СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия».

 Проводится в рамках программы элективного курса по финансовой  грамотности в 10 -11 классах, по  реализацию  проекта Министра финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

 Цель урока:

1.Формировать представление об  основных положениях пенсионного обеспечения в России;

2.Создать условия для формирования  понимания  личной ответственности  каждого за свою будущую пенсию.

3.Способствовать формированию у молодёжи  новой «пенсионной культуры», ответственности.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность пенсионной системы Российской Федерации.
  • Способствовать формированию гражданско-правовой грамотности, овладению основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следованию этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута), применению полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитывать уверенность в завтрашнем дне, уважение к старости

Просмотр содержимого документа
«"Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия»»

Кабардино-Балкарская Республика

Прохладненский муниципальный район


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2с.Карагач»





Современный урок с поддержкой ИКТ

в рамках районного конкурса


по финансовой грамотности в 11 классе

по теме

«Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия»











Учитель истории и обществознании высшей категории:

Танова Римма Хангериевна















Апрель 2020 год




«Твоя будущая пенсия зависит от тебя,

сделай её достойной».


Тема урока: «Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия».

Проводится в рамках программы элективного курса по финансовой грамотности в 10 -11 классах, по реализацию проекта Министра финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Цель урока:

1.Формировать представление об  основных положениях пенсионного обеспечения в России;

2.Создать условия для формирования  понимания  личной ответственности  каждого за свою будущую пенсию.

3.Способствовать формированию у молодёжи  новой «пенсионной культуры», ответственности.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность пенсионной системы Российской Федерации.

  • Способствовать формированию гражданско-правовой грамотности, овладению основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следованию этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута), применению полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

  • Воспитывать уверенность в завтрашнем дне, уважение к старости.

Задачи урока реализуются через следующие аспекты:

Образовательный: формирование представления о понятии пенсия, пенсионный фонд, пенсионная система, виды пенсий, пенсионная формула и т.д.

Развивающий: формирование навыков познавательной деятельности, умения анализировать делать самостоятельные обоснованные выводы; развивать коммуникативные способности учащихся; совершенствование навыки самостоятельной и групповой работы; развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией; расширение лексического запаса.

Воспитательный: формировать интерес к финансовой грамотности, формирование способности к экономическому развитию, реализация творческого потенциала и моральных норм; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика; формировать ответственное отношение к пенсии, как к лучшей оценке результата той трудовой и социальной жизни, в которую вступают завтра выпускники.

Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Личностные:

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые по подготовке к будущей жизни в сфере формирования будущей пенсии.

Предметные:

•понимать что, будущая пенсия зависит от тебя, и надо сделай её достойной;

• различать виды пенсий;

Метапредметные:
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения поставленных задач;

• самостоятельно выражать свои мысли

• работать в команде.

Результаты.

Личностные результаты: (личностные УУД)

- понимание культурного многообразия мира, уважения к истории своего народа;

- формирование устойчивого познавательного интереса;

- формированию у молодёжи  новой «пенсионной культуры», ответственности.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать экономические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция  своей деятельности.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ -компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- осуществление индивидуальной образовательной траектории;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; анализировать вопросы, формулировать ответы; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок;

- вступление в речевое общение; планирование способа взаимодействия.

Предметные: (знания, умения, представления)

Научатся:  самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и других источников, выделять в тексте главное.

Получат возможность научиться:  давать оценку экономическим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

УУД личностные:  Л1 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: 

Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности;

Р2 – осознанно и произвольно строит речевые высказывания в устной и письменной форме;

Р3 – контролировать т и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: 

П1 – определяют основную и второстепенную информацию;

П2 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

УУД коммуникативные: 

К1 – приобретают  опыт  работы в группе;

К2 – практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества.

Оборудование.

Презентации «Все для будущей пенсии», видеоролик «Думай о пенсии смолоду» «Яндекс. Видео», мультфильм «Пенсия» (yotube.com), раздаточный материал учебники, аудиозаписи онлайн-урока «Всё о будущей пенсии»,

- компьютер;

- интерактивная доска для заполнения таблицы;

- мультимедийный проектор;

- кейс - пакет для работы в группах;


Тип урока: освоение новых знаний.

