СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовное развитие общества. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Духовное развитие общества" предназначена для учителей и учащихся 11 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Духовное развитие общества. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень»

Урок 75-76  Обществознание 11, профильный уровень Глава III . Духовная культура Духовное развитие общества Д.З: § 28, ?? (с.308), задания (с.308), источник (с.309-310) © А.И. Колмаков

Урок 75-76

Обществознание 11, профильный уровень

Глава III . Духовная культура

Духовное развитие общества

Д.З: § 28, ?? (с.308), задания (с.308),

источник (с.309-310)

© А.И. Колмаков

 Дать представление  о духовном развитии общества;   Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;  Формировать  отношение к процессу вовлечения в духовную жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, духовность.
  • Дать представление о духовном развитии общества;
  • Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  • Формировать отношение к процессу вовлечения в духовную жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, духовность.
Универсальные учебные действия Знать понятия темы; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия темы;
  • уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
 культура;  материальная и духовная культура;  диалог культур;  толерантность;  преемственность;  новаторство;  субкультура;  контркультура;  европоцентризм;  американоцентризм;  афро-центризм (негритюд)
  • культура;
  • материальная и духовная культура;
  • диалог культур;
  • толерантность;
  • преемственность;
  • новаторство;
  • субкультура;
  • контркультура;
  • европоцентризм;
  • американоцентризм;
  • афро-центризм (негритюд)
Изучение нового материала Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. Вспомните. Что такое духовное производство? Какова его структура? Какие потребности позволяет удовлетворить духовная деятельность человека?

Изучение нового материала

  • Понятие «духовная культура».
  • Духовное развитие общества.
  • Многообразие и диалог культур.
  • Толерантность.

Вспомните. Что такое духовное производство? Какова его структура? Какие потребности позволяет удовлетворить духовная деятельность человека?

Актуализация знаний Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына: - Как тебе понравилось путешествие? - Это было замечательно, папа! - Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец. -Да. - И чему ты научился из этого? Сын ответил: - Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них - четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт. Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил: - Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Актуализация знаний

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына

в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут

быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной

семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.

-Да.

- И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них - четыре пса. У нас

есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

1. Понятие «духовная культура». Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни Технологический Деятельностный Ценностный  Культура - это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества  Культура - это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность  Культура - это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей

1. Понятие «духовная культура».

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни

Технологический

Деятельностный

Ценностный

Культура - это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества

Культура - это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность

Культура - это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей

1. Понятие «духовная культура». Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний — культурология . Культура и ее виды В широком смысле «культура» -исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей В узком смысле «культура» - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека Духовная культура -совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению

1. Понятие «духовная культура».

Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний — культурология .

Культура и ее виды

В широком смысле «культура» -исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей

В узком смысле «культура» - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека

Духовная культура -совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению

2. Духовное развитие общества Духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Материальная культура  связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии. Материальная культура — это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества.

2. Духовное развитие общества

Духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.

Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии. Материальная культура — это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества.

2. Духовное развитие общества

2. Духовное развитие общества

3. Многообразие и диалог культур Форма, признак народная автор анонимно массовая Коммерческая направленность есть нет элитарная Количество поклонников есть Электорат = народ Содержательный план существует Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя Многоплановая, доступна Нет, но произведения элитарного искусства нередко становятся популярными и приносят авторам существенный доход Элита-это наиболее способная, одаренная творческими задатками часть общества Развлекательная и стандартизирована, проста и доступна Сложно для понимания

3. Многообразие и диалог культур

Форма, признак

народная

автор

анонимно

массовая

Коммерческая направленность

есть

нет

элитарная

Количество поклонников

есть

Электорат = народ

Содержательный план

существует

Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя

Многоплановая, доступна

Нет, но произведения элитарного искусства нередко становятся популярными и приносят авторам существенный доход

Элита-это наиболее способная, одаренная творческими задатками часть общества

Развлекательная и стандартизирована,

проста и доступна

Сложно для понимания

3. Многообразие и диалог культур Субкультура и контркультура Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры: • языком; • взглядами на жизнь; • манерами поведения; • прической; • модой, • обычаями.

