СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение декабристов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Движение декабристов»

Тест «Декабристы»

Начало формы

Конец формы


1. Что было одной из причин поражения декабристов 14 декабря 1825 г.?

1) прибытие декабристов на Сенатскую площадь после того, как Сенат принёс присягу Николаю I

2) отсутствие среди участников восстания офицеров

3) арест большинства участников Северного общества накануне выступления

4) преждевременное выступление Черниговского полка во главе с С.И. Муравьёвым-Апостолом


2. На 14 декабря была(о) назначена(о)

а) присяга Константину Павловичу

б) заседание Сената

в) заседание Госсовета

г) « переприсяга» новому императору Николаю I


3. Идеи декабристов были сформированы под влиянием

а) внутренней политики Николая I

б) европейской философии Просвещения

в) идеологии М.Бакунина

г) теории «официальной народности»


4. П.Пестель был автором проекта

а) «Конституция»

б) «Манифест к русскому народу»

в) « Русская Правда»

г) « Зеленая книга»


5. Для руководства восстанием был избран диктатор

а) К.Рылеев

б) С.Трубецкой

в) П.Пестель

г) Н.Муравьев


6. Восстание Черниговского полка проходило

а) на Украине

б) в Москве

в) в Санкт-Петербурге

г) в Смоленске


7. Что не являлось причиной поражения восстания

а) неявка на площадь избранного диктатора-Трубецкого

б) не удалось привлечь на свою сторону солдат и офицеров

в) декабристы заняли выжидательную позицию и упустили время для нанесения удара

г) отказ от поддержки народа


8. О ком идет речь?
«Завтра я — император или без дыхания», — писал он накануне одному из своих генералов. И сестре написал письмо, полное безнадежного уныния и растерянности.
   Во дворец уже начали съезжаться для принесения вторичной присяги высшие командиры гвардии. Усилием воли …стряхнул с себя «дух уныния» и вошел в зал. Все встали. Он почувствовал себя императором.
— Если буду императором хоть на час, то докажу, что был того достоин! — сказал он собравшимся. И принял решение: не уступать, бороться за престол отцов и дедов и — никого не щадить...».

9. Кому принадлежат эти слова?
« Я всегда придерживался умеренных политических взглядов, считал, что власть монарха необходимо ограничить конституцией. Во время подготовки восстания в декабре 1825 г. меня назначили диктатором, но на Сенатскую площадь 14 декабря я не явился, т.к. считал восстание неподготовленным».
а) Н.М. Муравьеву; б) П.И. Пестелю; в) С.П. Трубецкому; г) К.Ф. Рылееву


10. Прочтите отрывок из мемуаров императора и укажите название представителей общественного движения, о которых в нем говорится.

«Единообразие допросов особенного ничего не представляло: те же признания, те же обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько, весьма замечательных, о которых упомяну. Каховский говорил смело, резко, положительно и совершенно откровенно. Причину заговора, относя к нестерпимым будто притеснениям и неправосудию, старался причиной им представлять покойного императора. Никита Муравьев был образец закоснелого злодея. Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был во своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного».

1) декабристы

2) славянофилы

3) петрашевцы

4) народники


Начало формы

11. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год, когда происходили описываемые события:

«В тот же вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное 
место – площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице князя Трубецкого для распоряжения. На другой день повторилось почти то же. Беспрестанно приходили из полков с известиями и уверениями о готовности восстать за свободу; но тут же узнали, что на Финляндский полк
и артиллерию надежда сомнительна…»

  

 1) 

1812 г.

  

 2) 

1825 г.

  

 3) 

1861 г.

  

 4) 

1881 г.


Конец формы


Начало формы

12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Нововведение

Год

Монарх

Учреждение Правительствующего сената

1711 г.

 

__________ (А)

 

 

__________ (Б)

 

 

__________ (В)

 

Екатерина II

 

__________ (Г)

 

1874 г.

 

__________ (Д)

 

 

__________ (Е)

 

1802 г.

Александр I

 


  

Пропущенные элементы:

1) 

основание Московского университета

2) 

1785 г.

3) 

Павел I

4) 

принятие жалованной грамоты дворянству

5) 

Пётр I

6) 

введение всеобщей воинской повинности

7) 

учреждение министерств

8) 

Александр II

9) 

1755 г.


