Поурочный план по музыке в 7 классе.
Дата 7а_______________, 7б___________________, 7в__________________
Тема урока: «Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка»
Цель урока:
Создание условий для формирования у учащихся представлений о духовной и светской музыке.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- систематизировать представления учащихся об основах православной и католической
духовной музыки;
- закрепить понимание приёмов развития музыки духовной и светской в процессе
интонационно-образного анализа произведений;
- формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой
информации об основах православной и католической музыки в Интернете, различных
справочниках, а также умение излагать своё мнение в устной и письменной форме, делать выводы.
2. Развивающая:
- развивать креативные способности учащихся через подготовку и представление
творческой работы на тему «Духовная музыка», «Светская музыка»;
- создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся;
- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными
средствами с помощью словаря эмоциональных терминов В.Г. Ражникова;
3. Воспитательная
-приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и
светской музыки;
-создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к
музыкальному искусству;
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Вид урока: Расширение и углубление знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная
Ход урока
Организационно-мотивационный момент
СЛУШАНИЕ
Песня М. Минков на слова Ю. Энтина «Дорога добра»
Приветствие:
Друзья мои, я очень рада
Зайти в приветливый ваш класс
И для меня всегда награда
Сиянье ваших умных глаз,
Я знаю в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же музыку и творчество
И вместе создадим урок.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок начался с песни Марка Минкова на стихи Юрия Энтина «Дорога добра». И вместе с этой песней я вам всем желаю только добра и надеюсь, что у нас с вами сегодня всё получится!
Дети настраиваются на интонацию урока, подготавливаются к работе
Создание положительного эмоционального настроя на урок способствует формированию позитивного эмоционального фона, эмоциональной отзывчивости обеспечивает комфортность. Дети становятся более отзывчивыми, открытыми для общения и восприятия новых знаний.
Актуализация знаний учащихся.
Цель этапа: создать условия для актуализации знаний учащихся по пройденному материалу.
- Скажите пожалуйста, что такое развитие? (Это изменение) - Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
- А для каждого из нас важно развитие? (Да). И для каждого человека и для вас и для меня важно развитие. Так вот я вам желаю, чтобы на сегодняшнем уроке вы получили хотя бы частичку тех знаний, которые помогли бы вам в вашем дальнейшем развитии!
- Скажите, а то, что вы отгадывали сегодня в кроссворде имеет отношение к развитию? (Да). К развитию чего? (Музыки) Всё это приёмы и способы развития музыки, из чего складывается музыкальная драматургия.
Дети разгадывают кроссворд в группе, используя накопленные знания и с помощью тетрадей по музыке
Дети вспоминают тему полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Определение и осознание учащимися целей и задач урока
Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:
- с помощью музыкальных примеров и наводящих вопросов подвести учащихся к постановке целей и задач урока
Цели и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- самостоятельное и осознанное определение учащимися целей и задач урока, результата деятельности, который должен быть достигнут
- Как мы можем определить тему сегодняшнего урока?
Музыка духовная и музыка светская – два направления музыкальной культуры – тема нашего сегодняшнего урока.
- Ребята! Как вы думаете, какую цель мы сегодня перед собой поставим?
- Ответьте себе на два вопроса: Что я хочу сегодня узнать? Чему хочу научиться?
Формулируют тему урока. Пытаются определить его цели и задачи.
- Первое в церкви, второе на балу у короля.
- Первое произведение связанное с религией, с Богом, трагичное, скорбное, а второе более праздничное, танцевальное, торжественное, оно не может звучать в церкви, а исполняется в залах, на балах, на приёмах. Музыкальная драматургия построена принципе повтора и контраста создаёт образ торжественного танца менуэта.
Музыка духовная и музыка светская.
-Сформировать представления о духовной и светской музыке.
- Что лежит в основе музыки православной и католической церквей.
-Вспомнить что такое камерная и симфоническая музыка.
