СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Духовно-нравственное воспитание слабовидящего ребенка как средство социально-личностного развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседании  методического  объединения воспитателей 

Просмотр содержимого документа
«" Духовно-нравственное воспитание слабовидящего ребенка как средство социально-личностного развития"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 (3-4в)
__________________________________________________________________________
670050, Бурятия г. Улан-Удэ ул. Чкалова 23тел.(факс) 83012253355 , е-
mail: school inter62@mail.ru










Доклад на МО воспитателей



«Духовно-нравственное воспитание слабовидящего ребенка как средство социально-личностного развития».







Подготовил: Ю.С. Черных.

Воспитатель, высшая квалификационная категория









Улан-Удэ

Слайд 1 Начать свое выступление мне хочется с цитаты В.В. Путина: «Разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов являлось одной их причин приведших к нарастанию в России духовно-нравственного кризиса. На школу возлагается огромная роль в решении проблем духовно-нравственного воспитания, развития у детей высоких моральных качеств».

В концепции модернизации российских образов важнейшими задачами воспитания называются: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Слайд 2 Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Слайд 3 Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг , честь , совесть , достоинство . формирование опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и традициями, выработку нравственных привычек (говорить правду, не причинять зла, защищать несправедливо обиженных и т.д.).



Духовно- нравственное воспитание в школе является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ОВЗ. Воспитание таких детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • Недостаточностью исследования темы духовно- нравственного воспитания детей с ОВЗ., поскольку нет специальных программ в заданном направлении( именно для детей с ОВЗ)

  • Дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. Для многих детей характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

  • Низкий педагогический потенциал семей.

  • Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное)

Слайд 4 Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

По социальному опроснику старшеклассники разделяют ценностные ориентации следующим образом:

1. материально-вещные

2. естественно-телесные

3. социально-гражданские ценности.

4. ценности души, духовные ценности.

Нравственность формируется в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой.

Слайд 5 Отсюда процесс нравственного воспитания детей с нарушением зрения состоит в умении воспитателя видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любой жизненной ситуации различных взаимоотношений в детском коллективе и научить этому детей. Это создает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием в целостном процессе воспитания детей. Научная организация нравственного воспитания предполагает ее единство с осуществлением различных видов деятельности ребенка, в процессе которых он учится оценивать свое поведение и поведение участников их совместной деятельности в соответствии с социальными нормами, характерными для их общества и коллектива.

Отношение взрослых между собой, отношение их к труду и своим общественным обязанностям – это образец. Пример взрослых формирует моральные качества. Хвалить работу сотрудников школы – что чисто, тепло, уютно, благодарить поваров за обед - все это надо подмечать и говорить об этом с ребятами.

да дети пассивны. Но руки покладать мы не будем. Необходимо любое дело проводить организованно, культурно, приучать детей к ответственному отношению к своему труду и своим обязанностям

Тифлопедагог Солнцева Л.И. отмечает, что нравственное воспитание слепых и слабовидящих школьников, их отношение к окружающему миру складывается иначе чем у зрячих. Проблемы со зрением не могут быть причиной отклонения от моральных норм. Нравственному воспитанию слепых и слабовидящих нужно уделять большее внимание, так как присутствует неправильное отношение зрячих к слабовидящим детям.

Чрезмерное внимание, опека ведут к воспитанию нежелательных нравственных качеств. Страдают чувства коллективизма, ребенок эгоистичен. Трудиться детям необходимо, неприспособленность слабовидящего ребенка губительна, следовательно, нет активного отношения к жизни.

Слайд 6 Если обратиться к типам семейного воспитания, что закладывается в детях, это:
Первый - гиперопека, ведет к тому, что все трудовые операции делают за ребенка родители, ребенок не овладевает элементарными навыками труда. Чем ребенок старше (в среднем школьном возрасте), когда нужны ручная умелость и навыки, приводит к негативному отношению любого труда, следовательно, иждивенчество, противопоставление себя другим детям, как человека исключительному, которому нужно всегда помочь. Подобная реакция наступает и при отсутствии внимания. 


  • Второй – это предъявление непосильных требований для слабовидящего ребенка, не учитываются специфические трудности его развития, следовательно, ребенок начинает ненавидеть труд, учебу, так как часто получает упреки от взрослых. 


Слабовидящему ребенку надо много учиться тому, что другие приобретают самостоятельно и требования соотносить с тем, чему он обучен.

В играх вне школы слабовидящему и слепому ребенку сложно, если сверстники отстраняют его, дразнят, следовательно, появляется отчуждение, озлобленность. Эти моменты надо предупреждать и пресекать родителям и педагогам. Трудно складывается отношение слабовидящего и слепого ребенка самого к себе, так как сюда включаются переживание своего дефекта. Роль педагога велика и нужно чувствовать грань, может возникнуть чувство неполноценности или деспотизма, переоценка своих возможностей. Не бойтесь хвалить детей, одобрение и порицание это важнейший метод нравственного воспитания.

Слайд 7 Принципы нравственного воспитания слабовидящего ребенка. 


  1. Воспитание любви к людям, Родине. 


  2. Обучение на примере. 


  3. Воспитание в коллективе. 


  4. Требовательность и уважение к личности ребенка. 


  5. Систематичность и последовательность требований, единство требований. 


  6. Упражнение в нравственных поступках. 

Педагог содействует развитию общения детей, взаимосвязи, товарищества. У слабовидящих и слепых детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы есть и трудности в поведении, им трудно сосредоточиться, они легко отвлекаются, не умеют подчиняться педагогу, требуют постоянного внимания со стороны взрослых на уроках и в свободное время.

Педагогу необходимо требовать от ребенка выполнения задания с учетом проблем зрения без скидок, вырабатывая веру в возможность. Особенно эта вера важна детям сиротам, детям которых семье ограничивали, не давали действовать самостоятельно. Сколько можно привести примеров в начальной школе, когда ребенок немного пожив в интернате, приятно удивляет родных, что самостоятельно заправляет кровать, прибирает вещи, стирает и выполняет требования личной гигиены .Важная сторона нравственного воспитания – это создание условий для выполнения требований педагога. Это способствует возникновению и развитию у детей привычек культурного и организованного поведения.

Принцип планомерности, систематичности, последовательности педагогического воздействия; единство требований педагогов и родителей является очень важными в воспитательной работе со слабовидящими детьми. Несогласованность приемов воспитания плохо отражается на результате работы. В семье нормы воспитания должны поддерживаться, но так ли это. Зная контингент наших родителей смело скажем не всегда, следовательно это приводит к разрушению многих навыков примерного воспитания. У ребенка создается представление о том, что требования школы могут не выполняться.

Слайд 8 В заключении хочется отметить, что духовность и нравственность –это два понятия, без которых невозможно современное воспитание и развитие. Духовно-нравственное воспитание незрячих и слабовидящих детей - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной и противоречивой социальной среде. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностям, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно- нравственный иммунитет, делающим человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять этому.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!