Форма занятия: исследование в процессе деятельности.

Технология: проблемное обучение.

Методы и приемы: Активные методы обучения: кейс-метод, проблемный метод; синквейн, групповое обучение.


Текстоориентированный (выбор необходимой информации из текста)


Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)


Интегрированный (связь с информатикой, обществознанием, правом)


Личностно-ориентированный (привитие финансовой просвещённости)

Урок нужно построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремится установить сотрудничество между учителем и детьми.


Актуальность проведения данного урока:

Современная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Финансовая грамотность уже признана в мире таким же необходимым жизненным умением в 21 веке, как чтение и письмо


План изучения темы урока:

1.История пенсий в России.

2.О пенсионном фонде РФ.

3.Как устроена пенсионная система России.

4.Для чего нужен СНИЛС и трудовая книжка?

5.Виды пенсий в России.

6.Как сформировать достойную пенсию.


Структура урока включает в себя следующие этапы:

Этапы

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

  1. Оргмомент

1 мин

Приветствие

II. Обсуждение базовых понятий



2.1. Мотивация

8 мин

Просмотр мультфильма «Пенсия». Учащиеся участвуют в обсуждении мультфильма и формулируют проблему урока.

Формирование групп (две группы)

2.2

2.3

2.4

15 мин

«Экскурсия в прошлое» о пенсионном обеспечении в России с использованием презентации «Думай о будущей пенсии» и учебник.

Аудиоматериал выступления работника ЦБ РФ Ольшанской Е.Н. о пенсионном фонде России.

СНИЛС и ТРУДОВАЯ КНИЖКА - конкурс капитанов групп на интересное сообщение об этих документах и составить

СИНКВЕЙНЫ

2.5. Работа в группах


Работа с кейс-пакетами: пенсионная формула. Команды получают задание вспомнить пенсионную формулу и решить задачу по начислению пенсии

III. Формирование умения определять и оценивать варианты будущей пенсии

10 мин

«Мозговой штурм»: Используя слайды и учебники, ребята делятся знаниями о видах пенсий и заполняют таблицу «за» и «против» проблемы урока.

Просмотр видеоролика «Думай о пенсии смолоду».

IV.Заключительный этап урока

5 минут

Практико – аналитическое задание по развитию личностных и коммуникативных УУД.

БЛИЦ - ТУРНИР капитанов

IV. Подведение итогов урока

4 мин

1.Тестирование

2.Рефлексия: учащиеся отвечают на вопросы учителя.

V. Обсуждение домашнего задания

2 мин

Тест по теме «Пенсионная система в РФ»

1.На организационном этапе урока нужно создать эмоциональный настрой к предстоящей работе.

Учитель: Древнегреческий учёный Пифагор выделил 4 периода жизни человека:

1.Период становления до 20 лет - это весна.

2.Период молодости с 20 до 40 лет – это лето

3. Период зрелости, когда человек находится в расцвете сил с 40 до 60 лет - это осень.

4.Период старения с 60 до 80 лет – это зима.

Весну и лето мы очень любим. Это тепло, радость, веселье, беззаботность, как и ваша юность и молодость. Но за летом приходит осень и наконец, наступает холодная зима, которую мы терпим из-за зимних забав. Мы его побаиваемся немного, но она обязательно придёт. Это закон природы.

Чтобы повести зиму легко, беззаботно, нужно подготовиться к ней летом.

Так и старость, ребята. Она следует за молодостью. Каждый из вас в своё время достигнет пенсионного возраста.

Нужно ли сегодня думать о будущей пенсии? (Проблема урока)


2.При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод.

Учитель: В молодости нам хватает силы и здоровье, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. А в старости как? Как обеспечить себе достойное существование? Кто поможет вам ещё в старости, кроме своих родных? (Государство)

Как? (с помощью пенсионного обеспечения)

3.Мотивация и активизация опорных знаний: мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний: просмотр мультфильма «Пенсия» поможет смотивировать учащихся на тему урока .