- Обратить внимание на особенности драматургии этой музыки
Самостоятельное выделение темы и задач урока;
При определении целей и задач урока учитываются индивидуальные особенности учащихся класса. Используется эффективный приём подсказки. Затем при помощи вспомогательных слов учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока.
Открытие новых знаний.
Ребята, вам дано было творческое задание приготовить сообщение по теме нашего урока. Каждая группа готовила задание по своей теме. Как вы справились с этим заданием, сейчас мы увидим. Третья и четвёртая группа у нас особенные. Они не просто зрители, и ценители. Результат того, что они увидели, зафиксировали и поняли на уроке, они выразят тоже в творческих работах. Им в течение урока нужно будет создать коллажи на тему светская и духовная музыка, а также написать синквейн на эту тему и защитить свои работы.
Остальные учащиеся внимательно слушают выступления своих одноклассников, с помощью информационных карт задают вопросы, делают выводы, фиксируют информацию, оценивают выступления.
Третья и четвёртая группа собирают коллажи на тему «Духовная» и «Светская музыка» из набора картинок. Правила создания коллажей находятся в каждой группе. Кроме этого они сочиняют синквейны: «Духовная музыка», «Светская музыка».
(Выбор темы коллажа и синквейна проходит по жребию)
Формируются познавательные мотивы учения, умение находить информацию, пользуясь сетью Интернет, справочниками.
Развиваются креативные способности детей, умение анализировать информацию и брать для себя самое главное, осознанно строить речевое высказывание, а также умение задавать вопросы и дополнять ответы с помощью информационных карт.
Актуализация знаний (слушание, анализ)
А теперь я предлагаю вам послушать музыку и проанализировать её.
- Какой характер первого произведения?
Монахиня Ирина Денисова «Дни мои»
(Скорбный, возвышенный, спокойный, молитвенный, набожный, смиренный)
- Какова музыкальная драматургия этого хора, что в основе этой музыки, каково построение музыки?
(Содержание хора развёртывается в полифонической форме – фуге)
В основе музыки православной – ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
(Драматургия образов страдания, смерти и воскресения Христа является основой развития церковной музыки). Многоголосие
-Каково предназначение духовной музыки?
Духовная музыка – её предназначение велико – возвысить человека, дать ему понятие его предназначения в этом мире. Она обращена к душе человека.
2.А. Бородин Квартет №2, 3 часть «Ноктюрн»
- Каков характер музыки?
(Характер спокойный, созерцательный, нежный, таинственный, мечтательный, напевный, похож на разговор людей).
- Каковы приёмы развития? (Приём развития имитация, повтор)
Образ любви и нежности.
_ Это музыка камерная или симфоническая?
(Камерная. Звучит мало инструментов, квартет)
- А что самое важное во всех этих произведениях? (Музыка обращена к человеку, его душе).
Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились над данным заданием и сделали прекрасные выводы из всего услышанного и увиденного. (5 минут)
Сворачиваю презентацию!
Слушают фрагменты, работают индивидуально, а затем представитель группы анализирует произведение, пользуясь словарём эмоциональных терминов Ражникова. Определяют способы и методы музыкальной драматургии того или иного произведения. Всё основывается на методе сравнения и анализа. Остальные дети активно воспринимают информацию, дополняют ответ.
Церковная музыка всегда обращается к темам Священного Писания.
Дети охарактеризовывает данное произведение, сравнивают с произведением католическим, называют что в основе католической музыки лежит хорал, а в основе православной – знаменный распев.
Духовная музыка исполнялась в церкви, чтобы возвысить человека к Богу, дать понятие, зачем человек на земле. Она обращена к душе человека и направлена на изменение души человека в её лучшую сторону.
Музыка камерная, исполняется небольшим количеством исполнителей. Музыкальная тема сначала звучит у виолончели, а затем имитируется у скрипки.
Создаётся образ любви и нежности.
Самое важное во всех произведениях то, что музыка обращена к человеку, его душе и помогает в развитии лучших нравственных и моральных качеств человека, даже если она светская.
