СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственный образ богатыря земли русской

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать чувство толерантности, гражданственности, патриотизма, любви  к русскому народу, к русской земле, преданность ей, смелость, доброту, формировать чувство гордости за свою Отчизну, усиление роли родителей;

- развивать умения оценить нравственные качества богатырей,

развивать художественно-эстетические чувства. Знакомить с художественными и музыкальными произведениями, развивать интерес к истории своей страны;

 - учить воспринимать образ богатырей через произведения искусства  (пословицы, стихи, музыку, картины.)

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственный образ богатыря земли русской»

Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Красноармейская основная общеобразовательная школа », Ленинградская область, Приозерский район, п. Громово.

Предметная область: Классный час : Духовно-нравственный образ русского богатыря

Возрастная группа: 6 класс

Название презентации: Духовно-нравственный образ богатыря земли русской.

Количество слайдов: 22

Среда( редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft Point

Ход классного часа:

Цель : раскрыть понятие духовно- нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.

Задачи:

- воспитывать чувство толерантности, гражданственности, патриотизма, любви к русскому народу, к русской земле, преданность ей, смелость, доброту, формировать чувство гордости за свою Отчизну, усиление роли родителей;

- развивать умения оценить нравственные качества богатырей,

развивать художественно-эстетические чувства. Знакомить с художественными и музыкальными произведениями, развивать интерес к истории своей страны;

- учить воспринимать образ богатырей через произведения искусства (пословицы, стихи, музыку, картины.)


Оборудование: ТСО- компьютер

Музыкальный ряд: А.П.Бородин - «Богатырская симфония», М.П.Мусоргский пьеса «Богатырские ворота», Прокофьев- Вставайте люди русские, Шостакович-«Симфония №7»(Ленинградская), Русская народная — Вставай, страна огромная; Марк Бернес - С чего начинается Родина.

Литературный ряд: отрывки из былин, стихи, пословицы, поговорки.

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников.








1 Слайд: Тема урока : Духовно-нравственный образ богатыря русского.




Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня у нас необычный классный час. На нём присутствуют гости, которые пришли, чтобы посмотреть, какие вы активные.



2 Слайд :



Учитель: Частью духовно-нравственного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование вас верности Родине, готовности служить Отечеству

Патриотизм- Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу,посёлку,народу,школе.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества.





3 Слайд: Поют гусляры - звучит музыка, игра на гуслях





Художник: Васнецов
Название картины: Гусляры

Время создания: 1899 год
Инструменты: Холст, масло

Это холст очень известного художника Виктора Михайловича Васнецова.



Учитель: Кто изображен на картине? На каком инструменте они играют? Как вы думаете , о ком могли петь гусляры?

Ответы учащихся

Верно о богатырях!

Послушайте музыку.



“О светло светлая и украсно украшена земля Русская! (Ребята,у нас светлая Земля? Красивая? Прекрасен наш край?). Ты многими красотами удивлена еси: озёрами, реками и кладязьми, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими.(Как вы думаете, что такое кладези! Правильно- это сокровища земли нашей!) Всего еси исполнена земля Русская...”

Это строки древнего русского летописца.



4 Слайд : Родина



Это изображена наша родина.

Художник: Васнецов
Название картины: Родина

Время создания: 1886 год
Инструменты: Холст, масло


Художник: Исаак Ильич Левитан

Название: Золотая осень

Время создания:1895 год



А больше вы ничего не узнаёте на этом слайде?

Правильно это наша церковь, которая находится в посёлке Громово.

Учитель: За эту “светло светлую” и “украсно украшену” Родину за семью, за потомков своих шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля, солдаты Великой Отечественной... Им, защитникам Отечества, их духу русскому, удивительному и посвящён наш сегодняшний классный час.

Вставайте люди русские…Звучит муз. Сопровождение



5 Слайд: Защитники земли русской



Художник: Васнецов
Название картины: Родина

Время создания: 1898 год
Инструменты: Холст, масло

Узнаёте картину! Как она называется? Это тоже работа Васнецова.

Учитель: Мысленно перенесемся в далекие, ушедшие времена - когда росло и ширилось древнерусское государство. В труде и борьбе проходила жизнь русского человека.

Разговор о нравственности и духовности.

Учитель: Назовите этих былинных героев?

Ученики: ( Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович) .Звучит песня : Три богатыря. (Гусли)

Учитель: Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица» на добрые дела. Нравится людям его «вежество», уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.

Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца . Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.

Алеша Попович- статен, красив, умен , сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам. Он хитроват, это качество высмеивается в былинах.

«вежество»-образованность

Вслушайтесь в слово “богатырь”.

От какого слова оно произошло? Оказывается от слова -“Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом даный дар”Каков же дар дан каждому из них?

Ученики: ( Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.)

Учитель: Всё вместе делает человека поистине богатым и сила, и ум, и доброта. Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?

Ученики: ( Величавую, богатырскую...)

Учитель: Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями .(Звучит композиция)

Учитель: А теперь проверим свою храбрость и поиграем в игру «Сова».

Ученики: Играют в игру.



Работа по группам.Составить пословицы



Учитель: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Своя земля и в горсти мила.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины - соловей без песни.

- Жить — Родине служить.

- Береги свою землю родную, как мать любимую.

- Всякая птичка свое гнездо бережет.

-Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

-О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

- Нет в мире краше родины нашей.

Вывешиваем на доску составленные пословицы (проверка задания)



6 Слайд : Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

(И. Никитин. Русь)

Учитель: В истории Руси были моменты, когда Русь могла исчезнуть с лица земли. И только дух богатырский, всего народа нашего, смог спасти нашу землю. Вот о таких богатырях мы сегодня поговорим.

7 Слайд : Имя России Александр Невский



Художник: Павел Корин

Название картины: Александр Невский

Время создания: 1942 год
Инструменты: Холст, масло





Учитель: Кто этот воин?

Ученики: ( Александр Невский.)

Учитель: Это-картина, ставшая символом подвига русского народа. Автор Корин говорил: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».

Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?

Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.

Учитель: Каким изобразил Александра Невского художник Корин?

Ученики: (Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.)

Наверно таким и представляет себе богатыря композитор Мусорский

(музыка “Богатырская” Мусорский)



(коллективная работа) «Облачаем в доспехи Александра Невского»

А теперь давайте посоревнуемся, попробуем одеть его, чтобы вспомнить, как был одет богатырь того времени. Подготовим его к очередному сражению.

Похвалить победителей.

Остаётся один ребёнок и перечисляет доспехи:

-шлем

-латы

-красный плащ на чёрном подкладе



Учитель: Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!