СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно - нравственные основы обновления образования на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поделилась опытом работы на уроках и внеклассных мероприятиях. Показала роль духовно-нравственного воспитания на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственные основы обновления образования на уроках музыки.»



Духовно - нравственные основы обновления образования на уроках музыки.



Федотова Елена Федоровна , elena.gusevafedotova.1969@ mail.ru

средняя школа № 35



Духовно-нравственное воспитание - организация психолого- педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу созидания нового. Мир вступил в третье тысячелетие. Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребёнка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно - нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать "родственное" отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо перенести нравственность в душу человека, она способна лишь разбудить нравственные силы. Особая роль в духовно - нравственном воспитании принадлежит музыке. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и своё место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несёт искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. С этим искусством дети соприкасаются с рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а затем в школе. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства и настроение. При этом ученик должен заглянуть в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдания. В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным состоянием. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие духовно- нравственное. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах. Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогом. Несмотря на общие тенденции, каждый преподаватель решал её самостоятельно. Для того, чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развитии детей, необходимы: 1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции; 2) развитие необходимых как для этого , так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений, способностей и умения; 3) усвоение нужных для этого знаний. Это три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой.

Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и весёлым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.

Слушая народную и классическую музыку, ребёнок осваивает бесценный культурный опыт поколений. В процессе знакомства с народным творчеством дети осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого народа, восхищения природой. Народная музыка – это не просто наследие прошлых лет, это живая культура, которая продолжает развиваться в новых условиях, определяет национальный колорит современной музыки, служит неиссякаемым источником для сюжетов опер, балетов, симфонических произведений. Школьные уроки посвящены выдающимся народным исполнителям и учителям, благодаря которым традиционная музыкальная культура разных народов, проживающих в Казахстане, сохранилась, адаптировалась к условиям двадцатого века и продолжает развиваться в наши дни. Краткие сведения о творчестве раскрывают историю существования традиционной школы, показывают, как музыкальная традиция переходила от одного поколения к другому. На уроках музыки ребята знакомятся с музыкальными инструментами разных народов, с историей их появления и развития, с видами оркестров. Современный учебник по музыке намного более информативен, включает много музыкальных названий, терминов, понятий, изучается музыкальная грамота. Песенный репертуар берётся с учётом возраста и тематики. Песня открывает перед ребёнком красоту мира. Песня входит в их духовную жизнь. Мелодия и слово родной песни – это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребёнком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении вокальной музыки. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка. Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке. Дети пополняют словарный запас и новыми музыкальными терминами: темп, длительность, вступление, запев, припев, пауза и т.д.

Практические рекомендации для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки:

  1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинять стихи и рассказы на музыку.

  2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.

  3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.

  4. Проводить музыкально-обрядовые игры.

  5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения, кюи.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно – нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и чувства. Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, классической, авторской и т.д. Очень важно, чтобы то, к чему взывали на уроках музыки , что « вживляли» во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.



Литература.

  1. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке. – Начальная школа. № 12, 1974

  2. Медушевский В.В. Духовно – нравственное воспитание средствами музыки . Преподаватель ( Спецвыпуск « Музыкант-педагог»). – 2001.

  3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений ( Д.К.Кирнарская и др.) Под редакцией Г.М. Цыпина . – М. , Академия, 2003

  4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 20011-2020 годы. Астана, 2010

  5. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Астана, 2009


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!