 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Конец формы




13. Из воспоминаний актера И.П. Борецкого, предназначенных для М.А. Бестужева.

«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок — это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдем, умрём вместе с ними!». Видел, как понеслась на вас кавалерия... и с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок кавалеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивавшая каре, легла бы лоском, — как ты скомандовал: «Оставь!»... Видел, как смертельно раненый Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...» .

С1. О каком событии рассказано в отрывке? Когда и где оно произошло?

С2. Какие противостоявшие друг другу группы участников события называет автор?

С3. Как автор характеризует настроение и отношение собравшегося на площади народа к выступлению? Укажите не менее двух положений.

14. Из мемуаров.

«Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне: "Подумайте же, какие условия Вы должны будете подписать". – "Я их подпишу, не читая". – "Я должен велеть обыскать все Ваши вещи, Вам запрещено иметь малейшие ценности". С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников […] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют!" – "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".

Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого… презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания […] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне […] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».

 



Начало формы

С1) Укажите, кем является автор мемуаров. Укажите десятилетие, к которому относятся описанные события. Почему автор мемуаров могла лишиться гражданских прав?

Конец формы



Начало формы

С2) О каких опасностях, помимо потери гражданских прав, предупреждают власти автора мемуаров? Укажите не менее трёх опасностей.

Конец формы



Начало формы

С3) Какие общественные и психологические факторы поддерживали решимость женщин, подобных автору мемуаров, в их действиях? Укажите не менее двух факторов.

Конец формы




15. Из «Манифеста», написанного С.П. Трубецким.

«В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления.

Учреждение временного [правления] до установления постоянного [выбранного представителями сословий]...

Равенство всех сословий перед Законом...

Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин — все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу... Приобретать всякого рода собственность, как то земля, дома в деревнях и городах...

Сложение [отмена] подушных податей и недоимок по оным...

Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

С1.Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест:», и не менее двух фамилий соратников С.П. Трубецкого.

С2.Используя текст источника, укажите, какие проблемы (не менее трёх) и каким образом пытались решить соратники С.П. Трубецкого.

С3.Чем закончилось событие, в связи с которым С.П. Трубецкой написал «Манифест»? Назовите не менее двух последствий.


16. Из воспоминаний

«13 декабря казалось, что всё было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междоусобном кровопролитии, идёт во дворец и открывает [императору]... намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. [Император] в ту же ночь созывает во дворец начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества генерал Шипров) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их к присяге... зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой [император] удачно избегает опасности, ему угрожавшей.

Тайное общество могло тогда считать на части лейб-гвардии Московского и Гренадёрского полков и на баталион Гвардейского морского экипажа, которые твёрдо решились стоять за права великого князя Константина, полагая, что жизнь его в опасности. Декабря 14-го на рассвете этот малочисленный отряд, над которым приняли начальство военные члены тайного общества, собирается на Сенатской площади в уверенности, что гвардия его поддержит.

Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною [императору] хотя не с большим усердием, а по приказанию начальников, идут против отряда, собравшегося на Сенатской площади, к которому присоединилась большая толпа народа. Император посылает уговаривать солдат положить оружие. Неустрашимый генерал-губернатор граф

Милорадович с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает...

Наконец подвозят шесть батарейных орудий... и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды инсургентов и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того, чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повёл бы его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию. А имея в руках таких заложников, окончательная победа могла бы остаться на стороне тайного общества».

С1. Назовите императора, обстоятельства восшествия на престол которого описываются в воспоминаниях. Назовите его предшественника на престоле. Укажите год событий, описываемых в приведённом отрывке. 

С2. Приведите не менее трёх причин поражения противников императора, указанных автором воспоминаний в приведённом отрывке.

С3. Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх целей, которые ставили перед собой восставшие в случае прихода к власти.


17. Из обращения к императору.

