СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двигательное развитие 4 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Двигательное развитие 4 класс»

Пояснительная записка.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Целью занятий является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Техническое оснащение курса включает: гимнастические мячи различного диаметра, коврики, специальный велосипед, тренажеры, подъемники и др.

Содержание коррекционных занятий

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами.

Опора на предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди .Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».

Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения

«стоя на коленях». Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры) . Ходьба на носках (на пятках, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево).

Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).

Занятия входят во внеурочную деятельность и носят коррекционно-развивающий характер. В соответствии с учебным планом в 4 классе отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).

Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки. Оценка результативности учебной деятельности.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Материал предмета представлен следующими содержательными линиями:





п/п

Содержательна я линия

Коррекционно - развивающие задачи

Педагогические средства, технологии

решения кор-ых задач.



1

Коррекция и формирование правильной осанки.


Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; профилактика выполнения имитационных упражнений.

Профилактика выполнения упражнений в вытяжении.

планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.


2

Формирование и укрепление мышечного

корсета.


Профилактика выполнения общеукрепляющих упражнений. Овладение пространственными ориентировками. Развитие подвижности в суставах.


3

Коррекция и развитие сенсорной

системы.

Овладение упражнениями для развития тактильно-двигательного восприятия; Развитие зрительного анализатора;

Овладения играми на совершенствование сенсорного развития.



4

Развитие точности движений пространственно

й ориентировки.


Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; Овладения пространственными ориентировками.







Планируемые результаты освоения обучающимися АООП: личностные
  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;


  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

предметные

мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений;

расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).


Требования к уровню подготовки учащихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые знания и умения учащихся:

Учащиеся должны уметь: подобрать форму одежды для занятий по ЛФК ; строится в колонну, равняться в затылок, размыкаться на вытянутые руки вперёд; выполнять повороты по ориентирам


Учащиеся должны знать: правила поведения и передвижения по спортивному залу; правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами; правила личной гигиены.



Календарно-тематический план.


Тема и раздел урока

Количество

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности












I четверть (16ч)


Коррекция и закрепления навыка правильной осанки



1.

2.

Формирование знаний о положении тела при правильной осанке.

Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.

2

3.09

3.09





10.09

10.09

Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

3.

4.

Выполнение головой: повороты.

движений наклоны,

2

5.

6.

Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по

стенке), смешанные висы.

2



17.09

17.09


7.

8.

Движение: ходьба и бег .

2

24.09

24.09




Формирование и укрепление мышечного корсета






1.10




1.10

8.10







8.10



15.10

15.10



9.

Упражнения для укрепления мышц живота и спины из

различных и.п.

1

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох

– через рот.

Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз.

10.

Упражнения для

укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук.

1

11.

Упражнения с предметами и без них.

1


Коррекция и развитие сенсорной системы

6ч.


12.

Игра: «День и ночь»

1

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.

Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.

13.

14.

Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики.

2








15.

16.


Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития.

2

22.10

22.10


II четверть (16 ч)


Коррекция и закрепления навыка правильной осанки




18.

19.

Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к

плечам).

2

5.11

5.11





12.11

12.11



19.11

19.11



26-26.11


Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

20.

21.

Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под

музыку.

2

22.

23.

Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само-

вытяжении.

2

24.

Подвижные игры на сохранение правильной

2


25.

осанки: «Море

волнуется», «Совушка- сова».








3.12




Формирование и

укрепление мышечного корсета.


26.

Ходьба на носках, пятках высоко поднимая бедро.

1

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох

– через рот.

Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза



3.12





27.

Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики

миопии.

1

Развитие точности движений пространственной ориентировки

7 ч.




28.

Ходьба по ребристой доске, передвижение боком.

2

10.12



17.12


Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке;

Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево).


29.

Игры: «День и ночь», «У медведя во бору»,

«Ищи».

2

30.

Право, лево. Направо,

налево.

1

24.12


31.

Впереди, сзади, рядом.

1

24.12



III четверть (20 ч)




Формирование и укрепление мышечного корсета.





32.

33.

Вставание на

четвереньки. Ползание на животе.

2

14.01

14.01



21.01

21.01

Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

34.

35.

Упражнения на ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках.

Ходьба на коленях

2


Коррекция и закрепления навыка правильной осанки



36.

37.

Опора на предплечья, на кисти рук.

Выполнение движение плечами.

2

28.01

28.01



4.02

4.02

11.02

11.02

Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев;


38.

39.

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим)

2

40.

41.

Упражнение «Змея»,

«Ящерица», «Кошка»

2



Развитие точности движений пространственной

ориентировки

10час



42.

Ходьба по залу.

1

18.02



18.02

25.02

Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке;

Уметь свободно ориентироваться в частях тела.

Выполнять повороты на месте (направо, налево).

Выполнять правильно имитационные упражнения;

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев

43.

44.

Ходьбой по залу и линиям.

Бросание мяча двумя

руками

2


Ходьба по кругу с чередованием на пятках

и носках.


45.

1

25.02


46.

Ходьбой по

«следам» с кеглей и т.д.

залу по обходом

1

4.03


47.

Ходьба приставным шагом.

1


4.03


48.

Ходьба с подниманием бедра.

1

11.03


49.

Ходьба на носках с

закрытыми глазами.

1


11.03




50.

51.

Упражнение «Аист»

2






18.03


IV четверть (16 ч)



Коррекция и закрепление навыка правильной осанки

5ч.




52.

53.

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем)

2

1.04

1.04

Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

54.

55.

Ходьба по ровной горизонтальной поверхности

2

8.04

8.04

56.

Упражнение «Птичка»,

«Веточка»

1

15.04


Коррекция и развитие

сенсорной системы

11ч




57.

58.

Упражнения со скакалками.

2

15.04

22.04

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные

упражнения без сочетания с физическими упражнениями.

59.

60.

Упражнения с мячами – ёжиками.

2

22.04

29.04

Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.




29.04

6.05


61.

62.

Упражнения с различными малыми мячами

2




6.05

13.05


63.

64.

Упражнения с гимнастической палкой.

2




13.05

20.05


65.

66.

Упражнения с ленточками.

2


68


Упражнение с обручами.

1

20.05




Итого 68 часов























Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Методическая литература для учителя:
  • С. С. Зиянгиярова «Программно- методическое обеспечение 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида». – П,:КЦФКиЗ, 2010 – 66с.

  • Журналы «Здоровье детей»

  • Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004

  • Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.



Оборудование:
    1. Спортивный зал;

    2. Коврики (для упражнений сидя и лежа);

    3. Гимнастические стенки;

    4. Мячи: для тенниса, большие резиновые;

    5. Обручи;

    6. Скакалки;

7. Секундомер.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!