Учитель: В вашем возрасте кажется, что такие слова «пенсия», «пенсионер» не имеют большого значения. Вы думаете, что с вами этого не случится, а значит и нечего об этом беспокоиться. Но старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия. И знания пенсионного законодательства вам точно смогут пригодиться, если только вы не думаете, как герой мультфильма.

3.Цель и учебные задачи ставят сами дети и определяют проблему урока:

ПОЧЕМУ ВАЖНО ДУМАТЬ О ПЕНСИИ СЕЙЧАС?

Учитель: Ребята, я думаю, мы в ходе нашего урока, сможем ответить на вопрос: нужно ли думать о пенсии смолоду? На материале по пенсионному законодательству, который мы получим на уроке нужно подтвердить или опровергнуть данное высказывание. Все выводы мы будем заносить в таблицу.


Проблемный вопрос

Аргументы

«за»

Аргументы

«против»


Нужно ли думать о пенсии смолоду?






4.На начальном этапе изучения темы можно провести экскурсию в прошлое и вспомнить, когда и кем упоминалось в России о пенсионном обеспечении, используя презентацию и материалы учебника. СЛАЙД 6 стр.19

5.После расшифровки на доске аббревиатуры ПФР, ребятам предоставить аудиоматериал выступления работника Центрального Банка РФ Ольшанской Елены Николаевны о пенсионном фонде России. АУДИО

6. На уроке были представлены документы (СНИЛС и ТРУДОВАЯ КНИЖКА).

Образовавшиеся 2 группы рассказывают много интересного об этих важнейших документах. СЛАЙД 13 -14. стр14

7. Работа с кейс-пакетами.

а. Вспомнить пенсионную формулу и решить задачи по расчёту пенсий. (Используются задачи из Рабочей тетради) Слайд 21


Б.Составить синквейны

8.Используя слайды и учебники, ребята делятся знаниями о видах пенсий: пенсия по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная и социальная пенсия и заполняют таблицу «за» и «против» проблемы урока «Нужно ли думать о пенсии смолоду?» Слайды 22-24

9.На заключительном этапе урока практико – аналитическое задание, которое способствует развитию личностных и коммуникативных УУД.

А) БЛИЦ - ТУРНИР капитанов

  • Какая реформа произошла в пенсионной системе РФ?

  • Почему повысили пенсионный возраст?

  • У этих людей пенсионный возраст повышается, но выходить на пенсию эти люди всё равно будут раньше других в силу своих профессий. Кто эти люди?

  • Во сколько вы выйдете на пенсию?

Б) «Мозговой штурм»: работа с таблицей

Учитель: ребята, мы с вами хорошо поработали. Давайте теперь вернемся к нашему проблемному вопросу: нужно ли думать о пенсии смолоду? (обсуждение результатов заполнения таблицы). Выступление команд.

1 команда: Здравствуйте! Очень хочу услышать ваш ответ.

Я устроился на работу, заработная плата 30 тысяч рублей, но 20 тысяч рублей я получаю в конверте, а 10 тысяч по ведомости. Мой товарищ получает намного ниже меня 10 тысяч по ведомости, в конвертах им денег не платят. После того, как мы станем пенсионерами, будет ли моя пенсия больше чем у моего товарища?

Ответ команды:

Нет. Взносы в Пенсионный фонд работодатели отчисляют с официальной зарплаты (зарплата по ведомости). Так что пенсионные накопления у вас и вашего товарища будут одинаковые, так как и зарплата у вас по ведомости одинаковая.

Советы: Избегайте работодателей, уклоняющихся от уплаты налогов и взносов или выдающих жалование « в конверте», контролируй, начисляет ли работодатель взносы в ПФ.

Внимательно изучай письма ПФ о состоянии твоего лицевого счета.

Вывод для таблицы: в течение трудовой деятельности ты должен заботится о постоянном зачислении взносов в Пенсионный фонд.


