СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки музыки.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание

 музыканта, а прежде всего воспитание человека.»

В.А. Сухомлинский.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном  воспитании школьников. Ребёнок, в первую очередь формируются в семье, но и в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная жизнь школьника. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия формированию у него нравственных качеств:

- совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма;

- терпения, милосердия, толерантности;

- способности различению добра от зла, проявлению любви;

- готовности служения людям и Отечеству, доброй воли.

Нравственные ценности не возникают сами по себе, а воспитываются с колыбели. "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности" (В.А. Сухомлинский). В руках опытного педагога музыка становится источником и инструментом духовно-нравственного развития школьников. Она ближе и тоньше соприкасается с движениями человеческой души, соединяет возвышенное  в природе, в обществе. Работая учителем музыки в школе, я могу сообщить, что с первого класса мы поем песни о дружбе. Приходят ребята все такие разные, и моя цель, как учителя, – сдружить детей, научить уважать друг друга, сопереживать каждому из нас, относится  ко всем  людям толерантно. Произведения «Настоящий Друг» Б.Савельева, «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, «Ровесники» А.Островского – это песни, которые заставляют не просто петь, но и прочувствовать отношение своё к товарищам, одноклассникам, уважение к родителям, заботу о старших и младших. При слушании «Сурка» Л.Бетховена в первом классе ребята сопереживают с шарманщиком, сочувствуют ему, интонируя нежно мелодию, как бы пытаются помочь героям песни.

Исполняя  на уроках песни о Родине: «Во поле берёза стояла…», «Моя Россия» Г.Струве, «Отчего так в России берёзы шумят» группа «Любэ», А. Новиков «Я помню – ранило берёзу…» дети не могут не проникнуться чувством любви к Родине. Вокально-хоровая работа ещё больше трогает сердца ребят. Они видят красоту русской берёзы и переживают за неё как за женщину. Люди всегда любили родную природу: деревья, леса,  поля… «Наш край» Д. Кабалевского, русские народные песни,   «Песня о родине» И. Дунаевского, «Русское поле» Я.Френкеля, «Россия, Русь!» Н. Кадышевой,  «Песня о Хакасии» Г.Танбаева,– это красота нашей Родины, её холмы, поля, весенние ручейки и сильные реки – это то, что окружает нас вокруг. На уроке обязательно знакомлю с биографией Хайджи хакасского народа С.П. Кадышева, нашим земляком, который пел:

                                          «Я из рода Белого Оленя,

В нём певцов сменялись поколенья,

Я из рода Каменного лося,

Видно, и моя приходит осень.

Я из рода древних аксакалов,

Чьи бессмертны письмена на скалах….»

Знакомя с необычным гортанным пением – хаем, слушаем фрагмент героического сказания о подвигах сильных и смелых алыпов-богатырей, защитников своей земли. «Песня старого Хайджи» в исполнении Р.Ивакина раскрывает мудрый характер хайджи, его любовь к земле, близким ему людям,  об уважении  ко всему окружающему.

Музыкальные произведения В.Рахманинова «Весенние воды», произведения Г.Свиридова «Поет зима, аукает…», «Симфонию № 4» П.И.Чайковского раскрывают ещё больше чувство любви к родным местам. Вот оно - одухотворение внутреннего мира школьника. Великие русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, М. Бородин, П.И. Чайковский и др., которые включены в программу по музыке, помогают понять великое чувство патриотизма, гражданственности через своё творчество. А песня «Мама и Родина» Е.Четвериковой:

«Мама и Родина очень похожи

Мама красивая, Родина – тоже!

Вы присмотритесь: у мамы глаза

Цвета такого же как небеса….»

 Ребята, исполняя интонации в  этой песни, образ Родины сопоставляют с образом родного, близкого человека. Они очень похожи. Много песен посвящены маме: В. Иванникова  «Самая хорошая» Т. Попатенко «Каждый по-своему маму поздравит…». Слушая детскую песню «Маленький тигрёнок»,  ребята со слезами на глазах переживают о малыше, который остался без мамы. Готовят сообщения о песнях про маму «Самая хорошая»,  «Мама-мамочка» Т. Повали. Я удивляюсь искренности ребят, даже те, кто стесняется сказать о маме,  поют так проникновенно.

Тема «Война в музыке» - плакат «Родина мать зовёт…» И.Тоидзе и песня «Священная война» А.Александрова - созвучны. Краски и звуки переплетаются. Страна, Родина в беде… Как помочь? – люди всегда защищали свободу, мать, Родину.

