Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Красноармейская основная общеобразовательная школа », Ленинградская область, Приозерский район, п. Громово.
Предметная область: Классный час : Духовно-нравственный образ русского богатыря
Возрастная группа: 6 класс
Название презентации: Духовно-нравственный образ богатыря земли русской.
Количество слайдов: 22
Среда( редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft Point
Ход классного часа:
Цель : раскрыть понятие духовно- нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.
Задачи:
- воспитывать чувство толерантности, гражданственности, патриотизма, любви к русскому народу, к русской земле, преданность ей, смелость, доброту, формировать чувство гордости за свою Отчизну, усиление роли родителей;
- развивать умения оценить нравственные качества богатырей,
развивать художественно-эстетические чувства. Знакомить с художественными и музыкальными произведениями, развивать интерес к истории своей страны;
- учить воспринимать образ богатырей через произведения искусства (пословицы, стихи, музыку, картины.)
Оборудование: ТСО- компьютер
Музыкальный ряд: А.П.Бородин - «Богатырская симфония», М.П.Мусоргский пьеса «Богатырские ворота», Прокофьев- Вставайте люди русские, Шостакович-«Симфония №7»(Ленинградская), Русская народная — Вставай, страна огромная; Марк Бернес - С чего начинается Родина.
Литературный ряд: отрывки из былин, стихи, пословицы, поговорки.
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников.
1 Слайд: Тема урока : Духовно-нравственный образ богатыря русского.
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня у нас необычный классный час. На нём присутствуют гости, которые пришли, чтобы посмотреть, какие вы активные.
2 Слайд :
Учитель: Частью духовно-нравственного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование вас верности Родине, готовности служить Отечеству
Патриотизм- Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу,посёлку,народу,школе.
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества.
3 Слайд: Поют гусляры - звучит музыка, игра на гуслях
Художник: Васнецов
Название картины: Гусляры
Время создания: 1899 год
Инструменты: Холст, масло
Это холст очень известного художника Виктора Михайловича Васнецова.
Учитель: Кто изображен на картине? На каком инструменте они играют? Как вы думаете , о ком могли петь гусляры?
Ответы учащихся
Верно о богатырях!
Послушайте музыку.
“О светло светлая и украсно украшена земля Русская! (Ребята,у нас светлая Земля? Красивая? Прекрасен наш край?). Ты многими красотами удивлена еси: озёрами, реками и кладязьми, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими.(Как вы думаете, что такое кладези! Правильно- это сокровища земли нашей!) Всего еси исполнена земля Русская...”
Это строки древнего русского летописца.
4 Слайд : Родина
Это изображена наша родина.
Художник: Васнецов
Название картины: Родина
Время создания: 1886 год
Инструменты: Холст, масло
Художник: Исаак Ильич Левитан
Название: Золотая осень
Время создания:1895 год
А больше вы ничего не узнаёте на этом слайде?
Правильно это наша церковь, которая находится в посёлке Громово.
Учитель: За эту “светло светлую” и “украсно украшену” Родину за семью, за потомков своих шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля, солдаты Великой Отечественной... Им, защитникам Отечества, их духу русскому, удивительному и посвящён наш сегодняшний классный час.
Вставайте люди русские…Звучит муз. Сопровождение
5 Слайд: Защитники земли русской
Художник: Васнецов
Название картины: Родина
Время создания: 1898 год
Инструменты: Холст, масло
Узнаёте картину! Как она называется? Это тоже работа Васнецова.
Учитель: Мысленно перенесемся в далекие, ушедшие времена - когда росло и ширилось древнерусское государство. В труде и борьбе проходила жизнь русского человека.
Разговор о нравственности и духовности.
Учитель: Назовите этих былинных героев?
Ученики: ( Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович) .Звучит песня : Три богатыря. (Гусли)
Учитель: Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица» на добрые дела. Нравится людям его «вежество», уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.
Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца . Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.
Алеша Попович- статен, красив, умен , сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам. Он хитроват, это качество высмеивается в былинах.
«вежество»-образованность
Вслушайтесь в слово “богатырь”.
От какого слова оно произошло? Оказывается от слова -“Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом даный дар”Каков же дар дан каждому из них?
Ученики: ( Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.)
Учитель: Всё вместе делает человека поистине богатым и сила, и ум, и доброта. Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?
Ученики: ( Величавую, богатырскую...)
Учитель: Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями .(Звучит композиция)
Учитель: А теперь проверим свою храбрость и поиграем в игру «Сова».
Ученики: Играют в игру.
Работа по группам.Составить пословицы
Учитель: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины - соловей без песни.
- Жить — Родине служить.
- Береги свою землю родную, как мать любимую.
- Всякая птичка свое гнездо бережет.
-Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
-О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
- Нет в мире краше родины нашей.
Вывешиваем на доску составленные пословицы (проверка задания)
6 Слайд : Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
(И. Никитин. Русь)
Учитель: В истории Руси были моменты, когда Русь могла исчезнуть с лица земли. И только дух богатырский, всего народа нашего, смог спасти нашу землю. Вот о таких богатырях мы сегодня поговорим.
7 Слайд : Имя России Александр Невский
Художник: Павел Корин
Название картины: Александр Невский
Время создания: 1942 год
Инструменты: Холст, масло
Учитель: Кто этот воин?
Ученики: ( Александр Невский.)
Учитель: Это-картина, ставшая символом подвига русского народа. Автор Корин говорил: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».
Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?
Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.
Учитель: Каким изобразил Александра Невского художник Корин?
Ученики: (Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.)
Наверно таким и представляет себе богатыря композитор Мусорский
(музыка “Богатырская” Мусорский)
(коллективная работа) «Облачаем в доспехи Александра Невского»
А теперь давайте посоревнуемся, попробуем одеть его, чтобы вспомнить, как был одет богатырь того времени. Подготовим его к очередному сражению.
Похвалить победителей.
Остаётся один ребёнок и перечисляет доспехи:
-шлем
-латы
-красный плащ на чёрном подкладе
Учитель: Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю.