СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДУХОВНОСТЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие). Методическая разработка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"ДУХОВНОСТЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие)". Методическая разработка широко раскрывает понятия ДУХОВНОСТЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ, свойства земных и небесных благ, признаки духовности, цель человека в земной жизни. Данная разработка может быть использована во всех образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«ДУХОВНОСТЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие). Методическая разработка»

Духовность и нравственность в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие). Методическая разработка.


Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных. А если нет их, то какая нам остается надежда, какое утешение? Почему о них всегда нужно молить Бога и их просить. О них молиться научил нас Христос. (См. молитва Отче Наш, где все небесное) (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).


Почему одни богатеют, а другие бедствуют?


Как же, скажешь, богатеют люди злые? Как неправедные, преступные, хищники, лихоимцы? Не Бог дарует им это, нет. Но как же Бог попускает? Как попустил некогда богачу, соблюдая его для большего наказания. Вот послушай, что сказано ему: чадо! Ты получил уже доброе твое, а Лазарь – злое; ныне же он утешается, а ты страдаешь (Лк.16, 25). Итак, чтобы и нам не услышать этого голоса, нам, которые суетно и безрассудно проводят жизнь в роскоши и прилагают грехи ко грехам, станем заботиться о приобретении истинного богатства и совершенного любомудрия.

(Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).



Свойства земных и духовных благ.


Какая, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра – прах рассеянный; сегодня – огонь пылающий, а завтра – пепел остывший. Но не таковы блага духовные: они всегда сияют и цветут и с каждым днем становятся прекраснее. То богатство никогда не погибнет, никогда не переводится, никогда не истощается, никогда не подвергнет беспокойству, зависти или порицанию, не губит тела, не растлевает души, не возбуждает зависти, не навлекает ненависти, между тем как все это соединено с богатством. Та слава не доводит до безумия, не рождает надменности, никогда не перестает и не помрачится. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).



Духовные блага


Блага мирские имеют много завистников, а духовные чем большему числу людей достаются, тем обильнее оказываются. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).




Духовная пища


Что для тела пища, то для души изучение божественных вещаний, ибо не хлебом одним будет жить человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Послушай как Бог угрожает эти голодом и ставит наряду с наказанием и мучением: Он, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Ам. 8, 11). (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).




Свойства духовных и мирских сокровищь.


Мирские: (земные) хотя бы и были многочисленны и стекались со всех сторон, не будут сопровождать нас в будущую жизнь, не преелятся с нами на небо и не предстанут перед страшным престолом, но часто еще прежде нашей смерти оставляют нас и исчезают, если же и останутся до конца, то при смерти непременно отнимутся. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).



Духовные: сокровище есть приобретение неотъемлимое, оно повсюду следует за нами и на пути и при отшествии нашем и доставляет нам великое дерзновение перед престолом Божиим. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).



Свойства духовных благ


Таково духовное: будучи раздаваемо, оно еще более умножается, и чем большему числу сообщается, тем более оно увеличивается, так что и отдающий не чувствует никакой утраты, напротив, у него еще умножается имущество, и получающие становятся более богатыми. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).



Болезнь души (признак бездуховной жизни).


Мы много заботимся о теле, а о душе нисколько. Мы поступаем подобно человеку, который видя, что дом его обветшал и стены готовы разрушиться, вместо того, чтоб подержать их, обносит кругом его большую ограду; или подобно тому, кто, не заботясь об исцелении своего больного тела, готовит для него дорогие одежды. . (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).


А душа наша страждет от жестокой болезни, предается гневу, злословию, безрассудным желаниям, тщеславию, возмущению, прилеплена к земле и терзается столь многими зверями, а мы, не заботясь об избавлении ее от страстей, печемся о доме и о рабах. Если откуда-то тайно убежит медведица, то мы запираем дома, прячемся, чтобы не встретиться с ней, а теперь несмотря на то, что не один зверь, но многие, т.е. нечистые помыслы, терзают душу нашу, мы даже и не чувствуем этого…. (Симфония по творениям Свт. Иоанна Златоуста).



Происхождение Духа и Души.