Композитор: Александров А. 

Автор текста: Лебедев-Кумач В. 

 

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой!

 

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война!

Ребята сразу откликаются на жест руки из плаката «Родина мать зовёт…» песней  «Вставай, страна огромная…». Композиторы часто обращались к этой теме. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Первая тема мужественная, героическая «Вставайте, люди русские…» и вторая тема певучая, светлая «На Руси родной…» вместе с учителем ребята проживают эти события из истории страны. Размышляют о прошлом и  судьбе народ в России.

Знаменитая опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» детей заставляет задуматься о подвиге простого крестьянина. Слушая арию Ивана «Ты взойдешь, моя заря…», ребята сопереживают с героем. В конце оперы показана сцена в  Москве, где звучит  мощный хор «Славься», прославляя героя Ивана.

« Славься, славься ты, Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша, родная страна!

Славься, славься из рода в род.

Славься, великий наш русский народ!

Врагов, посягнувший на край родной,

Рази беспощадной могучей рукой!..»

Дети с гордостью слушают и подпевают, так как русский народ велик и непобедим, он всегда будет защищать Родину, Отчизну.

Разучивая русскую народную песню «Солдатушки,  браво ребятушки» ребята знакомятся о сложной службе солдат в Царской России, но песня даёт боевой дух, радость, мощь армии. Про Великую Отечественную войну ребята узнают не только от ветеранов, но и из песен военных лет. Каждый год школьники изучают новое произведение о войне. Хочу сказать о самых запоминающих, где ребята сопереживают с событиями Великой Отечественной войны. Песня «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского  заставляет размышлять ребят над вопросом: «Зачем и для чего была война?» Исполняя песню, они  сопереживают с теми, «кто остался там под берёзами лежать». Это их деды, герои, но никто из них не хотел войны. Интонации образа в песне ребята исполняют сами,  как подсказывает им сердце.

       «Да, мы умеем воевать,

        Но не хотим, чтобы опять,

        Солдаты падали в бою         На землю горькую свою  (эти строки звучат решительно)

              «Спросите вы у матерей,

               Спросите у жены моей…», (а здесь, с грустью, с болью, нежно)

Я в старших классах много лет разучиваю песню В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Она очень сложная, но считаю, в этом произведении ярко выражена боль, жестокость, что необходимо для понимания ребят о Великой Отечественной войне. Ребята сами готовят сообщения по произведению и выступления их всегда очень запоминающие. Картины страха в концлагерях. Мы каждый звук, интонацию в песне прорабатываем через своё ощущение - душу. Часто напоминаю, как бы вы исполнили эту интонацию, пытаюсь вместе со школьниками прочувствовать каждое слово. Исполнение этой песни только стоя! И следом слушание песни «Саласпилс» в исполнении ансамбля «Поющие гитары». Тишина. Я даже не спрашиваю ни о чём. Они  сами чувствуют ужасы войны.

Тема мира  во всем мире, многообразие культур и народов тоже просматривается на уроках музыки. Песня «Дружат дети всей земли» Л. Компанейца,  «Мир похож на цветной луг» В. Шаинского, «Здравствуй, мир!» Л.Квинт, «Аист на крыше» Д. Тухманова -  уже много лет в репертуаре для исполнения школьниками песен на уроках музыки.

 Я часто меняю песни, это требует жизнь, но эти произведения всегда в моём поурочном репертуаре потому, что они несут доброту, миролюбие, уважение ко всем вокруг.

 «Гимн России» А. Александрова дети начинают учить с первого класса. Текст сложный для малышей, но уже к концу года ребята исполняют величественно. Гимн исполняет каждый ученик школы  на уроке, на праздниках только стоя!

На самом деле, урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Я считаю, что духовно-нравственное воспитание детей должно проходить в системе уроков.

                              

Список литературы:

  1. М.А. Давыдова «Уроки музыки» 1-4 классы М. ВАКО, 2008г.
  2. В, О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка» «Вентана -Граф» 2011г.
  3. Т.А. Затямина «Современный урок музыки» М.Глобус 2008г.
  4. М.Ю. Лукашевич «Музыка 5-8 классы»– Волгоград: Учитель 2013г.

Лоевская Ольга Егоровна,

учитель музыки,

МБОУ Ширинская СОШ № 4

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!