«Мы означили главные действия нынешнего правительства и неудачу их. Если прибавим к сему частные ошибки министров в мерах государственного блага: постановление о соли, о суконных фабриках, о прогоне скота, -имевшие столь много вредных следствий — всеобщее бесстрашие, основанное на мнении о кротости государя, равнодушие местных начальников ко всяким злоупотреблениям, грабёж в судах, наглое взяткобрательство капитан-исправников, председателей палатских, вице-губернаторов, а всего более самих губернаторов, наконец, беспокойные виды будущего, внешние опасности, — то удивительно ли, что общее мнение столь не благоприятствует правительству? ...Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: от того -изобретение различных министерств, учреждение Совета и проч. Дела не лучше производятся — только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью. Итак, первое наше доброе желание есть, да способствует Бог [императору] в счастливом избрании людей! Такое избрание, а не учреждение Сената с коллегиями ознаменовало величием царствование Петра во внутренних делах Империи. Сей монарх имел страсть к способным людям, искал их в кельях монастырских и в тёмных каютах: там нашёл Феофана и Остермана, славных в нашей государственной истории. Обстоятельства иные и скромные, тихие свойства души отличают нашего императора от Петра, который везде был сам, со всеми говорил, всех слушал и брал на себя по одному слову, по одному взору решить достоинство человека; но да будет то же правило: искать людей! Кто имеет доверенность Государя, да замечает их вдали для самых первых мест».

С1. Назовите императора, ко­то­ро­му ад­ре­со­ва­но дан­ное обращение. Ука­жи­те годы его правления. На­зо­ви­те на­прав­ле­ние в об­ще­ствен­ном движении, взгля­ды пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го от­ра­же­ны в обращении.

С2. Каким, с точки зрения автора, должно быть основное направление деятельности императора в сфере государственного управления? Какое качество характера действующего императора выделяет автор? Как автор определяет отношение общества к существующему правительству?

С3. Укажите название участников общественного движения, возникшего в годы правления императора, к которому адресовано данное обращение, но относящегося к направлению, противоположному тому, к которому принадлежал автор данного обращения. Назовите любые два требования, выдвигавшиеся ими.


18. Сравните дворцовый переворот 28 июня 1762 г., в результате которого была возведена на престол Екатерина II, и выступление декабристов 14 декабря 1825 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).


19. Во время вос­ста­ния де­каб­ри­стов на Се­нат­ской пло­ща­ди ге­не­рал М. А. Милорадович, пытав­ший­ся уго­во­рить сол­дат разойтись, вы­дер­нул из ножен по­лу­чен­ную им в дар от ве­ли­ко­го князя Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча шпагу, по­вер­нул её эфе­сом к мя­теж­ни­кам и стал по­ка­зы­вать и гром­ко чи­тать надпись: «Другу моему Милорадовичу». Речь ге­не­ра­ла по­дей­ство­ва­ла на солдат, сто­яв­ших в каре... Что хотел М. А. Ми­ло­ра­до­вич объ­яс­нить солдатам, де­мон­стри­руя шпагу? Чем ещё (кроме на­ли­чия у него шпаги и аргумента, свя­зан­но­го с этим) мог ге­не­рал по­вли­ять на ре­ше­ние сол­дат об уча­стии в восстании? Ка­ко­ва даль­ней­шая судь­ба М. А. Милорадовича?


20. Совместное вы­ступ­ле­ние Се­вер­но­го и Юж­но­го об­ществ де­каб­ри­стов было за­пла­ни­ро­ва­но на лето 1826 г. Од­на­ко затем планы участ­ни­ков тай­ных ор­га­ни­за­ций изменились, вы­ступ­ле­ния про­изо­шли рань­ше на­ме­чен­но­го срока и по­тер­пе­ли неудачу. На­зо­ви­те одну при­чи­ну от­ка­за де­каб­ри­стов от пер­во­на­чаль­ных планов. Ука­жи­те любые две при­чи­ны не­уда­чи их выступлений.


21. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивыеточки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Восстание декабристов в 1825 г. было заранее обречено на неудачу и поражение».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


22. Высказывается сле­ду­ю­щая точка зре­ния на вы­ступ­ле­ние декабристов:

«Восстание де­каб­ри­стов было в ос­нов­ном вызвано внеш­ни­ми факторами, вли­я­ни­ем европейской ре­во­лю­ци­он­ной мысли и ев­ро­пей­ско­го революционного дви­же­ния на Россию, внут­ри же стра­ны не было серьёзных пред­по­сы­лок для по­доб­но­го переворота».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, под­твер­жда­ю­щих данную оценку, и два аргумента, опро­вер­га­ю­щих её. Укажите, какие из приведённых Вами ар­гу­мен­тов подтверждают дан­ную точку зрения, а какие опро­вер­га­ют её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...


23. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Намерения и действия декабристов соответствовали интересам российского общества».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!