Все люди, как и Ангелы Божии, - дыхания божии, оттого-то Ангелы и называются духами, или, то же, дыханиями Божества, а человеческие духи – душами, потому что они произошли от дыхания божественного и дышат богом. Святым Духом, сказано, всяка душа живится и чистотою возвышается. Но и все прочие твари называются дыханиями: всякое дыхание, сказано, да хвалит Господа (Пс.150, 6), потому что и они – от Духа Божия, хотя и непричасты разума и свободы, поэтому всякую тварь надо беречь… (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадского).


Дух животворит (Ин. 63)


По сошествии Святого Духа на апостолов, описанном в книге их Деяний, часто вспоминается о всепромыслительном действии Духа святого в Церки, о Его вседержавном руководительстве апостолами, их спасительной проповедью и действиями Церкви. Этот и есть иной Утешитель (см. Ин. 14, 16), всеблагой и всеистинный, Которого обещал послать апостолам Господь Иисус Христос. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадского).



Нравственность. Что значит «нравственный»?


Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли и углубляется в нее, кто в противность влечению сердца нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и Предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагет в основание прочные камни, кто предле и превыше всех других подвигов заботится о том, чтобы исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа (Святитель Димитрий Ростовский. Внутренний человек. Гл.4).



Нравственность


Начало премудрости есть страх Господень, от которого бывает хранение заповедей Божиих, а когда страха божия нет, то и нравственность во многих сословиях в большом упадке…(Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Преп Аввросий).



Борьба со страстями признак нравственного человека.


Просвещение научное может быть усваиваемо всеми народами без различия, но нравственное просвещение и чистота свойственны только христианину…

Как в миру, так и в монастыре волнуют человека страсти, но в миру с наслаждением предаются страстям, если не на деле, то в слове и мысли, а в монастыре идет борьба против влечения страстей, за что и получется от Господа награда и нравственное очищение. (Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Прп. Варсонофий, 20).



Духовность.


Каждый христианин, рожденный от воды и Духа (Ин.3, 5), должен быть духовным. (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).


Слова апостола: оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (Рим. 8, 4-9). ).(Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).



Духовными же назвал (апостол) христиан, которых и тела именует храмами Святого Духа: тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор.6, 19) (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).



Человек называется духовным по духу, если имеет в себе Духа Божия, как говорит о себе апостол: думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор.7, 40). Не имеющий в себе Духа Божия – плотской , а имеющий в себе Духа божия духовен, хотя и во плоти, как говорит апостол: ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом

( 2 Кор, 10, 3-4) (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).


Душа – духовный виноград.


Духовным виноградом является душа, насажденная в нашей плоти как бы в земле, но живущая больше там, где что-либо любит, нежели там, где существует. Существует она в плоти, а все ее желания там, где она что-либо любит: где сокровище…там и сердце (Мф.6, 21); где любимая кем-нибудь вещь, там и душа его. Корень этого духовного винограда души, углубляясь умом в то, о чем он мечтает непрестанно, и, обходя дольнее и горнее, там и насаждается, углубляясь своими помышлениями, где ему понравится, независимо от того, доброе это место или худое.

Пойдем же умным хождением прежде всего пределы мира сего и поищем хорошее место для насаждения нашего винограда) (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).


Душа – бисер.


Душа каждого человека – это бисер, и может ли сравнится с ним какой-нибудь из вещественных земных бисеров? Весь поднебесный мир не сравнится с ним: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф.16, 26). И не только в поднебесной, но и на небесах, среди всех созданий Божиих не найдется ничего драгоценнее души, ибо ради нее создано и небо, как говорит святой Златоуст: « Человек по душе своей дороже всего мира, ибо ради него созданы небо, и земля, и море, и солнце, и звезды. Цена же души такова, какова цена Крови Христовой, излиянной за нас». (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).

Этот бисер мы имеем без купли, ибо он дан ним Создателем нашим даром «Дал мне душу Божественным и животворящим вдохновением», и – нужно только суметь держать его, не потерять, не погубить души. Однако и этот бисер – душа, говорю, наша, - хотя по природе своей, созданной Богом, и совершенен, но по благодати несовершенен и требует еще много для своего совершенства, ибо кто может быть совершенным? Для того то-то многие из святых скитались в милостях, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин (Евр. 11, 37-38); прожили жизнь свою в столь многих трудах, желая достигнуть совершенства. (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).


