СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание в поликультурной среде средствами русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается подход к воспитанию детей в поликультурной среде в сельской школе.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в поликультурной среде средствами русского языка и литературы»

Духовно-нравственное воспитание в поликультурной среде средствами русского языка и литературы


И.С.Цапурина, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Степанцевская сош» Вязниковского района


В современных условия, когда в учебных учреждениях учатся немало детей-инофонов, на русский язык и литературу как на учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Работая в поликультурной среде, учителя нашей школы ставят перед собой следующие задачи:

  • воспитание патриотизма, любви к русскому языку и литературе как духовной ценности россиян (добро, целостность, образованность);

  • развитие и совершенствование коммуникативных умений (диалогичность, понимание ситуативного момента, смысла слова), обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • формирование любви и уважения к русскому языку как государственному и языку межнационального общения


Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности обучающихся:

  • Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения (сказки, былины, жития святых, летописи и т.д.).

  • Ценностно-смысловая – моделирование позитивного отношения к русскому языку, культуре (её черта – многонациональность и поликультурность), окружающей среде через игровые ситуации, формирование умения принимать компромиссные решения.

  • Эстетическая – развитие способности выражать свои положительные эмоции, чувства, настроения художественными средствами (стихи, проза, фразеологизмы).

  • Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием межличностного познания.



Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Одной из задач в формировании личности ребёнка-мигранта и ребёнка-россиянина является обогащение детей духовно-нравственными представлениями и понятиями, обмен ценностными и национальными ориентирами.

Наше методическое объединение работает по теме: «Формирование духовно-эстетической личности в поликультурной среде как фактор развития культуроведческой компетенции».

Рассматривая пути решения проблемы, мы остановились на следующих аспектах, которые помогут, как мы считаем, повысить духовно-эстетический уровень наших детей:

  1. В уроки русского языка и литературы мы вводим элементы духовно-эстетического воспитания, то есть стараемся, как можно больше, использовать живопись, музыку, чаще касаться вопросов веры, нравственности.

  2. Кружок «Литературная гостиная» помогает обучающимся осознать уже на более высоком уровне красоту русской речи, углубленно остановиться на интересующем произведение. Мы изучаем не только русскую литературу, но и знакомимся с произведениями авторов тех стран, откуда к нам приехали дети-инофоны. К тому же, обучающиеся, готовя свои выступления, учатся держать себя на публике, умению правильно и красиво говорить.

  3. Устный литературно-музыкальный журнал формирует кружок по интересам. Посещают его ребята, как правило, с гуманитарными наклонностями. Здесь они узнают о жизни и творчестве музыкальных классиков, слушают классические произведения. Учатся интегрировать музыку и классические тексты.

  4. Литературно-исторический журнал «Путешествие в историю» охватывает не только «путешествие в историю» своей малой родины, но и поездки по музеям Владимирской и соседних областей.

Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. На каждом уроке мы учим детей, даём им знания, прививаем определенные умения и навыки. Именно через школьного учителя происходит формирование мировоззрения ученика, мы воспитываем отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Мы используем технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к обучающемуся, технологию развития критического мышления, что способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать детям какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

Мы стремимся формировать у наших детей нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм), нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость), нравственную позицию (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственное поведение (рассудительность).

Итогом нашей работы будет, мы надеемся, сформированная поликультурная компетенция, которая подразумевает под собой освоение обучающимися ценностей национальных культур народов России, традиционных религий нашей страны, что поможет прекрасной социальной адаптации личности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!