3. Многообразие и диалог культур

Субкультура и контркультура

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.

Субкультура отличается от доминирующей культуры:

языком;

взглядами на жизнь;

манерами поведения;

прической;

модой,

обычаями.

3. Многообразие и диалог культур Особенности субкультуры 1. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. 2. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент «инакости», непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

3. Многообразие и диалог культур

Особенности субкультуры

1. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.

2. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент «инакости», непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

3. Многообразие и диалог культур Sub по-латыни - это « под », другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), a contra - « против » (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт). Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Причины контркультурных тенденций: Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых сил. Во-вторых, одной из движущих сил формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, «взрослой» культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию.

3. Многообразие и диалог культур

Sub по-латыни - это « под », другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), a contra - « против » (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).

Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция.

Причины контркультурных тенденций:

Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых сил.

Во-вторых, одной из движущих сил формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, «взрослой» культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию.

3. Многообразие и диалог культур Российский мыслитель Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» выделил некоторые способы культурного взаимодействия. Способы культурного  взаимодействия  Взаимный равноправный диалог - в результате происходит обмен ценностями «Прививка черенка на чужое дерево» - черенок остается чужеродным элементом Колонизация - простейшая форма взаимодействия и взаимопроникновения

3. Многообразие и диалог культур

Российский мыслитель Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» выделил некоторые способы культурного взаимодействия.

Способы культурного взаимодействия

Взаимный равноправный диалог - в результате происходит обмен ценностями

«Прививка черенка на чужое дерево» - черенок остается чужеродным элементом

Колонизация - простейшая форма взаимодействия и взаимопроникновения

Работая с материалом учебника на с. 294, заполните таблицу «Мировоззренческие установки». Установка Сущность Европоцентризм Американоцентризм Афроцент ризм (негритюд) Таблица может быть более насыщенной по разделам, содержанию; носит примерный характер.

Работая с материалом учебника на с. 294, заполните таблицу «Мировоззренческие установки».

Установка

Сущность

Европоцентризм

Американоцентризм

Афроцент

ризм (негритюд)

Таблица может быть более насыщенной по разделам, содержанию; носит примерный характер.

3. Многообразие и диалог культур Приспособление к окружающей среде Функции культуры Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека Накопления, хранения и передачи культурных ценностей Социализации Коммуникативная Функций культуры связаны и выглядят как процесс культурного творчества человеческого разума Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями.

3. Многообразие и диалог культур

Приспособление к окружающей среде

Функции культуры

Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека

Накопления, хранения и передачи культурных ценностей

Социализации

Коммуникативная

Функций культуры связаны и выглядят как процесс культурного творчества человеческого разума

Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями.

Толерантность Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность: 1) без протеста воспринимать иные взгляды; 2) уважать свободы другого человека; 3) проявлять сострадание; 4) выражать великодушие и терпение.

Толерантность

Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность:

1) без протеста воспринимать иные взгляды;

2) уважать свободы другого человека;

3) проявлять сострадание;

4) выражать великодушие и терпение.

Контрольные вопросы Что такое культура? Какие науки изучают культуру? Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным? Что означает понятие «материальная культура»? Что понимается под духовной культурой? Каковы способы развития духовной культуры? Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру? Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко охарактеризуйте каждую из них. Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?

Контрольные вопросы

  • Что такое культура?
  • Какие науки изучают культуру?
  • Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным?
  • Что означает понятие «материальная культура»?
  • Что понимается под духовной культурой?
  • Каковы способы развития духовной культуры?
  • Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру?
  • Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории).
  • Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко охарактеризуйте каждую из них.
  • Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?
рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Источники 1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3 2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011 5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013 6. http :// prezentacii.com / obschestvoznanie /  7.  Орищенко Л.Ю., учитель истории и обществознания, МБОУ «Исикульский лицей»,  http://www.proshkolu.ru/

Источники

1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3

2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011

5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013

6. http :// prezentacii.com / obschestvoznanie /

7. Орищенко Л.Ю., учитель истории и обществознания, МБОУ «Исикульский лицей», http://www.proshkolu.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!