Душа вечна. (Симфония по творения Свт. Димитрия Ростовского).


Понятие ДУХОВНОСТЬ.


… под словом «духовный», «духовность» …Священное Писание и святые отцы научают нас: человек может быть в трех состояниях: в естественном, нижеестественном или сверхъестественном. Эти состояния иначе иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, бесстрастное. Нижеестстественный, плотский, страстный есть служащий …временному миру…Естественный, душевный, пристрастный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, невидящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий как слепец, ощупью. Вышестоящий, духовный, бесстрастный есть тот, кого осенил Дух Святой, кто будучи исполнен им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего. Такие точно свет миру и соль земли – видят себя, видят ближних, а их увидеть может только подобный им духовный. Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2, 15)…Равным образом только те книги в точном смысле могут быть названы «духовными», которые написаны под влиянием святого духа. (Симфония по творениям Свт. Игнатия Брянчанинова).



Что значит жить духовно?


Апостол Павел пишет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Небудем тщеслваиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Галл. 5, 25 – 26). И паки: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Галл. 5, 16). Эти слова показываю нам, что значит духовно жить. (Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев).



Признаки Духовности (духа).


Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего твою душу.. Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко; когда на середине спокойствие и радость, тогда в тебе дух благой, Дух Святой; а когда в тебе недобрые помыслы или недобрые или недобрые сердечные движения, тогда – худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения, а дух благой есть дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда дух злой… (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадского).


Дух как ипостась Божия.


Свойства Духа.


Дух силен, мощен, оттого он легко носит тяжелое вещество; а плоть косна, бессильна, бессильна, и потому ее легко подавляет родное ей вещество. Потому Бог… носит весь мир сильным Словом Своим (см. Евр. 1, 3); потому же и дух человека благодатственного легко с Божией помощью покоряет свою плоть, даже плоть других, их духу 9как видим на святых), легко на молитве справляется с буквой слова, претворяя ее всю в дух, а плотский человек на каждом шагу подчиняется своей плоти и тяготится буквой молитвы, которой он не в силах обратить в дух, будучи сам плоть, или проникнуть нечистым, оплотянившимся духом своим в чистый, святой дух ее. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).



Свойства вещества. Свойство духа.


Нет ничего изменчивее вещества: оно изменяется в миллионы видов естественным образом по законам Творца, не говоря о чудных изменениях, например, огня в росу, воды в кровь, воды в вино, посоха в змия, даже человек иногда в тысячи видов изменяет вещество.

Свойства вещества – изменяемость. С духом разумным Господь этого не делает и не хочет делать: свойство духа есть неизменяемость. Но совершенствование в добре – дело разумного, сотворенного духа. То торжество духа над веществом, что дух изменяет его в тысячи видов. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).


В святых перевес духа над плотью виден в том, что они живут духом и во всем мире видят дух, во всем премудрость, всемогущество и благость Божию; во всех явления, во всех делах они видят отпечаток духа; в людях чувственных перевес плоти над духом открыается из того, что они во всем видят только то, что представляется их чувствам, и дальше своего носа, как говорится, не видят; человек чувственный, плотянойсмотрит на мир и видит его почти как животное неразумное, не удивляется в нем премудрости, присносущной силе и благости Творца; читает священную книгу и видит в ней только букву; молится ли – механически прибегает умом молитвы и не проникает в дух их, не знает искусства кланяться умом и истиной. Плоть господствует в образовании людей. (Смотрите, научаются ли в заведених важнейшему христианскому делу – молитве, научаются ли зреть Бога?) (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).


Где находится дух?


С величайшей осторожностью нужно держать в своем сердце сокровище Духа, реки воды живой (Ин. 7, 38). (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).



Необходимость укрепления в духе.


…необходимо укрепление нашей души от Духа Святого…каждую минуту нашего бытия, как дыхание, необходимо на молитве и во всей жизни; без укрепления Его душа наша постоянна склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной. (Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).


Содержание духа (духовности).