Выступление 2 команды:

Здравствуйте! Очень хочу услышать ваш ответ. Мне 16 лет. Я услышала, что можно увеличить свою будущую пенсию. Как можно это сделать?

Ответ команды:

Советы: сделать это просто. Обдуманно выбирай управляющую компанию или НПФ.

Не забывай контролировать работу выбранной тобой управляющей компании или НПФ. Информация о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющей компанией, которую ты выбрал, указывается в выписке о состоянии твоего ИЛС. Если ты в свое время передал свои пенсионные накопления в НПФ, то жди письмо и от него с информацией о результатах инвестирования.

Вывод для таблицы: Не спеши инвестировать пенсию. Внимательно изучай управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

(Выводы высвечиваются на интерактивной доске и дети записывают их

в тетрадях).


Проблемный вопрос

Аргументы

«за»

Аргументы

«против»

Нужно ли думать о пенсии смолоду?

Необходимо как можно быстрее устроиться на работу, чтобы получить СНИЛС, на которой работодатель будет перечислять деньги на твою будущую пенсию

НПФ могут лишиться лицензии

В течение трудовой деятельности ты должен заботится о постоянном зачислении взносов в Пенсионный фонд

Неизвестно смогут ли фонды что-то заработать

Не забывай контролировать работу выбранной тобой управляющей компании или НПФ. Информация о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющей компанией, которую ты выбрал, указывается в выписке о состоянии твоего ИЛС. Если ты в свое время передал свои пенсионные накопления в НПФ, то жди письмо и от него с информацией о результатах инвестирования.




Учитель: исходя из результатов заполненной таблицы, можно сделать вывод - думать о пенсии действительно необходимо в молодом возрасте.

И какой будет твоя пенсия, зависит только от тебя!


11. Подведение итогов урока:

Учитель: Вы все активно поработали на уроке.

1.Давайте проверим насколько у вас прочные знания. Для этого предлагаю выполнить тестирование в учебнике на стр. 22 -23

Проверяем по монитору друг у друга. 14 плюсов – это «5» баллов, 12-13 –«4».

ИТОГО: Выставление оценок за работу

2.РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия деятельности может проходить в форме самооценки (по заранее подготовленным анкетам)

( поставить + или -)

 у меня всё получилось

 были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

 у тебя всё получилось

 у тебя возникли затруднения, но ты справился

у тебя не получилось работать в группе

Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

12.Домашнее задание: эссе по теме «Моя будущая пенсия в моих руках».











ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Проверь свои знания:

1.     Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является:

А)  страховой агент;

Б)  Пенсионный фонд Российской Федерации;

В)  управляющая компания.

2.     При регистрации в системе обязательного пенсионного страхования каждому гражданину открывается:

А)  светлое будущее;

Б)  возможность бесплатного проезда;

В)  индивидуальный лицевой счет.

3.     После регистрации в системе обязательно пенсионного страхования гражданину на руки выдается:

А)  лицензия на пенсию;

Б)  страховое свидетельство;

В)  пенсионное удостоверение.

4.     Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при достижении возраста:

А)  женщины – 55, мужчины – 60;

Б)  женщины –60, мужчины – 65;

В)  женщины – 75, мужчины – 85.

5.     Минимальный трудовой стаж, требуемый для установления трудовой пенсии по старости:

А)  1 месяц;

Б)  10 лет;

В)  5 лет.

6.     Трудовая пенсия по старости состоит из нескольких частей:

А)  государственной и личной;

Б) страховой и накопительной;

В)  семейной и государственной.

7.     Отметьте существующие виды пенсий:

А) по старости;

Б) по потере паспорта;

В) по инвалидности;

Г) по многодетности;

Д) по нетрудоспособности. 

8.     Взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают:

А)  родители;

Б)  страховая компания;

В)  работодатель.

9.     Кто может добровольно уплачивать дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии:

     А)  все граждане РФ;

     Б)   работающие граждане;

     В)  пенсионеры.

10. Как можно распорядиться своими пенсионными накоплениями:

     А)   перевести в банк;

     Б) перевести в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд;

      В)  снять наличными.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!