генерал-губернатору М.А.Милорадовичу

  • стал добиваться аудиенции у Николая

  • поспешил укрыться в иностранном посольстве

  • отправился на юг, чтобы попытаться поднять на борьбу Черниговский и другие полки

7.Первую тайную организацию офицеров будущих декабристов возглавил:

  • А.Н.Муравьев

  • Н.М.Муравьев

  • А.А.Бестужев

  • С.И.Муравьев-Апостол

  • П.И.Пестель

8.В 1821 – 1822 гг. возникли два тайных общества – Северное в Петербурге и Южное в:

  • Киеве

  • Одессе

  • Чернигове

  • армейских частях на Украине

  • Николаеве

9.Программным документом Северного общества стала “Конституция”, разработанная:

  • Н.М.Муравьевым

  • А.Н.Муравьевым

  • П.И.Пестелем

  • Е.П.Оболенским

  • А.А.Бестужевым

10.Согласно проекту П.И.Пестеля Россия провозглашалась:

  • федеративной республикой

  • единой и неделимой республикой

  • единой и неделимой конституционной республикой

  • вечевой республикой с однопалатным парламентом (народным вечем)

  • президентской республикой (с пожизненным назначением президента)

11.События 14 декабря 1825 г. можно квалифицировать, скорее всего, как:

  • военную революцию

  • восстание

  • акт гражданского неповиновения

  • гвардейский переворот

  • бессмысленный русский бунт



3.Другой группе – выполнить письменно задания (раздаточный материал):

1.Проследите суть дискуссии в исторической науке о движении декабристов. Какие вопросы в ней были наиболее важными? Почему? Как менялись содержание и характер дискуссии в зависимости от политических перемен в нашей стране?

2.Проведите сравнение «Конституции» Н.М.Муравьёва и «Русской правды» П.И.Пестеля с проектом Новосильцева – Вяземского.


Рефлексия.

1. С каким настроением я работал?

2. Что вызвало наибольшую трудность?

а) исследование материала учебника;

б) исследование текста документов;

в) обобщение полученных результатов.

3. Каким ты видишь себя на уроке?

а) интересным;

б) эмоциональным;

в) интеллектуальным;

г) знающим глубоко;

д) знающим недостаточно.

4. Каков “Я” -

Как работали “Мы” -

Как справились с “Делом” –







Используемые ресурсы:


1.В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров «История России» 10 класс, Москва, «Просвещение» 2006год.


2.Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко «История России с древнейших времён до конца XIX века» 10 класс, Москва, «Дрофа» 2007 год.


3.А.Г.Важенин «История России XIX век. Конспекты уроков для учителя истории», Москва, ВЛАДОС- ПРЕСС ИМПЭ им. А.С.Грибоедова 2001год.


4.М.В.Короткова «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории», Москва «ВЛАДОС – ПРЕСС» 2001 год.


5.ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

А) Проблемное обучение на уроках истории. Урок по теме «Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года» Борзова Л.Г.

Б) «Общественные движения первой четверти XIX века» Долгушина Н.В.

В) Методическая разработка урока по теме: «Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади» Кондратюк И.А.

Г) Разработка урока «Движение и выступление декабристов» Феськова О.В.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!