…не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги, иначе дух уничижим, а тело возвысим, потому что буквы тело, а содержание книги – дух. Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, оставь слушать, брось и тело, и дух музыки(Симфония по творениям Св. Иоанна Кронштадтского).


Что требует дух?


…дух требует, чтобы…в большем числе людей очищался образ (Симфония по творениям Свт. Григория Богослова).


Духовная жизнь – от Господа. Существо ее – пребывание души с Господом. (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.155).


Цель наша – жизнь в Боге через Господа Иисуса Христа (исполняя заповеди, принимая таинства и веря в Господа Иисуса Христа). (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.155).



Духовные возбудители: безжалостность к себе, стояние перед Богом вниманием, память о смерти.


Безжалостность устрояет внутренний крест, а он дает сораспятие Христу господу, за которое Господь тут же воздает и благом духовным… утешением и крепостию бодрою, готовою на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию вялости духа, сухости и безжизненности… Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно через телесное какое услаждение…(1, с. 241-242). (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.156).



Производители духовной жизни


Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу, с молитвенным в Нем пребыванием, - се производители жизни духовной (2, с. 177-178). (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.157).



Закон духовной жизни - каждый день полагать начало, прежнее забывая, кроме грехов.


Снова начинать - такой закон духовной жизни. Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, заднее все забывая, кроме грехов, о коих всегда надо каяться (2, с. 202 -203). (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.157).



Лучший способ противостоять земным влечениям.


…земное успевает увлекать нас и, как туманом, заслонять Небо. Лучший способ как подкрепить дух наш, в его борьбе с душою и телом при влечениях к земному, есть память об исходе и о последующем за ним Суде и предрешении участи нашей. (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.158).


Надо теребить свое сердце разными возбудительными помышлениями. А так оставлять его – оно возрастет тернием и волчцами, нечувствием, нерадением и невниманием (2, с. 212-213). (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.158).



Человек – храм Божий.


Мы все и по назначению своему должны быть храмами, как учит св. ап. Павел: не вести ли, яко храм Божий есте…и не это только утверждает, но и что и Дух Божий живет в нас (1 Кор. 3, 160. (2, с. 238-239). (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.158).


…стены у сего храма вашего – терпение , престол – благодарное богу сердце, песни – все религиозные чувства к Богу: вера, упование, преданность в святую волю Его и всякая молитва; регент в сем хоре – благоумный дух, слагающий песни и выполняющий их в непристанном богомыслии (2, с.239) (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.158- 159).



Жизнь духовная подлежит влиянию внешней обстановки.


Духовная жизнь не безусловно подлежит влиянию внешней обстановки и может цвести во всяком месте и при всяких положениях: ибо она вся во внутреннем строе и пред внешним не преклоняет выи, а, напротив, властвует над ним и его направляет (3, с. 27). (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.159).



Питание души


Питается же она (душа) тем, что через внимание пройдет в сердце и его займет…(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.158).


…нет греха, побеждающего Божие милосердие. … (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.161).




У человека три жизни: духовная, душевная и телесная. Потребность духовной жизни Бог раскрывает и зовет к ней.(гл)


Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни – а о той жизни Господь сказал, что там не женятся, не посягают, то есть что там житейских, земных порядков не будет, а будет порядок ангельский… (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.162).


См. книгу «Что есть духовная жизнь и как в ней установится?»

В ней …объяснено, что у человека есть три жизни – духовная, душевная и телесная. Первая обращена к Богу и Небу, вторая – к устроению земного быта, третья заботиться о жизни тела. Редко бывает, чтоб все сии жизни раскрывались в одинаковой силе, но у одного преобладает одна, у другого другая, у третьего третья. Выше всех духовная, потому что дух выше души и тела и потому что через нее человек становится ближе к своей цели, то есть к Небу и Богу. … (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.162-163).


Как блюсти внутреннюю неразвлеченность при хлопотах? Делать дела усердно, внимательно, постоянно и без попыхов. Всякое дело, какое предлежит вам делать, принимайте как самим Богом порученное и делайте его как Божие…(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.164).



