Урок 75-76
Обществознание 11, профильный уровень
Глава III . Духовная культура
Духовное развитие общества
Д.З: § 28, ?? (с.308), задания (с.308),
источник (с.309-310)
© А.И. Колмаков
- Дать представление о духовном развитии общества;
- Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать отношение к процессу вовлечения в духовную жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, духовность.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия темы;
- уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
- культура;
- материальная и духовная культура;
- диалог культур;
- толерантность;
- преемственность;
- новаторство;
- субкультура;
- контркультура;
- европоцентризм;
- американоцентризм;
- афро-центризм (негритюд)
Изучение нового материала
- Понятие «духовная культура».
- Духовное развитие общества.
- Многообразие и диалог культур.
- Толерантность.
Вспомните. Что такое духовное производство? Какова его структура? Какие потребности позволяет удовлетворить духовная деятельность человека?
Актуализация знаний
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына
в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут
быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной
семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
- Как тебе понравилось путешествие?
- Это было замечательно, папа!
- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.
-Да.
- И чему ты научился из этого?
Сын ответил:
- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них - четыре пса. У нас
есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
1. Понятие «духовная культура».
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни
Технологический
Деятельностный
Ценностный
Культура - это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества
Культура - это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность
Культура - это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей
1. Понятие «духовная культура».
Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний — культурология .
Культура и ее виды
В широком смысле «культура» -исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
В узком смысле «культура» - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека
Духовная культура -совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению
2. Духовное развитие общества
Духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.
Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии. Материальная культура — это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества.
2. Духовное развитие общества
3. Многообразие и диалог культур
Форма, признак
народная
автор
анонимно
массовая
Коммерческая направленность
есть
нет
элитарная
Количество поклонников
есть
Электорат = народ
Содержательный план
существует
Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя
Многоплановая, доступна
Нет, но произведения элитарного искусства нередко становятся популярными и приносят авторам существенный доход
Элита-это наиболее способная, одаренная творческими задатками часть общества
Развлекательная и стандартизирована,
проста и доступна
Сложно для понимания
3. Многообразие и диалог культур
Субкультура и контркультура
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.
Субкультура отличается от доминирующей культуры:
• языком;
• взглядами на жизнь;
• манерами поведения;
• прической;
• модой,
• обычаями.
3. Многообразие и диалог культур
Особенности субкультуры
1. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.
2. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент «инакости», непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенной самостоятельности и даже автономности.
3. Многообразие и диалог культур
Sub по-латыни - это « под », другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), a contra - « против » (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).
Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция.
Причины контркультурных тенденций:
Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых сил.
Во-вторых, одной из движущих сил формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, «взрослой» культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию.
3. Многообразие и диалог культур
Российский мыслитель Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» выделил некоторые способы культурного взаимодействия.
Способы культурного взаимодействия
Взаимный равноправный диалог - в результате происходит обмен ценностями
«Прививка черенка на чужое дерево» - черенок остается чужеродным элементом
Колонизация - простейшая форма взаимодействия и взаимопроникновения
Работая с материалом учебника на с. 294, заполните таблицу «Мировоззренческие установки».
Установка
Сущность
Европоцентризм
Американоцентризм
Афроцент
ризм (негритюд)
Таблица может быть более насыщенной по разделам, содержанию; носит примерный характер.
3. Многообразие и диалог культур
Приспособление к окружающей среде
Функции культуры
Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека
Накопления, хранения и передачи культурных ценностей
Социализации
Коммуникативная
Функций культуры связаны и выглядят как процесс культурного творчества человеческого разума
Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями.
Толерантность
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность:
1) без протеста воспринимать иные взгляды;
2) уважать свободы другого человека;
3) проявлять сострадание;
4) выражать великодушие и терпение.
Контрольные вопросы
- Что такое культура?
- Какие науки изучают культуру?
- Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным?
- Что означает понятие «материальная культура»?
- Что понимается под духовной культурой?
- Каковы способы развития духовной культуры?
- Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру?
- Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории).
- Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко охарактеризуйте каждую из них.
- Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. http :// prezentacii.com / obschestvoznanie /
7. Орищенко Л.Ю., учитель истории и обществознания, МБОУ «Исикульский лицей», http://www.proshkolu.ru/