Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки музыки.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание
музыканта, а прежде всего воспитание человека.»
В.А. Сухомлинский.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании школьников. Ребёнок, в первую очередь формируются в семье, но и в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная жизнь школьника. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия формированию у него нравственных качеств:
- совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма;
- терпения, милосердия, толерантности;
- способности различению добра от зла, проявлению любви;
- готовности служения людям и Отечеству, доброй воли.
Нравственные ценности не возникают сами по себе, а воспитываются с колыбели. "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности" (В.А. Сухомлинский). В руках опытного педагога музыка становится источником и инструментом духовно-нравственного развития школьников. Она ближе и тоньше соприкасается с движениями человеческой души, соединяет возвышенное в природе, в обществе. Работая учителем музыки в школе, я могу сообщить, что с первого класса мы поем песни о дружбе. Приходят ребята все такие разные, и моя цель, как учителя, – сдружить детей, научить уважать друг друга, сопереживать каждому из нас, относится ко всем людям толерантно. Произведения «Настоящий Друг» Б.Савельева, «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, «Ровесники» А.Островского – это песни, которые заставляют не просто петь, но и прочувствовать отношение своё к товарищам, одноклассникам, уважение к родителям, заботу о старших и младших. При слушании «Сурка» Л.Бетховена в первом классе ребята сопереживают с шарманщиком, сочувствуют ему, интонируя нежно мелодию, как бы пытаются помочь героям песни.
Исполняя на уроках песни о Родине: «Во поле берёза стояла…», «Моя Россия» Г.Струве, «Отчего так в России берёзы шумят» группа «Любэ», А. Новиков «Я помню – ранило берёзу…» дети не могут не проникнуться чувством любви к Родине. Вокально-хоровая работа ещё больше трогает сердца ребят. Они видят красоту русской берёзы и переживают за неё как за женщину. Люди всегда любили родную природу: деревья, леса, поля… «Наш край» Д. Кабалевского, русские народные песни, «Песня о родине» И. Дунаевского, «Русское поле» Я.Френкеля, «Россия, Русь!» Н. Кадышевой, «Песня о Хакасии» Г.Танбаева,– это красота нашей Родины, её холмы, поля, весенние ручейки и сильные реки – это то, что окружает нас вокруг. На уроке обязательно знакомлю с биографией Хайджи хакасского народа С.П. Кадышева, нашим земляком, который пел:
«Я из рода Белого Оленя,
В нём певцов сменялись поколенья,
Я из рода Каменного лося,
Видно, и моя приходит осень.
Я из рода древних аксакалов,
Чьи бессмертны письмена на скалах….»
Знакомя с необычным гортанным пением – хаем, слушаем фрагмент героического сказания о подвигах сильных и смелых алыпов-богатырей, защитников своей земли. «Песня старого Хайджи» в исполнении Р.Ивакина раскрывает мудрый характер хайджи, его любовь к земле, близким ему людям, об уважении ко всему окружающему.
Музыкальные произведения В.Рахманинова «Весенние воды», произведения Г.Свиридова «Поет зима, аукает…», «Симфонию № 4» П.И.Чайковского раскрывают ещё больше чувство любви к родным местам. Вот оно - одухотворение внутреннего мира школьника. Великие русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, М. Бородин, П.И. Чайковский и др., которые включены в программу по музыке, помогают понять великое чувство патриотизма, гражданственности через своё творчество. А песня «Мама и Родина» Е.Четвериковой:
«Мама и Родина очень похожи
Мама красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же как небеса….»
Ребята, исполняя интонации в этой песни, образ Родины сопоставляют с образом родного, близкого человека. Они очень похожи. Много песен посвящены маме: В. Иванникова «Самая хорошая» Т. Попатенко «Каждый по-своему маму поздравит…». Слушая детскую песню «Маленький тигрёнок», ребята со слезами на глазах переживают о малыше, который остался без мамы. Готовят сообщения о песнях про маму «Самая хорошая», «Мама-мамочка» Т. Повали. Я удивляюсь искренности ребят, даже те, кто стесняется сказать о маме, поют так проникновенно.