О переустройстве внутреннего человека


Он Сам просится внутрь, стоит и толчет(стучит). Надо отворить Ему дверь. Ключ от двери сей – огненная ревность и безжалостное самоотвержение.

Кузница, где ключи эти делаются, - страшный страх за свою участь, если все внутри так останется, как есть теперь…Как только ключи изготовятся, они сами повернутся, отворят дверь – и се Господь-Здатель внутреннего храма. Тогда все пойдет спешно…и храмина внутренняя сожиздется. (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.166).



Домашние хлопоты надо обращать на угождение Богу.


Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в чиле дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию на вас наложенную. Пред всяким делом бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и потокончании возблагодарите Бога. И будет, что хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете…С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и упехи(4, с.92) . (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.166).


Домашнее поведение ревнующей о спасении.


Читайте Евангелие и другие книжки духовные каждое утро после молитвы. ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ СВОЙ УГОЛОК, ТО И ВЫ ВЫХОДИТЕ ИЗ НЕГО, НЕ ПОЧИТАВШИ И НЕ ПОМОЛИВШИСЬ. От этого будете иметь крепость духа и сердца (4, с.99) . (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.168).



Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи в утолении своей алчбы и жажды и гонит человека искать ее. Человек бежит искать, но как он вращается все в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения не бывает, голод, жажда не пресекаются, не прекращается и требование пищи, не прекращается и гоньба. И никогда она не прекратится в живущих по духу мира. (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.171).

Ибо всякий замкнут в себе и не различает лучей тепла жизни вокруг (9, с.9-12) там же (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.171).


сердце свое берегите от сочувствия и увлечений Симф. Ф.З.с.172



Три состояния человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, ее органы и потребности; нормальная и излишняя заботливость о теле.


…один орган, стоящий …вне системы прочих органов, именно орган слова, исключительно есть орган души, назначенный для служения ей одной (9, с.15-17) (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.173).


Жизнь душевная.


…душа приснодвижна и на одном стоять не в силах. Действия души: мыслительная, желательная и чувствующая. С. 174.



НРАВ


Сложившаяся жизнь требует соответственных себе дел. Как они повторяются часто, то естественно обращаются в навык, НРАВ, правило и характер. В совокупности всех такого рода навыков, правил и порядков устанавливается образ жизни известного лица, как из совокупности установившихся понятий составляется образ его мыслей и воззрений (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с.177).



Жизнь духовная. Достоинство человека (гл). с.180


Дух – сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его…Дух как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в свое исхождении от бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

  1. Страх Божий (свойства Бога).

  2. Совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благодати, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Совесть…эта стороны духа указывает что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно , что должно и чего недолжно делать, - указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей.

  3. Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. …ничего тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы не имел кто тварных вещей и благ, все ему мало.

(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 181).



Душа человеческая делает нас малым нечем выше животных, а дух являет нас малым нечим, умаленным от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт – действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии.

…в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством (9, с. 31-34) (Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 181).



Что такое ДУХ? Определение.


Ведая Бога, все и совестность являют, и чтут Бога, и молятся Ему, и чают будущей жизни, в коей каждому воздано будет по делам его. Сила, содержащая все такие верования и убеждения, есть дух…в каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных…(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 183).


Свойства духа.


Стремление к идеальности…(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 183).


Книги, написанные человеком и духом разные вещи.

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительн6ой, деятельной (воле) и чувственной (сердце)(гл.)


1. Мыслительная. В мыслительной части от действия духа является в душе стремление к идеальности…Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе…(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 183).


2. В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей…вершает дела и начинания вовсе не потому, что они хороши, добры и справедливы. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? – Из духа. В совести начертана норма святой – доброй и праведной жизни…(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 183).


3. В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха от пения, потому только, что то и другое – прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что – так красивие. Идем на прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною только красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умственно – созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области – из области духа. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская".Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи - сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух. Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить. Одуховлена ли Ваша душа? Ведь и Вы поете и музыкантствуете! Когда-нибудь мы с Вами прокритикуем эту Вашу сторону по указанному требованию, что должны представлять изящные искусства.

(Симфония по творениям Свт. Феофана. – М.: ДАРЪ, 2006, с. 187).





15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!