Кабардино-Балкарская Республика
Прохладненский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2с.Карагач»
Современный урок с поддержкой ИКТ
в рамках районного конкурса
по финансовой грамотности в 11 классе
по теме
«Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия»
Учитель истории и обществознании высшей категории:
Танова Римма Хангериевна
Апрель 2020 год
«Твоя будущая пенсия зависит от тебя,
сделай её достойной».
Тема урока: «Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия».
Проводится в рамках программы элективного курса по финансовой грамотности в 10 -11 классах, по реализацию проекта Министра финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Цель урока:
1.Формировать представление об основных положениях пенсионного обеспечения в России;
2.Создать условия для формирования понимания личной ответственности каждого за свою будущую пенсию.
3.Способствовать формированию у молодёжи новой «пенсионной культуры», ответственности.
Задачи:
Рассмотреть сущность пенсионной системы Российской Федерации.
Способствовать формированию гражданско-правовой грамотности, овладению основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следованию этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута), применению полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
Воспитывать уверенность в завтрашнем дне, уважение к старости.
Задачи урока реализуются через следующие аспекты:
Образовательный: формирование представления о понятии пенсия, пенсионный фонд, пенсионная система, виды пенсий, пенсионная формула и т.д.
Развивающий: формирование навыков познавательной деятельности, умения анализировать делать самостоятельные обоснованные выводы; развивать коммуникативные способности учащихся; совершенствование навыки самостоятельной и групповой работы; развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией; расширение лексического запаса.
Воспитательный: формировать интерес к финансовой грамотности, формирование способности к экономическому развитию, реализация творческого потенциала и моральных норм; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика; формировать ответственное отношение к пенсии, как к лучшей оценке результата той трудовой и социальной жизни, в которую вступают завтра выпускники.
Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.
Планируемые результаты
Личностные:
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые по подготовке к будущей жизни в сфере формирования будущей пенсии.
Предметные:
•понимать что, будущая пенсия зависит от тебя, и надо сделай её достойной;
• различать виды пенсий;
Метапредметные:
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения поставленных задач;
• самостоятельно выражать свои мысли
• работать в команде.
Результаты.
Личностные результаты: (личностные УУД)
- понимание культурного многообразия мира, уважения к истории своего народа;
- формирование устойчивого познавательного интереса;
- формированию у молодёжи новой «пенсионной культуры», ответственности.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать экономические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.
Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ -компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- осуществление индивидуальной образовательной траектории;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; анализировать вопросы, формулировать ответы; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок;
- вступление в речевое общение; планирование способа взаимодействия.
Предметные: (знания, умения, представления)
Научатся: самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и других источников, выделять в тексте главное.
Получат возможность научиться: давать оценку экономическим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
УУД личностные: Л1 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные:
Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности;
Р2 – осознанно и произвольно строит речевые высказывания в устной и письменной форме;
Р3 – контролировать т и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные:
П1 – определяют основную и второстепенную информацию;
П2 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
УУД коммуникативные:
К1 – приобретают опыт работы в группе;
К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.
Оборудование.
Презентации «Все для будущей пенсии», видеоролик «Думай о пенсии смолоду» «Яндекс. Видео», мультфильм «Пенсия» (yotube.com), раздаточный материал учебники, аудиозаписи онлайн-урока «Всё о будущей пенсии»,
- компьютер;
- интерактивная доска для заполнения таблицы;
- мультимедийный проектор;
- кейс - пакет для работы в группах;
Тип урока: освоение новых знаний.
Форма занятия: исследование в процессе деятельности.
Технология: проблемное обучение.
Методы и приемы: Активные методы обучения: кейс-метод, проблемный метод; синквейн, групповое обучение.
Текстоориентированный (выбор необходимой информации из текста)
Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
Интегрированный (связь с информатикой, обществознанием, правом)
Личностно-ориентированный (привитие финансовой просвещённости)
Урок нужно построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремится установить сотрудничество между учителем и детьми.
Актуальность проведения данного урока:
Современная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Финансовая грамотность уже признана в мире таким же необходимым жизненным умением в 21 веке, как чтение и письмо
План изучения темы урока:
1.История пенсий в России.
2.О пенсионном фонде РФ.
3.Как устроена пенсионная система России.
4.Для чего нужен СНИЛС и трудовая книжка?
5.Виды пенсий в России.
6.Как сформировать достойную пенсию.