Учащиеся, прослушав произведение, работая в учебных картах, анализируют, высказывают свое отношение к нему, называют образы, приёмы развития музыки, особенности музыки католической, православной, камерной, симфонической.
Делают выводы об услышанной музыке. Происходит самостоятельный поиск и выделение информации, углубленное понимание искусства, совершенствование навыка интонационно-образного анализа музыкальных произведений.
Осмысление изученного материала.
А теперь хочется проверить, насколько вам понятна тема сегодняшнего урока. Для этого проведём быстрый тест, в котором нужно всего лишь выбрать ответ да или нет. Тест каждый выполняет самостоятельно, а один человек на компьютере. Итак, начинаем… (2 мин)
Тест выводится на экран (из другой папки)
Поменяйтесь листочками. Проверяем тест. Оцениваем работы. (Два неправильных ответа – минус 1 балл)
- Молодцы, вы быстро справились с заданием! Значит, вы тщательно готовились к уроку.
Активно принимают участие в решении теста, стараются ответить на вопросы правильно. Каждый делает тест самостоятельно.
Затем меняются тестами и проверяют друг друга, выставляют отметки (взаимопроверка).
Активизируется внимание, память детей.
Дети учатся оценивать друг друга адекватно, не смотря на отношения друг с другом, а по результатам работы.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
А теперь хотелось бы выслушать 3 и 4 группу, которая готовила коллажи на тему нашего урока и синквейны. Пожалуйста, ребята.
Вернёмся к учебной задаче, которую вы поставили вначале урока. Как она звучала?
- Дать понятие духовной и светской музыки.
- Что лежит в основе музыки православной и католической церквей.
- Какую музыку мы можем назвать духовной, а какую светской?
- Что лежит в основе музыки православной и католической церквей. (Хорал и знаменный распев, написанный на религиозные тексты)
Познакомившись сегодня с духовной и светской музыкой, мы можем говорить о том, как единое нравственное начало раскрывается в зависимости от закона жанра. И если мы с вами обратимся к истокам драматургии, то увидим, что они восходят к заклинаниям в мифологических обрядах, к проповеди в церковной практики и к поучениям.
Вам, ребята, сейчас более понятны простые жанры в музыке, в которых тоже очень хорошо благодаря текстовому содержанию и музыкальной выразительности определяется предназначение делать добро, созидать и преумножать его.
И в музыке духовной и в музыке светской едины нравственные начала, в одном случае – в молитвенном характере музыки, в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения. «Мой друг, всегда иди Дорогою добра!»
Дети представляют свои коллажи, объясняя о какой музыке идёт речь, рассказывают синквейн, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.
Духовная музыка исполняется в церкви и всегда обращается к темам Священного Писания! Светская музыка - это такая музыка, которая ни при каких обстоятельствах не может использоваться для религиозных служб или ритуалов, а служит для ублажения, развлечения и увеселения светского общества в домах знати.
Хорал и знаменный распев, написанный на религиозные тексты.
- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами с помощью словаря эмоциональных терминов В.Г. Ражникова;
Вы послушали сегодня много музыки разной. Я предлагаю вам домашнее задание такое: представьте себя ведущим концерта и напишите вступительное слово к одному из полюбившихся вам произведений. Произведение можете ещё раз прослушать с помощью Интернета.
Задание это у вас на листочках, вы их забираете с собой и учебные карты себе в помощь тоже можете взять с собой.
Ребята! Урок наш подошёл к концу. А закончить мне хотелось бы такими словами:
Живее ветра, света, дня,
Снежинок, капелек дождя,
Крылатых птиц и облаков,
Восторгов, слез, улыбок, слов.
Она как жизни естество,
Она в начале у всего.
Мир в звуках музыки рождался
И с нею на века сливался.
Любите музыку.
Всем спасибо за урок!
До новых встреч!
Дети берут задания и выполняют их дома, самостоятельно.
Дети формируют навык самоопределения. Сами ищут информацию, сочиняют творчески вступительное слово. Формируется творческо-образное мышление в процессе выполнения домашней работы