Тема «Война в музыке» - плакат «Родина мать зовёт…» И.Тоидзе и песня «Священная война» А.Александрова - созвучны. Краски и звуки переплетаются. Страна, Родина в беде… Как помочь? – люди всегда защищали свободу, мать, Родину.
|
Композитор: Александров А.
Автор текста: Лебедев-Кумач В.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!
|
Ребята сразу откликаются на жест руки из плаката «Родина мать зовёт…» песней «Вставай, страна огромная…». Композиторы часто обращались к этой теме. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Первая тема мужественная, героическая «Вставайте, люди русские…» и вторая тема певучая, светлая «На Руси родной…» вместе с учителем ребята проживают эти события из истории страны. Размышляют о прошлом и судьбе народ в России.
Знаменитая опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» детей заставляет задуматься о подвиге простого крестьянина. Слушая арию Ивана «Ты взойдешь, моя заря…», ребята сопереживают с героем. В конце оперы показана сцена в Москве, где звучит мощный хор «Славься», прославляя героя Ивана.
« Славься, славься ты, Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!
Славься, славься из рода в род.
Славься, великий наш русский народ!
Врагов, посягнувший на край родной,
Рази беспощадной могучей рукой!..»
Дети с гордостью слушают и подпевают, так как русский народ велик и непобедим, он всегда будет защищать Родину, Отчизну.
Разучивая русскую народную песню «Солдатушки, браво ребятушки» ребята знакомятся о сложной службе солдат в Царской России, но песня даёт боевой дух, радость, мощь армии. Про Великую Отечественную войну ребята узнают не только от ветеранов, но и из песен военных лет. Каждый год школьники изучают новое произведение о войне. Хочу сказать о самых запоминающих, где ребята сопереживают с событиями Великой Отечественной войны. Песня «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского заставляет размышлять ребят над вопросом: «Зачем и для чего была война?» Исполняя песню, они сопереживают с теми, «кто остался там под берёзами лежать». Это их деды, герои, но никто из них не хотел войны. Интонации образа в песне ребята исполняют сами, как подсказывает им сердце.
«Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять,
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою (эти строки звучат решительно)
«Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей…», (а здесь, с грустью, с болью, нежно)
Я в старших классах много лет разучиваю песню В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Она очень сложная, но считаю, в этом произведении ярко выражена боль, жестокость, что необходимо для понимания ребят о Великой Отечественной войне. Ребята сами готовят сообщения по произведению и выступления их всегда очень запоминающие. Картины страха в концлагерях. Мы каждый звук, интонацию в песне прорабатываем через своё ощущение - душу. Часто напоминаю, как бы вы исполнили эту интонацию, пытаюсь вместе со школьниками прочувствовать каждое слово. Исполнение этой песни только стоя! И следом слушание песни «Саласпилс» в исполнении ансамбля «Поющие гитары». Тишина. Я даже не спрашиваю ни о чём. Они сами чувствуют ужасы войны.
Тема мира во всем мире, многообразие культур и народов тоже просматривается на уроках музыки. Песня «Дружат дети всей земли» Л. Компанейца, «Мир похож на цветной луг» В. Шаинского, «Здравствуй, мир!» Л.Квинт, «Аист на крыше» Д. Тухманова - уже много лет в репертуаре для исполнения школьниками песен на уроках музыки.
Я часто меняю песни, это требует жизнь, но эти произведения всегда в моём поурочном репертуаре потому, что они несут доброту, миролюбие, уважение ко всем вокруг.
«Гимн России» А. Александрова дети начинают учить с первого класса. Текст сложный для малышей, но уже к концу года ребята исполняют величественно. Гимн исполняет каждый ученик школы на уроке, на праздниках только стоя!
На самом деле, урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Я считаю, что духовно-нравственное воспитание детей должно проходить в системе уроков.
Список литературы:
- М.А. Давыдова «Уроки музыки» 1-4 классы М. ВАКО, 2008г.
- В, О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка» «Вентана -Граф» 2011г.
- Т.А. Затямина «Современный урок музыки» М.Глобус 2008г.
- М.Ю. Лукашевич «Музыка 5-8 классы»– Волгоград: Учитель 2013г.
Лоевская Ольга Егоровна,
учитель музыки,
МБОУ Ширинская СОШ № 4