Структура урока включает в себя следующие этапы:
Этапы | Продолжительность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Оргмомент | 1 мин | Приветствие |
II. Обсуждение базовых понятий | | |
2.1. Мотивация | 8 мин | Просмотр мультфильма «Пенсия». Учащиеся участвуют в обсуждении мультфильма и формулируют проблему урока. Формирование групп (две группы) |
2.2 2.3 2.4 | 15 мин | «Экскурсия в прошлое» о пенсионном обеспечении в России с использованием презентации «Думай о будущей пенсии» и учебник. Аудиоматериал выступления работника ЦБ РФ Ольшанской Е.Н. о пенсионном фонде России. СНИЛС и ТРУДОВАЯ КНИЖКА - конкурс капитанов групп на интересное сообщение об этих документах и составить СИНКВЕЙНЫ |
2.5. Работа в группах | | Работа с кейс-пакетами: пенсионная формула. Команды получают задание вспомнить пенсионную формулу и решить задачу по начислению пенсии |
III. Формирование умения определять и оценивать варианты будущей пенсии | 10 мин | «Мозговой штурм»: Используя слайды и учебники, ребята делятся знаниями о видах пенсий и заполняют таблицу «за» и «против» проблемы урока. Просмотр видеоролика «Думай о пенсии смолоду». |
IV.Заключительный этап урока | 5 минут | Практико – аналитическое задание по развитию личностных и коммуникативных УУД. БЛИЦ - ТУРНИР капитанов |
IV. Подведение итогов урока | 4 мин | 1.Тестирование 2.Рефлексия: учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
V. Обсуждение домашнего задания | 2 мин | Тест по теме «Пенсионная система в РФ» |
1.На организационном этапе урока нужно создать эмоциональный настрой к предстоящей работе.
Учитель: Древнегреческий учёный Пифагор выделил 4 периода жизни человека:
1.Период становления до 20 лет - это весна.
2.Период молодости с 20 до 40 лет – это лето
3. Период зрелости, когда человек находится в расцвете сил с 40 до 60 лет - это осень.
4.Период старения с 60 до 80 лет – это зима.
Весну и лето мы очень любим. Это тепло, радость, веселье, беззаботность, как и ваша юность и молодость. Но за летом приходит осень и наконец, наступает холодная зима, которую мы терпим из-за зимних забав. Мы его побаиваемся немного, но она обязательно придёт. Это закон природы.
Чтобы повести зиму легко, беззаботно, нужно подготовиться к ней летом.
Так и старость, ребята. Она следует за молодостью. Каждый из вас в своё время достигнет пенсионного возраста.
Нужно ли сегодня думать о будущей пенсии? (Проблема урока)
2.При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод.
Учитель: В молодости нам хватает силы и здоровье, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. А в старости как? Как обеспечить себе достойное существование? Кто поможет вам ещё в старости, кроме своих родных? (Государство)
Как? (с помощью пенсионного обеспечения)
3.Мотивация и активизация опорных знаний: мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний: просмотр мультфильма «Пенсия» поможет смотивировать учащихся на тему урока .
Учитель: В вашем возрасте кажется, что такие слова «пенсия», «пенсионер» не имеют большого значения. Вы думаете, что с вами этого не случится, а значит и нечего об этом беспокоиться. Но старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия. И знания пенсионного законодательства вам точно смогут пригодиться, если только вы не думаете, как герой мультфильма.
3.Цель и учебные задачи ставят сами дети и определяют проблему урока:
ПОЧЕМУ ВАЖНО ДУМАТЬ О ПЕНСИИ СЕЙЧАС?
Учитель: Ребята, я думаю, мы в ходе нашего урока, сможем ответить на вопрос: нужно ли думать о пенсии смолоду? На материале по пенсионному законодательству, который мы получим на уроке нужно подтвердить или опровергнуть данное высказывание. Все выводы мы будем заносить в таблицу.
Проблемный вопрос | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
Нужно ли думать о пенсии смолоду? | | |
| |
4.На начальном этапе изучения темы можно провести экскурсию в прошлое и вспомнить, когда и кем упоминалось в России о пенсионном обеспечении, используя презентацию и материалы учебника. СЛАЙД 6 стр.19
5.После расшифровки на доске аббревиатуры ПФР, ребятам предоставить аудиоматериал выступления работника Центрального Банка РФ Ольшанской Елены Николаевны о пенсионном фонде России. АУДИО
6. На уроке были представлены документы (СНИЛС и ТРУДОВАЯ КНИЖКА).
Образовавшиеся 2 группы рассказывают много интересного об этих важнейших документах. СЛАЙД 13 -14. стр14
7. Работа с кейс-пакетами.
а. Вспомнить пенсионную формулу и решить задачи по расчёту пенсий. (Используются задачи из Рабочей тетради) Слайд 21
Б.Составить синквейны
8.Используя слайды и учебники, ребята делятся знаниями о видах пенсий: пенсия по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная и социальная пенсия и заполняют таблицу «за» и «против» проблемы урока «Нужно ли думать о пенсии смолоду?» Слайды 22-24
9.На заключительном этапе урока практико – аналитическое задание, которое способствует развитию личностных и коммуникативных УУД.
А) БЛИЦ - ТУРНИР капитанов
Какая реформа произошла в пенсионной системе РФ?
Почему повысили пенсионный возраст?
У этих людей пенсионный возраст повышается, но выходить на пенсию эти люди всё равно будут раньше других в силу своих профессий. Кто эти люди?
Во сколько вы выйдете на пенсию?
Б) «Мозговой штурм»: работа с таблицей
Учитель: ребята, мы с вами хорошо поработали. Давайте теперь вернемся к нашему проблемному вопросу: нужно ли думать о пенсии смолоду? (обсуждение результатов заполнения таблицы). Выступление команд.
1 команда: Здравствуйте! Очень хочу услышать ваш ответ.
Я устроился на работу, заработная плата 30 тысяч рублей, но 20 тысяч рублей я получаю в конверте, а 10 тысяч по ведомости. Мой товарищ получает намного ниже меня 10 тысяч по ведомости, в конвертах им денег не платят. После того, как мы станем пенсионерами, будет ли моя пенсия больше чем у моего товарища?
Ответ команды:
Нет. Взносы в Пенсионный фонд работодатели отчисляют с официальной зарплаты (зарплата по ведомости). Так что пенсионные накопления у вас и вашего товарища будут одинаковые, так как и зарплата у вас по ведомости одинаковая.
Советы: Избегайте работодателей, уклоняющихся от уплаты налогов и взносов или выдающих жалование « в конверте», контролируй, начисляет ли работодатель взносы в ПФ.
Внимательно изучай письма ПФ о состоянии твоего лицевого счета.
Вывод для таблицы: в течение трудовой деятельности ты должен заботится о постоянном зачислении взносов в Пенсионный фонд.
Выступление 2 команды:
Здравствуйте! Очень хочу услышать ваш ответ. Мне 16 лет. Я услышала, что можно увеличить свою будущую пенсию. Как можно это сделать?
Ответ команды:
Советы: сделать это просто. Обдуманно выбирай управляющую компанию или НПФ.
Не забывай контролировать работу выбранной тобой управляющей компании или НПФ. Информация о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющей компанией, которую ты выбрал, указывается в выписке о состоянии твоего ИЛС. Если ты в свое время передал свои пенсионные накопления в НПФ, то жди письмо и от него с информацией о результатах инвестирования.
Вывод для таблицы: Не спеши инвестировать пенсию. Внимательно изучай управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.
(Выводы высвечиваются на интерактивной доске и дети записывают их
в тетрадях).
Проблемный вопрос | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
Нужно ли думать о пенсии смолоду? | Необходимо как можно быстрее устроиться на работу, чтобы получить СНИЛС, на которой работодатель будет перечислять деньги на твою будущую пенсию | НПФ могут лишиться лицензии |
В течение трудовой деятельности ты должен заботится о постоянном зачислении взносов в Пенсионный фонд | Неизвестно смогут ли фонды что-то заработать |
Не забывай контролировать работу выбранной тобой управляющей компании или НПФ. Информация о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющей компанией, которую ты выбрал, указывается в выписке о состоянии твоего ИЛС. Если ты в свое время передал свои пенсионные накопления в НПФ, то жди письмо и от него с информацией о результатах инвестирования. | |
Учитель: исходя из результатов заполненной таблицы, можно сделать вывод - думать о пенсии действительно необходимо в молодом возрасте.
И какой будет твоя пенсия, зависит только от тебя!
11. Подведение итогов урока:
Учитель: Вы все активно поработали на уроке.
1.Давайте проверим насколько у вас прочные знания. Для этого предлагаю выполнить тестирование в учебнике на стр. 22 -23
Проверяем по монитору друг у друга. 14 плюсов – это «5» баллов, 12-13 –«4».
ИТОГО: Выставление оценок за работу
2.РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия деятельности может проходить в форме самооценки (по заранее подготовленным анкетам)
( поставить + или -)
у меня всё получилось
были затруднения, но я справился
у меня не получилось работать в группе
у тебя всё получилось
у тебя возникли затруднения, но ты справился
у тебя не получилось работать в группе
Оценка работы группы (поставить знак +)
Мы работали слаженно
и у нас всё получилось.
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
12.Домашнее задание: эссе по теме «Моя будущая пенсия в моих руках».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Проверь свои знания:
1. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является:
А) страховой агент;
Б) Пенсионный фонд Российской Федерации;
В) управляющая компания.
2. При регистрации в системе обязательного пенсионного страхования каждому гражданину открывается:
А) светлое будущее;
Б) возможность бесплатного проезда;
В) индивидуальный лицевой счет.
3. После регистрации в системе обязательно пенсионного страхования гражданину на руки выдается:
А) лицензия на пенсию;
Б) страховое свидетельство;
В) пенсионное удостоверение.
4. Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при достижении возраста:
А) женщины – 55, мужчины – 60;
Б) женщины –60, мужчины – 65;
В) женщины – 75, мужчины – 85.
5. Минимальный трудовой стаж, требуемый для установления трудовой пенсии по старости:
А) 1 месяц;
Б) 10 лет;
В) 5 лет.
6. Трудовая пенсия по старости состоит из нескольких частей:
А) государственной и личной;
Б) страховой и накопительной;
В) семейной и государственной.
7. Отметьте существующие виды пенсий:
А) по старости;
Б) по потере паспорта;
В) по инвалидности;
Г) по многодетности;
Д) по нетрудоспособности.
8. Взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают:
А) родители;
Б) страховая компания;
В) работодатель.
9. Кто может добровольно уплачивать дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии:
А) все граждане РФ;
Б) работающие граждане;
В) пенсионеры.
10. Как можно распорядиться своими пенсионными накоплениями:
А) перевести в банк;
Б) перевести в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд;
В) снять наличными.
14